ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Урегулирование конфликта интересов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 18-АД21-1 от 17.03.2021 Верховного Суда РФ
приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) установлено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать, в частности, определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов ; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому
Кассационное определение № 53-КАД23-9 от 25.10.2023 Верховного Суда РФ
соглашениями не подлежат применению (части 1, 4 статьи 8, статья 22). В соответствии со статьей 133 Закона о противодействии коррупции организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов ; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Упомянутый закон в статье 8 определяет круг лиц, которые обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представителю нанимателя (работодателю), иным уполномоченным лицам, определенным названным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. В пунктах 3 и 4 части 1 названной статьи такая обязанность
Постановление № 5-АД21-55 от 16.07.2021 Верховного Суда РФ
№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ) установлено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать, в частности, определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов ; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ определено, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не
Постановление № 46-АД22-2 от 11.02.2022 Верховного Суда РФ
Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции) установлено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов ; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. В части 1 статьи 14 названного закона определено, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное
Постановление № 5-АД23-62 от 28.12.2023 Верховного Суда РФ
Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции) установлено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов ; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. В силу статьи 14 Закона о противодействии коррупции в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1). Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное
Постановление № А31-7869/2022 от 06.09.2023 АС Волго-Вятского округа
организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. На основании части 2 статьи 13.3 Закона № 273-ФЗ меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов ; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. С целью формирования единого подхода к обеспечению работы по предупреждению и противодействию коррупции в организациях Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. Методическими рекомендациями предусмотрено проведение работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений для любых организаций, независимо от форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и других обстоятельств, а также
Постановление № А56-58661/2021 от 18.01.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
владельцах и обновлять ее не реже одного раза в год путем направления запросов своим участникам (акционерам). Информация о бенефициарах включается в отчетность общества и предоставляется по запросу контролирующих органов. Стандартом осуществления закупочной деятельности установлено, что одной из целей регулирования Закона № 223-ФЗ является предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Статьей 13.3 Закона № 273-ФЗ на все организации возложена обязанность по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции, в том числе предотвращение и урегулирование конфликта интересов . С учетом приведенных нормативных положений с целью недопущения конфликта интересов в соответствии с пунктом 1.5.9 Положения о закупках в пункте 3.5.3 Документации установлено требование о предоставлении информации о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) с приложением подтверждающих документов. Данное требование установлено в Документации и предъявляется ко всем участникам в равной степени, следовательно, заказчик обеспечил равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам; Закон № 223-ФЗ не
Постановление № А60-14983/2021 от 08.08.2022 АС Уральского округа
№ 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. С учетом социальной значимости услуг по водоснабжению и водоотведению нормы Закона №416-ФЗ направлены на урегулирование конфликта интересов собственников сети водоснабжения либо водоотведения, оказывающих соответствующие услуги абонентам, и общественных интересов, в том числе при выводе таких систем из эксплуатации. Так, согласно частей 1, 4 статьи 8 Закона № 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких
Решение № 2-4-9/2021 от 09.02.2021 Бежецкого городского суда (Тверская область)
В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных: лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов ; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Одним из способов противодействия коррупции является предотвращение совершения сделок с аффилированными организациями. С этой целью муниципальные унитарные предприятия обязаны составлять и хранить по месту своего нахождения списки аффилированных лиц. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона МУП «Сандовская Центральная районная аптека №50» исполнение данной обязанности проигнорировало, хранение списков аффилированных лиц унитарного предприятия не обеспечено и не осуществляется. Указанный факт может
Апелляционное определение № 33-3300/2014 от 22.09.2014 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))
участием прокурора Самойловой В.В. рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика на решение Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 04 июля 2014 года, которым по иску прокурора Аллаиховского района к Муниципальному образованию «Поселок Чокурдах» об обязании принять меры по предупреждению коррупции и в этой связи принять акты, определяющие: должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; регламентирующие сотрудничество с правоохранительными органами; этику и служебное поведение работников администрации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов ; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, п о с т а н о в л е н о: Исковые требования прокуратуры Аллаиховского района - удовлетворить. Обязать Муниципальное образование «Поселок Чокурдах» принять меры по предупреждению коррупции и в этой связи принять акты, определяющие: должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; регламентирующие сотрудничество с правоохранительными органами; этику и служебное поведение работников администрации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной
Апелляционное определение № 33А-9763/18А-021А от 16.07.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)
Детловского сельсовета» незаконным, по апелляционным жалобам административного ответчика депутата Детловского сельского Совета депутатов Никулина С.Н., главы Детловского сельсовета Никулина Н.А., на решение Курагинского районного суда Красноярского края от 25 апреля 2018 года, которым постановлено: «Административный иск прокурора Курагинского района Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к Детловскому сельскому Совету депутатов, депутату Детловского сельского Совета депутатов Никулину С.Н. о признании бездействия депутата Детловского сельского совета депутатов Никулина С.Н. по непринятию мер направленных на урегулирование конфликта интересов ; прекращении полномочий депутата Никулина С.Н. досрочно в связи с несоблюдением Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции»; признании решения Детловского сельского Совета депутатов от 06.04.2018 года №38-82р «Об избрании Главы Детловского сельсовета» незаконным, удовлетворить частично. Признать незаконными бездействие депутата Детловского сельского Совета Депутатов Курагинского района Красноярского края Никулина Сергея Николаевича по непринятию мер направленных на урегулирование конфликта интересов. Признать незаконным решение Детловского сельского Совета депутатов Курагинского района Красноярского
Решение № 2-866/17 от 01.12.2017 Смирныховского районного суда (Сахалинская область)
возложении обязанности принять меры по предупреждению коррупции УСТАНОВИЛ: Прокурор Смирныховского района, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Бастион» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по предупреждению коррупции, возложении обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения – разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; принять меры направленные на предотвращение и урегулирование конфликта интересов ; определить лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений; принять кодекс этики и служебного поведения работников. В обоснование заявленных требований указано о том, что в ходе проведения прокурорской проверки исполнения требований Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что в нарушение положений ст.ст.2, 3 7, 13.3 данного Закона, ответчиком не разработаны и не внедрены в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, не приняты меры, направленные
Решение № 2А-1753/19 от 23.05.2019 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)
противодействии коррупции Комсомольской-на-Амуре транспортной прокуратурой в эксплуатационном локомотивном депо Комсомольск-на-Амуре - структурном подразделении Дальневосточной дирекции тяги – Филиала ОАО «РЖД» выявлены нарушения Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Трудового кодекса Российской Федерации, а также нормативных актов ОАО «РЖД» в сфере противодействия коррупции, допущенные должностными лицами. По результатам проверки транспортным прокурором внесено представление от 31.01.2019 (№), в котором указано, что приказом начальника ТЧЭ-9 от 05.07.2018 №ДВТЧЭ-9-259 «О назначении должностного лица, ответственного за урегулирование конфликта интересов в эксплуатационном локомотивном депо Комсомольск-на-Амуре – структурном подразделении Дальневосточной дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиал ОАО «РЖД» заместитель начальника депо по кадрам и социальным вопросам Б Г.М. назначена ответственным должностным лицом за урегулирование конфликта интересов в ТЭЧ-9. Б Г.М. состоит в браке с машинистом Б С.М. Племянник Б Г.М. – С А.В. осуществляет свою деятельность в ТЧЭ-9 в должности помощника машиниста. Вместе с тем в декларациях о конфликте интересов, представленных