ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Улично дорожная сеть общего пользования - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 12.05.2018) <О Транспортной стратегии Российской Федерации>
показатели (протяженность путей сообщения, характеристики их топологической связности); нагрузочные показатели (загрузка систем транспорта общего пользования, объемы пассажиропотоков и грузопотоков, скорости); потребительские показатели (тарифная обоснованность, удовлетворенность населения, ритмичность, предсказуемость и надежность транспортных связей, степень соответствия транспортным стандартам). Важнейшим интегральным макропоказателем в практике транспортного планирования должен стать баланс между функциональной нагрузкой (плотность, этажность и назначение застройки, плотность и уровень автомобилизации населения) и транспортным ресурсом территории (доля территории, занимаемая улично-дорожной сетью и сетями наземного общественного транспорта, пропускная способность улично-дорожной сети, провозные возможности систем транспорта общего пользования ). Необходим мониторинг прироста функциональной нагрузки, связанной с новым строительством и реконструкцией объектов различного назначения, и увеличения транспортного ресурса территории по месту строительства. Важным механизмом реализации транспортной политики является стратификация транспортной сети. Применительно к улично-дорожной сети это означает ее разделение на городские улицы различных типов и автономные внеуличные контуры транспортной сети городов, включающие скоростные автомобильные магистрали с контролируемым доступом. На железнодорожном транспорте - это разделение грузового
"Паспорт национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 15)
целевых показателей в части улично-дорожной сети городских агломераций; - объема средств, предоставляемых для достижения целевых показателей в части сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения вне городских агломераций. Определение объема средств, предоставляемых для достижения целевых показателей в части улично-дорожной сети городских агломераций, осуществляется с учетом численности населения города (городов), образующих городскую агломерацию. Мероприятия национального проекта в части модернизации дорожной сети городских агломераций проводятся в 38 городских агломерациях, участвующих в реализации приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги", городских агломерациях, образуемых административными центрами субъектов Российской Федерации, и городах с населением свыше 200 тысяч человек <10>. Определение объема средств, предоставляемых для достижения целевых показателей в части сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения вне городских агломераций, осуществляется с учетом состояния автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на основании данных федерального статистического наблюдения (форма федеральной статистической отчетности N 1-ДГ Сведения об автомобильных дорогах общего пользования и сооружениях на
"Методические рекомендации по развитию транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доступность медицинской инфраструктуры для населения"
участков автомобильных дорог общего пользования и участков улично-дорожной сети, непосредственно примыкающих к территории медицинских учреждений, либо обеспечивающих связь населенных пунктов, не имеющих медицинской инфраструктуры, с сетью автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения, включая информацию об их нормативном состоянии и запланированных мероприятиях по проведению ремонтно-восстановительных работ на очередной год; б. при необходимости формировать совместные комиссии для формирования перечней автомобильных дорог и участков улично-дорожной сети. 4. Органам местного самоуправления обеспечить информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведенных мероприятиях. 5. Уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления несут ответственность за обеспечение транспортной доступности медицинской инфраструктуры для населения. 5. Организация работы по развитию ПТОП, обеспечивающего доступность медицинской инфраструктуры для населения Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления в рамках своей компетенции рекомендуется: 1. В рамках разработки и/или актуализации комплексных схем транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования субъекта Российской Федерации, документов планирования регулярных перевозок
Апелляционное определение № 82-АПА19-2 от 11.07.2019 Верховного Суда РФ
