ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Установление двух видов разрешенного использования - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2012 N 297-р (ред. от 28.08.2014) <Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы>
по целевому назначению на категории предусматривает в том числе: определение правового режима земельных участков на основании видов разрешенного использования в соответствии с документами территориального планирования, в том числе создание классификатора видов разрешенного использования земельных участков; обеспечение защиты от произвольного и (или) необоснованного изменения видов разрешенного использования земельных участков при осуществлении территориального зонирования, в том числе обеспечение сохранения особо ценных земель; установление допустимого соотношения между основными и вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков; установление порядка определения видов разрешенного использования земельных участков при отсутствии документов территориального планирования. Совершенствование порядка предоставления земельных участков гражданам и организациям предусматривает в том числе: предоставление земельных участков на торгах, проводимых в общем порядке в виде открытых аукционов; установление перечня случаев льготного предоставления земельных участков (без торгов, по льготной цене или бесплатно и др.), в том числе с учетом необходимости поддержки развития отраслей экономики, социальной поддержки населения, включая повышение уровня жизни сельского населения и коренных малочисленных народов Севера,
Разъяснение Минэкономразвития РФ от 15.12.2011 "Разъяснения Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости"
датой оценки (датой проведения оценки, датой определения стоимости) является дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки. В соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки. Вопрос Возможно ли определение ( установление) кадастровой стоимости земельного участка, отнесенного к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, с установленным видом разрешенного использования "для размещения домов многоэтажной жилой застройки"? В случае, если определение (установление) кадастровой стоимости в указанном случае невозможно, то каким образом определяется налоговая база по земельному налогу? Ответ Согласно пункту 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) к землям особо охраняемых территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, природоохранного назначения, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, иные особо ценные земли. Для целей определения кадастровой
Статья 35.
части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи. 14. В течение пяти рабочих дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет такие документы для согласования в: 1) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в случае, если предполагается включение земельных участков в границу населенного пункта либо исключение земельных участков из границы населенного пункта и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков, предоставленных воинским формированиям или органам, организациям, предприятиям, учреждениям, осуществляющим функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности; 2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение участками лесного фонда (за исключением случаев, если указанные полномочия переданы в порядке, установленном лесным законодательством, органу государственной власти субъекта Российской Федерации), в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных
Определение № 305-ЭС19-7351 от 07.06.2019 Верховного Суда РФ
Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.02.2019 по делу № А41-18635/2018, у с т а н о в и л: Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Московской области к администрации городского округа Химки Московской области (далее - Администрация), Министерству имущественных отношений Московской области со следующими требованиями: - признать незаконным решение Администрации, содержащееся в сообщении от 22.12.2017 № Р001-2594274872-9348262, об отказе в принятии решения об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка площадью 2597 кв.м с кадастровым номером 50:10:060109:84, расположенного по адресу: <...> вблизи дома № 34, виду разрешенного использования, указанному в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 (далее – Классификатор) - «обслуживание автотранспорта» (пункт 4.9); - признать незаконным решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области, содержащееся в сообщении от 08.12.2017 № 164-3, об отказе в установлении соответствия
Определение № А41-73533/19 от 13.08.2021 Верховного Суда РФ
области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2017 год" за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, базовый размер арендной платы устанавливается в двукратном размере. Двукратный базовый размер арендной платы применяется со дня установления факта указанных нарушений. Между ООО "ТОПАЗ" и ООО "ПДК" было заключено соглашение от 03.08.2018 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 11.07.2013 N 43/13. Комитетом 05.12.2019 был произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 50:56:0010205:132. Из акта обследования земельного участка от 05.12.2019 следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:56:0010205:132 используется под размещение платной автомобильной автостоянки, что противоречит установленному виду разрешенного использования вышеуказанного земельного участка, исходя из чего в действиях ООО "ПДК" выявлены признаки использования земельного участка, предназначенного для строительства объектов коммунально-бытового назначения (площадка для временного хранения транспортных средств, элементов инженерной инфраструктуры и благоустройства) не по целевому назначению. Обращаясь в арбитражный суд с
Определение № 10АП-19756/18 от 20.08.2019 Верховного Суда РФ
заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Московская обл., Раменский район, городское поселение Раменское, в северо-восточной части кадастрового квартала, об обязании Управления совершить необходимые действия по установлению соответствия между разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020262:406 площадью 23 966 кв. м; об обязании Управления устранить нарушенные права заявителя путем подготовки, направления на подпись и согласования решения об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов использования в администрацию муниципального образования Раменского муниципального района Московской области (далее – Администрация), в Министерство имущественных отношений Московской области (далее – Минмособлимущества), при необходимости в соответствующие комиссии, ведомства, министерства Московской области; об обязании Администрации принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении Общества (для многоэтажной застройки, застройки объектами культурно- бытового и торгового назначения, застройки административными, общественно-деловыми зданиями, объектами образовательного и социального назначения), и
Апелляционное определение № 70-АПА19-1 от 22.05.2019 Верховного Суда РФ
