ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Твердые бытовые отходы - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А40-209750/20 от 17.06.2022 Верховного Суда РФ
суда Московского округа от 23.03.2022 по делу № А40-209750/2020 по иску федерального государственного унитарного предприятия «Агропромышленный Комплекс «Непецино» Управления Делами Президента Российской Федерации к администрации поселения Воскресенское в городе Москве (далее – Администрация) об обязании произвести демонтаж следующих объектов благоустройства: на земельном участке с кадастровым номером 50:21:130304:280 возле дома № 30 в городе Москве, поселение Воскресенское, поселок Воскресенское, спортивной площадки площадью 370,7 кв. м, детской площадки общей площадью 379,2 кв. м, площадки под твердые бытовые отходы общей площадью 20,6 кв. м; на земельном участке с кадастровым номером 50:21:130304:281 возле домов № 36 и № 31 в городе Москве, поселение Воскресенское, поселок Воскресенское, детской площадки общей площадью 244 кв. м и возле дома № 39 в городе Москве, поселение Воскресенское, поселок Воскресенское, детской площадки общей площадью 240,7 кв. м, спортивной площадки общей площадью 157,7 кв. м, площадки под твердые бытовые отходы общей площадью 25,2 кв. м; восстановить нарушенное состояние окружающей
Определение № А05-13909/20 от 14.12.2021 Верховного Суда РФ
привести земельный участок, предназначенный для размещения объекта утилизации и захоронения твердых бытовых отходов (далее – ТБО) в соответствие с требованиями СП 2.1.7.1038-01, а именно: получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигона твердых бытовых отходов; в срок до 30.06.2019 обеспечить контроль за составом поступающих отходов, учет поступающих отходов, контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечить ремонт легкого ограждения, устроенного по периметру всей территории полигона, уплотнить на полигоне твердые бытовые отходы , произвести изоляцию грунтом уплотненного слоя твердых бытовых отходов, обеспечить контроль за фракционным, морфологическим и химическим составом отходов), суд установил, что общество в установленный решением по делу № 2-509/2018 срок не выполнило возложенные на него обязанности, в связи с чем администрация была вынуждена в апреле-мае 2020 года заключить договоры на выполнение работ по обустройству полигона ТБО, общая стоимость которых составила 1 973 500 руб., что послужило обращению истца в арбитражный суд с требованием
Определение № А41-88908/18 от 26.04.2022 Верховного Суда РФ
и захоронения твердых бытовых отходов, остальная часть участка передана в аренду для проведения работ по рекультивации. Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по обеспечению пожарной безопасности городского округа Балашиха от 22.06.2017 деятельность полигона «Кучино» приостановлена. Решением Арбитражного суда Московской области от 06.09.2017 по делу № А41-49755/2017 названный договор аренды расторгнут по требованию арендодателя в связи с нарушениями, допущенными арендатором. При рассмотрении дела суд установил, что общество «Заготовитель», эксплуатируя мусорный полигон, размещало твердые бытовые отходы не только на всем арендованном им земельном участке площадью 50,5 гектара, но и допустило смещение тела полигона на смежный земельный участок с кадастровым номером 50:15:0031002:59 (на площадь 4,0001 гектара). Работы по рекультивации оно не выполняло. В дальнейшем Арбитражным судом Московской области рассмотрен иск администрации к обществу «Заготовитель» о возмещении вреда, причиненного окружающей среде (дело № А41-63211/2017). Решением суда от 08.06.2018 с общества «Заготовитель» в пользу администрации взысканы 3 746 841 900 рублей в
Определение № 03АП-5656/19 от 12.05.2020 Верховного Суда РФ
по Красноярскому краю, и ссылки на действующий договор от 28.08.2015 № 102, суды установили следующее. Срок действия выданных обществу технических требований и условий от 10.09.2015 № 08/3852 истек 10.09.2016, поскольку строительство объекта дорожного сервиса обществом на основании согласия КГКУ УПРДОР по Красноярскому краю и в установленные договором от 28.08.2015 № 102 сроки не начато. Актом осмотра земельного участка от 31.01.2019, составленным ФКУ УПРДОР «Енисей», подтверждено, что на земельном участке отсутствуют капитальные строения, находятся твердые бытовые отходы , строительный мусор, в придорожной полосе сформированы бурты сыпучих материалов. Кроме того, учреждение не является правопреемником КГКУ УПРДОР по Красноярскому краю, в том числе по правам и обязанностям последнего из договора от 28.08.2015 № 102. В кассационной жалобе ООО «Альфа» повторяет свою позицию, которая была положена в основу поданного в суд заявления и которая всесторонне исследована в судебном разбирательстве. Выводы судов основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права, сформулированы применительно
Определение № А40-209750/20 от 22.06.2022 Верховного Суда РФ
н о в и л: Федеральное государственное унитарное предприятие «Агропромышленный Комплекс «Непецино» Управления Делами Президента Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд города Москвы к администрации поселения Воскресенское в городе Москве (далее – Администрация) об обязании произвести демонтаж следующих объектов благоустройства: на земельном участке с кадастровым номером 50:21:130304:280 возле дома № 30 в городе Москве, поселение Воскресенское, поселок Воскресенское, спортивной площадки площадью 370,7 кв. м, детской площадки общей площадью 379,2 кв. м, площадки под твердые бытовые отходы общей площадью 20,6 кв. м; на земельном участке с кадастровым номером 50:21:130304:281 возле домов № 36 и № 31 в городе Москве, поселение Воскресенское, поселок Воскресенское, детской площадки общей площадью 244 кв. м и возле дома № 39 в городе Москве, поселение Воскресенское, поселок Воскресенское, детской площадки общей площадью 240,7 кв. м, спортивной площадки общей площадью 157,7 кв. м, площадки под твердые бытовые отходы общей площадью 25,2 кв. м; восстановить нарушенное состояние окружающей