баз, спортивных школ, крытых спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений, аттракционы; места для кемпингов, автозаправочные станции, объекты автосервиса. Согласно градостроительному регламенту территориальной зоны - зона объектов сельскохозяйственных угодий (СХ31), утвержденного оспариваемым нормативным правовым актом, разрешенное использование ограничено выращиванием сельскохозяйственных культур, производством на сельхозугодьях зерновых, бобовых, кормовых, технических, масличных, эфиромасличных и иных культур, льна, конопли, картофеля, листовых, плодовых, луковичных и бахчевых, в том числе с использованием теплиц, садоводство, а также размещением инфраструктурных объектов и объектов улично-дорожной сети общего пользования (основные виды разрешенного использования); условно разрешенные виды использования зоны СХ31 допускают осуществление на ней деятельности научного обеспечения сельского хозяйства и в области связи. Отнесение земельного участка к территориальной зоне СХ31 произведено в нарушение приведенных выше положений градостроительного законодательства, поскольку определенный документом территориального планирования - Генеральным планом города Кургана, вид функциональной зоны для данной части территории муниципального образования на дату принятия новых Правил землепользования и застройки оставался прежним - зона «природных территорий», функциональное
Апелляционное определение № 78-АПА19-2 от 13.03.2019 Верховного Суда РФ
транспортного назначения. Кроме того, приказом Росстандарта от 31.10.2017 № 52-пнст утвержден «ПНСТ 247-2017. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения (ПНСТ 247-2017)», который применяется наравне с действующими стандартами в области организации дорожного движения и может быть основой при проектировании объектов улично-дорожной сети и организации удобного и безопасного дорожного движения (пункт 1.1). В пункте 3.1 Предварительного национального стандарта Российской Федерации определено, что улично-дорожная сеть - это предназначенная для движения пешеходов и транспортных средств совокупность улиц, дорог общего пользования , внутриквартальных и других проездов, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, а также мосты, эстакады, подземные переходы, набережные, площади, разворотные площадки городских маршрутных транспортных средств, уличные автомобильные стоянки с инженерными и вспомогательными сооружениями, а также иные объекты, оборудованные техническими средствами организации дорожного движения в пределах красных линий градостроительного регулирования. Элемент улично-дорожной сети согласно пункту 2 Правил присвоения,
Апелляционное определение № 18-АПА19-44 от 07.08.2019 Верховного Суда РФ
2.07.01-89*»). Приказом Госстандарта от 31 октября 2017 г. № 52-пнст, утвержден «ПНСТ 247-2017. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения (ПНСТ 247-2017)», который применяется наравне с действующими стандартами в области организации дорожного движения и может быть основой при проектировании объектов улично-дорожной сети и организации удобного и безопасного дорожного движения (пункт 1.1). В пункте 3.1 указанного Предварительного национального стандарта Российской Федерации определено, что улично-дорожная сеть - это предназначенная для движения пешеходов и транспортных средств совокупность улиц, дорог общего пользования , внутриквартальных и других проездов, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, а также мосты, эстакады, подземные переходы, набережные, площади, разворотные площадки городских маршрутных транспортных средств, уличные автомобильные стоянки с инженерными и вспомогательными сооружениями, а также иные объекты, оборудованные техническими средствами организации дорожного движения в пределах красных линий градостроительного регулирования. К элементам улично-дорожной сети согласно пункту 2 Правил
Апелляционное определение № 78-АПА19-1 от 03.04.2019 Верховного Суда РФ
2.07.01-89*»). Приказом Росстандарта от 31 октября 2017 г. № 52-пнст утвержден «ПНСТ 247-2017. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения (ПНСТ 247-2017)», который применяется наравне с действующими стандартами в области организации дорожного движения и может быть основой при проектировании объектов улично-дорожной сети и организации удобного и безопасного дорожного движения (пункт 1.1). В пункте 3.1 указанного Предварительного национального стандарта Российской Федерации определено, что улично-дорожная сеть - это предназначенная для движения пешеходов и транспортных средств совокупность улиц, дорог общего пользования , внутриквартальных и других проездов, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, а также мосты, эстакады, подземные переходы, набережные, площади, разворотные площадки городских маршрутных транспортных средств, уличные автомобильные стоянки с инженерными и вспомогательными сооружениями, а также иные объекты, оборудованные техническими средствами организации дорожного движения в пределах красных линий градостроительного регулирования. К элементам улично-дорожной сети согласно пункту 2 Правил
Апелляционное определение № 9-АЛЛ8-21 от 27.02.2019 Верховного Суда РФ
Приказом Росстандарта от 31 октября 2017 г. № 52-пнст, утвержден «ПНСТ 247-2017. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения (ПНСТ 247-2017)», который применяется наравне с действующими стандартами в области организации дорожного движения и может быть основой при проектировании объектов улично- дорожной сети и организации удобного и безопасного дорожного движения (пункт 1.1). В пункте 3.1 указанного Предварительного национального стандарта Российской Федерации определено, что улично-дорожная сеть - это предназначенная для движения пешеходов и транспортных средств совокупность улиц, дорог общего пользования , внутриквартальных и других проездов, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, а также мосты, эстакады, подземные переходы, набережные, площади, разворотные площадки городских маршрутных транспортных средств, уличные автомобильные стоянки с инженерными и вспомогательными сооружениями, а также иные объекты, оборудованные техническими средствами организации дорожного движения в пределах красных линий градостроительного регулирования. К элементам улично-дорожной сети согласно пункту 2
Решение № А21-6637/2021 от 14.04.2022 АС Калининградской области
Между тем, как следует из заключения эксперта в разделе 12.2 экспертом подробно описано обоснование выбора аналогов земельных участков и как указал эксперт (стр.43 заключения), при выборе аналогов учитывался сегмент рынка земельных участков, связанных с продажей прав на земельные участки под объекты придорожного сервиса и производственной застройки, так как согласно Правилам землепользования и застройки Муниципального образования «Гурьевское городское поселение» земельный участок относится к территориям общего пользования – парки и скверы, городские сады, площади, улично-дорожная сеть общего пользования , береговые полосы водных объектов общего пользования, прочие). В зоне общего пользования допускается размещение линейных объектов инженерной (инженерных коммуникаций) и транспортной инфраструктуры. Суд, проанализировав заключение эксперта с точки зрения соответствия процессуальным критериям, пришел к выводу о том, что указанное заключение эксперта, является полным, обоснованным и достоверным, экспертиза проведена лицом, имеющим право на осуществление такой деятельности, экспертом соблюден порядок проведения экспертизы; по форме и содержанию заключение соответствует требованиям статьи 86 АПК РФ. Выбор
Решение № А41-14340/19 от 25.07.2022 АС Московской области
одновременно путь 1 и путь 2, при этом также сделан вывод, что путь 3 и 4 никогда не использовались и не могут использоваться, ввиду того, что являются обременительными для сторон, чем совместное использование пути 1 и пути 2. Довод ответчика о возможности использования пути через земельный участок 50:31:0020101:1013 (территория ТСН «Южные озера – 2») и земельный участок 50:31:0020101:2453 (ДПК «Васильково») судом отклоняется. На земельном участке 50:31:0020101:2453 отсутствует дорога, ввиду чего проезд невозможен. Улично-дорожная сеть общего пользования в деревне Масново-Жуково является не разграниченной государственной собственностью, следовательно реконструкцию обязано производить Администрация городского округа Чехов, Государственное казенное учреждение Московской области «Дирекция дорожного строительства». В настоящее время реконструкция генеральным планом, а также бюджетом не предусмотрена, что делает невозможным использование земельного участка для проезда. Также вдоль улично-дорожной сети в д. Масново-Жуково протекает р. Лопасня. Расстояние от береговой линии до улично-дорожной сети составляет 18-21 м. На сегодняшний день дорога в д. Масново-Жуково находится в
Постановление № 03АП-3103/19 от 24.06.2019 Третьего арбитражного апелляционного суда
жилищно-коммунального хозяйства и экологии администрации Емельяновского района Красноярского края» (заказчик) заключен муниципальный контракт №0119300033817000120_299969 от 08.11.2017, согласно пунктам 1.1. и 1.2 которого контракт заключен в соответствии с условиями, предусмотренными извещением об осуществлении закупки, документацией об электронном аукционе, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт на выполнение работ по строительству электрических сетей напряжением 10/0,4 кВ - 1 этап строительства объекта капитального строительства по титулу «Мероприятия по строительству электрических сетей напряжением 10/0,4 кВ и улично-дорожной сети общего пользования местного значения в пгт. ФИО4 Емельяновского района Красноярского края. Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ в соответствии с ведомостью объемов работ (Приложение №1 к контракту), требованиям к материалам, применяемым при выполнении работ (Приложение №2 к контракту), сводным сметным расчетом (Приложение №3 к контракту), а заказчик обязуется обеспечить проверку и приемку выполненных работ, оплатить результаты фактически выполненных подрядчиком работ в порядке, на условиях и в сроки, установленные контрактом. В пункте 2.1.
