ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Установка общедомовых приборов учета на отопление - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минстроя России от 15.02.2017 N 98/пр "Об утверждении примерных форм перечня мероприятий, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов в многоквартирном доме"
тепловой энергии 3) Увеличение срока службы оконных и дверных балконных блоков Современные стеклопакеты с повышенным термическим сопротивлением Плата по гражданско-правовому договору, ЭСКО Система отопления и горячего водоснабжения 7. Установка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии Учет тепловой энергии, потребленной в многоквартирном доме Прибор учета тепловой энергии, внесенный в государственный реестр средств измерений Плата по гражданско-правовому договору 8. Установка коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды Учет горячей воды, потребленной в многоквартирном доме Прибор учета горячей воды, внесенный в государственный реестр средств измерений Плата по гражданско-правовому договору 9. Установка (модернизация) ИТП с установкой теплообменника отопления и аппаратуры управления отоплением, с настройкой параметров теплоносителя в системе отопления в зависимости от температуры наружного воздуха 1) Обеспечение качества теплоносителя в системе отопления 2) Автоматическое регулирование параметров теплоносителя в системе отопления 3) Продление срока службы оборудования и трубопроводов системы отопления 4) Рациональное использование тепловой энергии 5) Экономия потребления тепловой энергии в системе отопления 6) Устранение недотопов/перетопов
Письмо Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 (с изм. от 15.06.2018) "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (вместе с "Информацией об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением изменений, внесенных в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг")
от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии, имеют обязанность установить общедомовый прибор учета тепловой энергии, и техническая возможность установки такого прибора учета имеется, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в таком многоквартирном доме определяется с учетом повышающего коэффициента. Порядок применения повышающего коэффициента приведен в формулах 2.2 и 2.3 приложения N 2 к Правилам N 354; б) в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется ежемесячно - по формулам 3.1 и 3.3 приложения N 2 к Правилам N 354 и 1 раз в год - с учетом корректировки по формулам 3.2 и 3.4 приложения N 2 к Правилам N 354. Среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формулах 3.1 и 3.3 приложения
Решение Верховного Суда РФ от 24.06.2013 N АКПИ13-540 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3 критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627>
подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее - Критерии). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 апреля 2012 г., регистрационный N 23933, официально опубликован в "Российской газете" 16 мая 2012 г. Пунктом 3 Критериев предусмотрено, что техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 этого документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления . Л. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенной нормы недействующей, считая, что содержащийся в пункте 3 Критериев запрет на установку тепловых счетчиков, именуемых также распределителями затрат на отопление, в домах
Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (ред. от 21.12.2020) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями")
от 22.05.2019 N 637) (см. текст в предыдущей редакции) е) при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленной в многоквартирный дом по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), а также стоимость поставленной тепловой энергии при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раза представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается
Определение № 306-ЭС21-5297 от 12.05.2021 Верховного Суда РФ
общества «Ростелеком» в лице филиала в Республике Татарстан на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2020 по делу № А65-27809/2019 Арбитражного суда Республики Татарстан и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.01.2021 по тому же делу по исковому заявлению публичного акционерного общества «Ростелеком» к акционерному обществу «Зеленодольское предприятие тепловых сетей», Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о взыскании в солидарном порядке 3 499 439, 51 руб. задолженности по договору подряда на установку коллективных (общедомовых) приборов учета отопления и горячего водоснабжения от 30.12.2015 № 15-12/2015 ФС, из которых: 2 794 007, 02 руб. - задолженность, 705 432, 49 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 03.10.2016 по 30.10.2019, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества «Татэнергосбыт»; соответчиков: общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомплекс», муниципального образования «Город Зеленодольск» Зеленодольского муниципального района в лице Совета города Зеленодольск, УСТАНОВИЛ: решением
Решение № А09-2349/17 от 11.04.2016 АС Брянской области
на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений. Истец в обоснование заявленных исковых требований сослался на то, что во исполнение Федерального Закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», основной целью настоящего которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности», истцом - муниципальным унитарным предприятием городского округа «город Клинцы Брянской области» «Тепловые сети» на основании заключенных договоров подряда произведена установка общедомовых приборов учета на отопление и горячее водоснабжение в многоквартирных жилых домах города Клинцы в период с апреля 2013 года по декабрь 2014 года. Работа выполнена своевременно и качественно. Истец указал, что у ответчика - Клинцовской городской администрации, в период проведения работ по установке общедомовых приборов учета, на учете как бесхозяйные объекты недвижимого имущества находились жилые помещения в многоквартирных жилых домах, расположенных в городе Клинцы. Бесхозяйные жилые помещения подтверждены Выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое
Решение № А09-2030/17 от 11.04.2017 АС Брянской области
объяснения представителей сторон, суд также установил следующее. Клинцовской городской администрации на праве собственности принадлежат встроено-пристроенные нежилые помещения в многоквартирных жилых домах, расположенных в г.Клинцы. Право собственности на жилые помещения подтверждены Выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Во исполнение Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009г. «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности» МУП городского округа «город Клинцы Брянской области» «Тепловые сети» на основании заключенных договоров произведена установка общедомовых приборов учета на отопление и горячее водоснабжение в многоквартирных жилых домах города Клинцы в период с апреля 2013г. по декабрь 2014г. Работа выполнена своевременно и качественно. Претензий по качеству работы от ответчика не поступало. Оплата за установку общедомовых приборов учета произведена из расчета 1 кв.м. жилых помещений, принадлежащих на праве собственности и тарифа на 1 кв.м. Стоимость установки приборов учета по каждому объекту определена на основании локальных смет, согласованных с подрядными организациями. Поскольку ответчик оплату установки