Постановление № А06-10709/14 от 20.08.2015 АС Поволжского округа
руб./куб.м (с НДС); с 01.02.2016 до 30.06.2016 – 139, 96 руб./куб.м (с НДС); с 01.07.2016 до 31.01.2017 – 141, 30 руб./куб.м (с НДС); с 01.02.2017 до 30.06.2017 – 141, 30 руб./куб.м (с НДС); с 01.07.2017 до 31.01.2018 – 144, 33 руб./куб.м (с НДС). Судами установлено, что указанные решение и постановление не предусматривают зависимость величины тарифа за складирование одного кубического метра отходов от соотношения веса к объему и от технических характеристик транспортного средства, доставляющего твердые бытовые отходы на полигон, следовательно, тариф на утилизацию установлен для фактически утилизируемых (захороняемых) твердых бытовых отходов, что соответствует фактически принимаемому на полигон объему твердых бытовых отходов. Данными актами не предусмотрена возможность дифференцировать тариф исходя из технической характеристики автомобиля с учетом среднего коэффициента уплотнения. Следовательно, тариф установлен за фактически принимаемый объем твердых бытовых отходов. В этой связи суды посчитали, что коэффициент уплотнения, применяемый ответчиком, является в данном случае дополнительной, не предусмотренной законодательством составляющей тарифа на услуги
Постановление № А61-514/2021 от 01.03.2022 АС Северо-Кавказского округа
при землеройных работах, полностью предназначен для использования в качестве строительного материала непосредственно в процессе строительства объекта, при этом излишнего грунта, который можно отнести к отходам в соответствии с проектной документацией не образуется, реализация грунта не предусмотрена, суд апелляционной инстанции отметил его противоречие абзацу восьмому пункта 3.4.6 положительного заключения № 91-1-1-3-2238-16, предусматривающему, что в процессе строительных работ образуются отходы 3, 4, 5 класса опасности: железобетон, сварочные электроды, промасленная ветошь, песок, щебень, тара из ЛКМ, твердые бытовые отходы , отходы асфальтобетона, от жизнедеятельности строительной бригады. Отходы, являющиеся вторичными ресурсами, подлежат утилизации специализированными организациями, имеющими лицензию на право обращения с данными видами отхода. Твердые бытовые отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности рабочего персонала, строительный мусор, избыточный грунт от рытья котлована и траншей, подлежат захоронению на полигоне твердых бытовых отходов. Между тем суды первой и апелляционной инстанций не учли следующее. Выводы судебных актов по существу рассмотренного спора должны основываться на анализе доказательств, представленных сторонами,
Постановление № А06-8571/14 от 27.08.2015 АС Поволжского округа
Астрахань» от 13.05.2010 № 58 установлены следующие тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов Обществом: - с 01.02.2013 по 31.01.2014 – 151,76 руб. с учетом НДС за 1 куб.м ТБО; - с 01.02.2014 по 31.01.2015 – 151,89 руб. с учетом НДС за 1 куб.м ТБО. Судами установлено, что данное решение не предусматривает зависимость величины тарифа за складирование одного кубического метра отходов от соотношения веса к объему и от технических характеристик транспортного средства, доставляющего твердые бытовые отходы на полигон. Согласно информации о тарифе на 2013-2014 годы по утилизации твердых бытовых отходов, размещенной на сайте Общества и указанной в спорном договоре, тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов с 01.07.2013 составляет 187,36 руб. за 1 куб. м отходов (включая НДС). Указанный тариф включает в себя также надбавку в размере 35,60 руб. (с учетом НДС), установленную в соответствии с решением Совета муниципального образования «Наримановский район» от 31.05.2013 № 39 «Об установлении надбавки
Постановление № А53-7152/14 от 05.03.2015 АС Северо-Кавказского округа
считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению. Как видно из материалов дела, 01.01.2012 ООО «Т.В.В.» (подрядчик) и общество (заказчик) заключили договор на оказание услуг на полигоне ТБО № 7, предметом которого является оказание услуг по приему и размещению на полигоне ТБО технической воды и твердых бытовых отходов. Заказчик оплачивает подрядчику услуги по приему и размещению твердых бытовых отходов и технической воды (пункт 1.2). В соответствии с пунктом 2.2 договора заказчик отправляет и сдает твердые бытовые отходы и техническую воду на полигон по талонам номиналом, который соответствует кубатуре транспортного средства. Талон при сдаче на полигон должен быть погашен печатью заказчика. Печать заказчика на талоне является подтверждением выполнения услуги подрядчиком. Согласно пункту 2.4 договора заказчик своими средствами (транспортом и рабочей силой) регулярно вывозит твердые бытовые отходы и техническую воду на полигон. Стоимость оказания услуг на полигоне составляет 58 рублей за 1 метр кубический твердых бытовых отходов и 25 рублей за 1
Постановление № А33-12621/14 от 16.04.2015 АС Восточно-Сибирского округа
применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам. Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, 01.04.2010 между истцом и ответчиком заключен договор № 151, в соответствии с которым ООО «Пивоваренная Компания «ЭЛПИ» размещает твердые бытовые отходы в мусорные контейнеры, используемые для сбора и вывоза твердых бытовых отходов от собственников и нанимателей помещений в многоквартирном жилом доме № 9 по ул. Академика Королева, и оплачивает ООО «Жилкомцентр» предусмотренную договором цену, а последний заключает со специализированной организацией договор на оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и оплачивает ей указанные услуги (пункт 1.2 договора). Согласно пункту 1.3 договора ответчик размещает твердые бытовые отходы в мусорные контейнеры по 0,033 куб.