Постановление № А40-219068/20 от 24.05.2022 Девятого арбитражного апелляционного суда
ответчика. Земельный участок истца расположен вблизи иных участков, в связи с чем истец не лишен возможности организовать возможность въезда на свой участок через иные земельные участки. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истец не лишен был возможности организовать иной въезд на свой участок земли… При этом, эксперт также указал, что к месту предполагаемого железнодорожного переезда примыкают участки для размещения улично-дорожной сети общего пользования. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что размещение железнодорожного переезда на железнодорожных путях, примыкающих к улично-дорожной сети общего пользования в отсутствие согласования с компетентными государственными органами может создать угрозу для безопасности неограниченного круга лиц… В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что арендуемый истцом земельный участок расположен таким образом, что доступ к нему с земель общего пользования возможен только через соседний земельный участок, находящийся в собственности города Москвы, по которому проходят железнодорожные пути необщего пользования; суд первой инстанции, ссылаясь на решение Арбитражного суда
Постановление № А40-60018/14 от 26.03.2015 АС Московского округа
устранению помех в дорожном движении. Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций установили, что факт совершения Обществом вменяемого административного правонарушения подтвержден документально. Также суды отметили, что вступившим в законную силу решением Измайловского районного суда города Москвы от 27.03.2013 установлен факт несанкционированного перекрытия Обществом проезжей части, являющейся улично-дорожной сетью общего пользования четвертой категории. В частности, Общество установило инженерные конструкции (шлагбаум, ворота) на улично-дорожной сети дорожного пользования (проезд вдоль ООО «Вернисаж в Измайлово» от проектируемого проезда № 890 до Южной аллеи в районе пересечения с проектируемым проездом), ограничивающие движение вдоль выставки-ярмарки. В связи с чем суды признали, что обстоятельства, установленные данным решением суда общей юрисдикции, по правилам части 3 статьи 69 АПК РФ являются преюдициальными и доказыванию не подлежат. Суды проверили порядок и срок давности назначения административного штрафа и признали их соблюденными. Протокол об административном правонарушении в данном случае составлен и административное дело рассмотрено в один день в отсутствие представителя Общества.
Решение № 2-649/2021 от 14.10.2021 Гаврилов-ямского районного суда (Ярославская область)
течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к организации и проведению землеустроительных кадастровых работ путем проведения межевания и определения границ земельного участка, занятого улично-дорожной сетью д. Настасьино Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области. Исковое заявление мотивировано тем, что в ходе проведенной прокуратурой Гаврилов-Ямского района Ярославской области проверки соблюдения Администрацией Шопшинского сельского поселения земельного законодательства, законодательства в сфере безопасности дорожного движения установлено, что на территории муниципального образования проходит улично-дорожная сеть общего пользования по адресу: Ярославская область, Гаврилов-Ямский район, д. Настасьино, протяженностью 0,7 км (реестровый номер 3032). Межевание земельного участка указанной дороги не проведено, границы земельного участка не определены. Указанная улично-дорожная сеть имеет общественную значимость, так как обеспечивает транспортную доступность жителей населенного пункта и лиц, приезжающих в деревню. В судебном заседании старший помощник прокурора Чижова С.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Представитель ответчика Администрации Шопшинского сельского поселения в судебное
Решение № 2-309/19 от 15.08.2019 Нижнеломовского районного суда (Пензенская область)