г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации». Решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 января 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено частично: пункт 52 приложения 2 к Решению № 32 в части установления коэффициента арендной платы (Ка) в размере 5,5 в отношении земельных участков с видом разрешенного использования - магазины (код 4.4) признан не действующим со дня вступления судебного акта в законную силу. В апелляционной жалобе Городская Дума муниципального образования город Новый Уренгой, просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Полагает, что поскольку ООО «Гранд-При» является субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, заявленные им требования, сводящиеся к изменению условий заключенного договора аренды, подлежали рассмотрению в
Постановление № Ф03-3748/2022 от 16.08.2022 АС Дальневосточного округа
кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 171-ФЗ), разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. Частью 13 статьи 34 названного закона предусмотрено, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка. Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что изменение
Постановление № А60-305/2021 от 06.12.2021 АС Уральского округа
171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному Классификатору. В соответствии с пунктом 13 данной статьи по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка Классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным Классификатором видов решенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка. Согласно части 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации правообладателями
Постановление № 17АП-3148/2018-ГК от 27.04.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон (п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В соответствии с ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка. Согласно кадастровой выписке, земельный участок с кадастровым номером 59:34:0000000:951 относится
Постановление № 17АП-16831/17-ГК от 12.12.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется. В соответствии с пунктом 13 данной статьи по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов решенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка. Как следует из материалов дела, Общество является арендатором земельного участка,
Постановление № 17АП-15953/17-ГК от 19.12.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. В соответствии с пунктом 13 данной статьи по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов решенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка. Согласно части 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации правообладателями
Апелляционное определение № 66А-984/2021 от 10.08.2021 Второго апелляционного суда общей юрисдикции
обслуживания», размещение которых по смыслу подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации должно относиться к одному из видов разрешенного использования земельного участка. Ссылка административного ответчика на то, что вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами № и № установлен до утверждения приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, при приведении в соответствии с которым в отношении этих участков предполагается установление двух видов разрешенного использования , одно из которых имеет торговое назначение и носит преимущественный характер, основана на предположениях и не опровергает изложенные выше выводы об отсутствии предусмотренного подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации условия для включения спорного здания в оспариваемые Перечни. Иное толкование административным ответчиком норм материального права и его несогласие с произведенной судом оценкой доказательств не может повлечь отмену принятого по делу судебного акта, постановленного при соблюдении правил такой оценки, установленных
Апелляционное определение № 33А-3212/2022 от 27.05.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)
дома, а вид разрешенного использования «блокированная жилая застройка» допускает размещение домов блокированной застройки, совмещенных общими стенами, каждый из которых должен находиться на отдельном земельном участке. В соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка. Материалами дела установлено, что ФИО1 с 30.12.2014 года является собственником
Решение № 2-5186/2021 от 26.11.2021 Адлерского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)
в территориальной зоне «ОЦ1», к основным видам разрешенного использования относятся в том числе: «для индивидуального жилищного строительства» и «гостиничное обслуживание». Согласно п. 4 ст. 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. В связи с чем ФИО1 обратился в отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № для установления двух видов разрешенного использования : «для индивидуального жилищного строительства» и «гостиничное обслуживание». Уведомлением Управления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ приостановлен государственный кадастровый учет по причине наличия на земельном участке объекта капитального строительства с кадастровым номером № с назначением Многоквартирный дом. В связи с чем целевое назначение объекта капитального строительства не соответствует выбранному виду разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (код 2.1), гостиничное обслуживание (код 4.7) Вместе с тем, на земельном участке с кадастровым номером № отсутствуют объекты
Решение № 12-145/18 от 23.01.2019 Барабинского районного суда (Новосибирская область)
Росреестра по Новосибирской области с просьбой объяснить, как устранить нарушение (через 30 дней был дан ответ, в котором указано, что необходимо дополнить существующий вид разрешенного использования). В то же время после звонка супруги в Управление Росреестра по НСО, ее направили к начальнику отдела, занимающегося регистрацией земельных участков. Выслушав ситуацию, было сказано, что необходимо дополнить существующее назначение, назначением: магазины. Вновь обратившись в администрацию г. Барабинска попросили уточнить в Управлении Росреестра по НСО возможность установления двух видов разрешенного использования земельного участка. После взаимодействия администрации г Барабинска и Управления Росреестра по НСО были выданы необходимые для регистрации документы. Несмотря на то, что основные виды разрешенного использования выбираются самостоятельно по декларации, в связи с тем что ПЗЗ г. Барабинска не утверждено, для регистрации в Росреестре от администрации требуется справка, подтверждающая что выбранный вид относиться к основным, без которой не возможно было самостоятельно дополнить вид разрешенного использования, которую не выдавали, ссылаясь на невозможность установления
Постановление № 1-167/18 от 24.04.2018 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)
действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции в отношении объекта индивидуального жилого строительства, являются: количество этажей – не более трех; отсутствие жилых помещений (квартир), являющихся самостоятельными объектами недвижимости; - согласно пункта 8 Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков, утвержденного Постановлением ФИО1 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков, осуществляется в соответствии с действующей градостроительной документацией, принятой до ДД.ММ.ГГГГ; - согласно Таблицы соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель, утвержденной Постановлением ФИО1 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, вид функционального использования земельного участка «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений» соответствует виду разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства», то есть размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); - согласно Генеральному плану курортного района