Решение № 2-524/2014 от 01.07.2014 Баргузинского районного суда (Республика Бурятия)
Л : Обращаясь в суд, Прокурор Баргузинского района РБ просит обязать Администрацию муниципального образования городского поселения «п. Усть-Баргузин» устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, в том числе в сфере обращения с отходами производства и потребления, а именно обязать ликвидировать несанкционированные свалки в следующих местах: 1) Место, расположенное за пределами территории санкционированной свалки <адрес> с северной стороны, в лесном массиве и рядом с прилегающим лесным массивом за пределами ограждения санкционированной свалки, где обнаружены твердые бытовые отходы (бытовой мусор от населения: стеклотара, пластиковые бутылки, целлофановые пакеты, бытовая утварь, производственные и строительные отходы, отходы сельскохозяйственной деятельности и др.) общим объемом около 20 м3. Площадь занимаемой несанкционированной свалки 25 кв.м; 2) Место, расположенное на въезде в <адрес>, напротив <адрес>, в лесном массиве и рядом с прилегающим лесным массивом, где обнаружены твердые бытовые отходы (бытовой мусор от населения: стеклотара, пластиковые бутылки, целлофановые пакеты, бытовая утварь, отходы сельскохозяйственной деятельности, упаковочный материал и др.) общим
Решение № 2-3330/13 от 02.12.2013 Советского районного суда г.Томска (Томская область)
учетом отказа от части исковых требований): 1. справа от дороги, ведущей от Учебного реактора ТПУ (Кузовлевский тракт, 48) в северо – восточном направлении к Нефтихим - Томску, в 340 метрах от пересечения Северного объезда Томска и дороги, ведущей к ул. Пионерской п. Кузовлево г. Томска (географические координаты N 56 град. 34 мин. 34 сек. Е 84 град. 59 мин. 44 сек.). Площадь свалки составляет 20 кв.м., объем – 14 куб.м. Состав свалки – твердые бытовые отходы и строительный мусор. 2. в лесном массиве в 150 метрах с северо – запада от ул. Пионерской, 14 п. Кузовлево г. Томска (географические координаты N 56 град. 34 мин. 25 сек. Е 84 град. 59 мин. 52 сек.). Объем свалки составляет 24 куб.м. Состав свалки – твердые бытовые отходы и строительный мусор. 3. справа от дороги, ведущей от Учебного реактора ТПУ (Кузовлевский тракт, 48) в северо – восточном направлении к Нефтихим - Томску,
Апелляционное определение № 33-1075 от 28.03.2019 Тверского областного суда (Тверская область)
областного суда в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н., судей Кубаревой Т.В., Комаровой Ю.В., при секретаре Воробьевой В.А., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери 28 марта 2019 года по докладу судьи Комаровой Ю.В. дело по апелляционной жалобе Администрации Нелидовского района Тверской области на решение Нелидовского городского суда Тверской области от 12 ноября 2018 года, которым постановлено: «Исковые требования Ребане Александра Евгеньевича к администрации Нелидовского района Тверской области, Нелидовскому муниципальному унитарному предприятию « Твердые бытовые отходы - Сервис» о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, удовлетворить частично. Признать незаконными постановления администрации Нелидовского района Тверской области от 03 сентября 2018 года № 1259-па о прекращении трудового договора с директором Нелидовского муниципального унитарного предприятия «Твердые бытовые отходы - Сервис» и от 03 сентября 2018 года № 1260-па об увольнении директора Нелидовского муниципального унитарного предприятия «Твердые бытовые отходы - Сервис». Восстановить