осмотра и обследования земельного участка с кадастровом номером № по адресу: <адрес>, с целью выявления самовольного захвата муниципального земельного участка по указанному адресу. В ходе рейдового осмотра установлено, что земельный участок домовладения <адрес> граничит с земельным участком дома <адрес>. Выход от дома <адрес> на сторону <адрес> перегражден металлическим забором, установленным ФИО2, в связи с чем, произошло расширение границ земельного участка ФИО2 путем самовольного вынесения ограждения за его фактические границы. При этом, захвачена улично-дорожная сеть общего пользования по <адрес>. В адрес ответчика ФИО2 дважды 7 августа 2017 года и 15 марта 2018 года направлялись требования об освобождении земельного участка площадью 27,89 кв.м. Ответчиком указанные требования получены, однако до настоящего времени не исполнены. Таким образом, в судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела и не оспорено ответчиком, что на предписание органа государственного контроля и требования истца ФИО2 не реагирует и не принимает мер к освобождению самовольно занятой части земельного участка, находящегося
Решение № 2-800/2011 от 07.10.2011 Верхнеуральского районного суда (Челябинская область)
Верхнеуральского района к Администрации Сурменевского сельского поселения о признании бездействия незаконным, У с т а н о в и л: Прокурор обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сурменевского сельского поселения о признании бездействия незаконным. В судебном заседании прокурор Рубашин Н.Н. требования поддержал, пояснил, что при осуществлении надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о дорожной деятельности выявлены нарушения. Администрацией Сурменевского сельского поселения улично-дорожная сеть общего пользования в границах поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, не оформлена в собственность надлежащим образом, не в полном объеме включена в реестр муниципальной собственности, не определена балансовая принадлежность улично-дорожной сети в границах поселения, в связи с чем, в бюджете поселения денежных средств на содержание улично-дорожной сети ежегодно не предусматривается, установленные федеральным законодательством требования о безопасности дорожного движения и требования о содержании автомобильных дорог не исполняются. Так
Решение № 2А-86/2021 от 17.11.2021 Володарского районного суда (Нижегородская область)
Мопра в п. Дубки, р.п. ФИО2 отсутствует; земельный участок с кадастровым номером № объединен единым забором с земельными участками с кадастровыми номерами № (<адрес>) и № (<адрес>), и по факту используется ФИО1; доступ к данному участку, являющемуся в соответствии с материалами генерального плана муниципального образования «Рабочий поселок ФИО2» Володарского муниципального района Нижегородской области, утвержденного решением поселкового Совета рабочего поселка ФИО2 Володарского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ №, проездом и обозначенного как улично-дорожная сеть общего пользования в границах населенного пункта невозможен; ФИО1 не исполнены решения судов различных инстанций Нижегородской области по освобождению незаконно обустроенного земельного участка с кадастровым номером №. В связи с чем ФИО1 было рекомендовано освободить земельный участок и тогда необходимость поиска альтернативных путей подъезда службам быстрого реагирования к соседним земельным участкам исчезнет. Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, имеет категорию
Апелляционное определение № 33А-3344/2022 от 06.04.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)
единым забором с земельными участками с кадастровыми номерами 52:22:1000015:852 (ФИО4 [адрес], р.п. ФИО2, [адрес], земельный участок [номер]) и 52:22:1000015:853 (ФИО4 [адрес], р.п. ФИО2, [адрес], земельный участок [номер] А), и по факту используется ФИО3; доступ к данному участку, являющемуся в соответствии с материалами генерального плана муниципального образования «Рабочий поселок ФИО2» ФИО6 муниципального района ФИО4 [адрес], утвержденного решением поселкового Совета рабочего поселка ФИО2 муниципального района ФИО4 [адрес] [номер] от [дата], проездом и обозначенного как улично-дорожная сеть общего пользования в границах населенного пункта невозможен; ФИО3 не исполнены решения судов различных инстанций ФИО4 [адрес] по освобождению незаконно обустроенного земельного участка с кадастровым номером 52:22:100015:796. В связи с чем ФИО3 было рекомендовано освободить земельный участок и тогда необходимость поиска альтернативных путей подъезда службам быстрого реагирования к соседним земельным участкам исчезнет. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 52:22:1000015:796 площадью 336 +/– 6 кв.м., расположенный по адресу: ФИО4 [адрес],