Постановление № 17АП-11704/2022-ГКУ от 21.10.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
приборами учета используемых энергетических ресурсов. Если же собственник объекта в установленный срок не выполнил указанную обязанность и не привел имеющийся у него прибор учета энергетических ресурсов в соответствие с требованиями действующего законодательства, то оснащение приборами учета выполняется независимо от воли и за счет средств собственника такого объекта. Согласно представленному в материалы дела протоколу № 1 от 08.07.2017 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, по вопросу № 2 принято решение об установке общедомового прибора учета на отопление , горячую воду, холодную воду в МКД № 6 по ул. Ст. Разина г. Североуральска. По вопросу № 5 принято решение сумму начисления за проектирование, приобретение, установку и монтаж ОДПУ на тепловую энергию и ХВС выставить в платежном документе отельной строкой (установка ОДПУ), разово и распределить пропорционально кв.м. занимаемой общей жилой площади. 10.02.2017 между МУП «Комэнергоресурс» и собственниками помещений МКД заключен договор, согласно которому МУП «Комэнергоресурс» обязалось на основании протокола общего собрания
Постановление № 19АП-6244/16 от 17.11.2016 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
в соответствии с утвержденным Порядком предоставления субсидий заказчикам на финансирование работ по установке общедомовых приборов учета за счет средств бюджета городского округа - город Тамбов на 2013 год в целях возмещения затрат, в связи с выполнением работ по установке общедомового прибора учета в многоквартирном доме по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, 165 в сумме 9 056,50 руб. (п. 1.1. договора). В соответствии с п. 3.1.1 договора получатель субсидии обязан выполнить работы по установке общедомового прибора учета на отопление в соответствии со сметой на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Комитет обязан перечислить получателю субсидии денежные средства в сроки, установленные Порядком, на установку общедомового прибора учета на отопление в сумме 9 056,50 руб. на основании: - протокола решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта с участием собственников помещений; - расчета муниципальной доли; - заявки заказчика на получение из бюджета городского округа - город
Постановление № А64-5813/2017 от 29.05.2018 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело. Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта. Как следует из материалов дела, многоквартирный дом №8 по проезду Тулиновскому г. Тамбова (многоквартирный дом) находится в управлении ООО «Управдом 68» на основании договора управления. Собственники помещений многоквартирного дома приняли решение об установке общедомового прибора учета на отопление , что подтверждается протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома от 28.07.2014. Согласно ответу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости в 2014 году муниципальному образованию – город Тамбов принадлежала квартира, расположенная по адресу: г. Тамбов, проезд Тулиновский, д. 8, кв. 31, площадью 42,3кв.м. ООО «Управдом 68» обратилось с претензией от 08.11.2016 к Жилищному комитету администрации города Тамбова о выплате задолженности по
Решение № 2-1761/2017 от 11.07.2017 Дзержинского районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)
водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Истцом в судебное заседание представлена квитанция об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в квартире по адресу <...>, на общую сумму <данные изъяты>., из которых: взнос на капитальный ремонт - <данные изъяты>., текущий ремонт - <данные изъяты>., установка общедомовых приборов учета на горячую воду - <данные изъяты>., установка общедомовых приборов учета на отопление <данные изъяты>., отопление - <данные изъяты>., содержание жилья <данные изъяты>. Суд приходит к выводу о возмещении истцу расходов по оплате за отопление в сумме 2216 руб. 07 коп. и взыскивает указанную сумму с Рыбалко Н.М. в пользу Золотухина В.И. В удовлетворении требований о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, а именно: взнос на капитальный ремонт, текущий ремонт, установка общедомовых приборов учета на горячую воду, установка общедомовых приборов учета на отопление,
Решение № 2-667/2012 от 08.10.2012 Алатырского районного суда (Чувашская Республика)
заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об избрании организации по выполнению работ по проектированию, поставки и монтажу общедомового прибора учета на отопление и ГВС Фирма <данные изъяты> и об установлении порядка оплаты за проектирование, поставку и монтаж общедомового прибора учета на отопление и ГВС равными долями с каждой квартиры, согласно предоставленных расчетных документов; о поручении членам домового комитета от имени всех собственников помещений обратиться в суд для принудительного взимания средств для установки общедомового прибора учета на отопление и ГВС, отключать от ГВС до полного погашения долга; об утверждении тарифа на текущий ремонт в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. с 1 кв.м. жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ ответчики Баранова Е.А. и Быстрякова Е.И. обратились с заявлениями в Алатырскую межрайонную прокуратуру Чувашской Республики с просьбами провести проверку по их заявлениям о законности управления <данные изъяты> и правомерности действий председателя домового комитета, принять меры прокурорского реагирования по доводам, изложенным в заявлении. Свои
Решение № 2-117/2018 от 05.03.2018 Кувандыкского районного суда (Оренбургская область)
26612 руб. 90 коп. исходя из расчета: 11000 руб. (август) + 11000 руб. (сентябрь) + 4612 руб. 90 коп. (11000 руб. : 31 (количество дней в октябре) х 13 дней (количество дней просрочки в октябре). Согласно справке АО «Оренбургская финансово-информационная система «Город» от 22 февраля 2018 г., за период с 1 мая 2017 г. по 31 октября 2017 г. по адресу: <адрес> имеется задолженность в размере 271 руб. 38 коп. – за установку общедомовых приборов учета на отопление и за следующие коммунальные услуги: 542 руб. 35 коп. - холодное водоснабжение, 1993 руб. 72 коп. – горячее водоснабжение, 8717 руб. 02 коп. – отопление, 712 руб. 49 коп. – водоотведение, 11458 руб. 83 коп. – содержание жилого помещения, всего 23695 руб. 79 коп. Также за указанный период начислена задолженность за капитальный ремонт в размере 3005 руб. 10 коп. В соответствии со ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные