ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Уточнение границ между субъектами - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Росреестра от 30.05.2016 N П/0263 (ред. от 20.07.2021) "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации"
деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований <2>; -------------------------------- <2> Если в соответствии с законодательством Российской Федерации правом осуществления данного полномочия не наделен территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по федеральному округу. 7.1.21. федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии; 7.1.22. предоставление субъектам геодезической и картографической деятельности соответствующих сведений о геодезической и картографической изученности местности на участках планируемых работ; 7.1.23. представительство интересов Российской Федерации по делам, связанным
"Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации подготовки к паводкоопасному периоду" (утв. МЧС России 04.12.2014 N 2-4-87-40-14)
движения транспорта, санитарно-эпидемических мероприятиях и т.д.); планирование конкретных предупредительных инженерно-технических мероприятий, мер защиты и других профилактических работ, организация их выполнения; уточнение планов в части действий органов управления и сил при наводнении (планы мероприятий по смягчению и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасном периоде на территории субъекта Российской Федерации и муниципальных образований на год); корректировка существующих генеральных планов, правил землепользования и застройки поселений и документации по планировке территорий с учетом зон затопления, подтопления с соответствующим нанесением границ зон затопления, подтопления территории 1% и 10% обеспеченности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" с учетом инвентаризации объектов недвижимости в этих зонах; разработка, ежегодная корректировка совместно с территориальными органами Ростехнадзора, Росводоресурсов и Росгидромета, органами местного самоуправления и утверждение решением КЧС и ОПБ субъекта реестра рисков затопления населенных пунктов, попадающих в зону затопления, подтопления, вызванных различными гидрологическими и гидродинамическими явлениями и процессами; постановка задач
Указ Президента РФ от 13.08.1998 N 957 "Об утверждении границ закрытого административно-территориального образования - поселка Солнечного Красноярского края"
обнаруженных заболеваний и путей вывода животных в безопасную зону, уточнения эпизоотического состояния районов размещения и мест выпаса и водопоя животных. Для ведения ветеринарной разведки создаются специальные подразделения из сотрудников ветеринарных учреждений, а также из состава формирований службы защиты животных и растений. 8. Фитопатологическая разведка планируется с тем, чтобы выявить заболевания растений, определить границы распространения обнаруженного заболевания, уточнить фитопатологическое состояние районов размещения и мест выпаса и водопоя животных. Для ведения фитопатологической разведки создаются специальные подразделения из специалистов учреждений и формирований службы защиты животных и растений. 3.6. Коммунально-бытовое обслуживание эваконаселения 3.6.1. Общие положения 1. Эксплуатацию систем коммунально-бытового обслуживания осуществляют специализированные предприятия (городские, районные, межрайонные), специализированные подразделения многоотраслевых объединений и предприятий жилищно-коммунального хозяйства органов местного самоуправления, предприятий и организаций агропромышленного комплекса, других министерств и ведомств. Обеспечение подготовки и надежного функционирования систем коммунально-бытового обслуживания возможно только при комплексном подходе и координации действий всех субъектов системы. Ответственными за выполнение указанных функций должны назначаться, как
Постановление № 13АП-24134/19 от 19.02.2020 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
реестровых дел в отношении названных участков в филиал Кадастровой палаты по Ленинградской области. Письмами от 14.07.2017, 29.11.2018, 04.03.2019 Кадастровая палата в лице филиала по Санкт-Петербургу уведомила Общество о том, что по состоянию на даты рассмотрения обращений заявителя Участки расположены в границах кадастрового округа 78 «Петербургский», утвержденных приказом Федерального агентства объектов недвижимости от 19.03.2008 № П/0073, что созданной во исполнение распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2015 № 15-рп межведомственной рабочей группой проводятся мероприятия по вопросу уточнения границ между субъектами Российской Федерации - городом федерального значения Санкт-Петербургом и Ленинградской области, и что передача кадастровых и реестровых дел на Участки в филиал по Ленинградской области станет возможна после уточнения границ между субъектами, а также границ кадастровых округов 78 «Петербургский» и 47 «Ленинградский». Полагая, что Кадастровая палата в лице филиала по Санкт-Петербургу, не принимая мер передаче филиалу по Ленинградской области кадастровых и реестровых дел в отношении Участков, создает Обществу препятствия в оформлении прав на них,
Решение № А56-109901/20 от 04.08.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
шоссе, у д.42, под размещение торгового павильона. Право аренды зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 47:14:0604001:34 от 23.03.2020. На земельном участке возведен торговый павильон, права на который зарегистрированы 13.07.2017, что подтверждается выпиской из ЕГРН на объект капитального строительства с кадастровым номером 47:14:0612001:449 от 23.03.2020. При этом, как указывает истец, в 2017 году ему стало известно, что земельный участок и объект капитального строительства, в результате уточнения границ между субъектами Российской Федерации Ленинградской областью и городом федерального значения Санкт-Петербург, располагаются на территории города федерального значения Санкт-Петербург. Согласно письму филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу от 25.02.2020 № ИСХ/ОГ/00617 сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами 47:14:0604001:34 и 47:14:0612001:449 внесены в ЕГРН на территории кадастрового округа «Петербургский». Истец обратился в Комитет с просьбой о расторжении договора аренды от 21.04.2011 № 997 и заключении нового договора. В ответе ГКУ «Имущество СПб» от 10.07.2020 указало, что
Постановление № 13АП-841/2015 от 30.03.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
Федерации. Поскольку, как установлено судом, земельный участок используется Предпринимателем для размещения автостоянки, огорожен по периметру забором, доступ на участок ограничен, требование об освобождении земельного участка путем выселения Предпринимателя в силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации также признано судом обоснованным. Апелляционный суд согласен с изложенными в решении выводами по следующим основаниям. Судом сделан правильный вывод о нахождении спорного земельного участка в границах Санкт-Петербурга на момент проведения кадастрового учета. Соглашением «Об уточнении границы между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью как субъектами Российской Федерации», подписанным в марте 2003 года губернаторами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, установлено описание административной границы между субъектами Российской Федерации - Санкт-Петербургом и Ленинградской областью. Соглашение об уточнении границы утверждено в установленном порядке постановлением Законодательного собрания Санкт-Петербурга от 03.03.2004 № 123 и постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 23.12.2003 № 1326, вступило в силу и в судебном порядке не оспорено. В соответствии с указанным соглашением принят Закон Санкт-Петербурга от 25.07.2005
Постановление № А19-11659/14 от 18.08.2015 АС Восточно-Сибирского округа
площадь фактического землепользования – 2 315 кв.м, подготовлен межевой план по уточнению границ данного участка (т. 2, л.д. 35-43). Согласно выполненному в 2014 году заключению кадастрового инженера Восточно-Сибирского филиала ФГУП «Госземкадастрсъемка» Патрикеева К.В. в ходе согласования границ земельного участка с земельным департаментом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска выяснилось, что 29.11.2013 на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 38:36:000000:3746. При этом кадастровым инженером был выявлен факт пересечения земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:1093 с земельным участком с кадастровым номером 38:36:000000:3746, находящимся в муниципальной собственности г. Иркутска с разрешенным использованием – под автомобильную дорогу (право муниципальной собственности на участок зарегистрировано 09.01.2014), площадь пересечения составляет 446 кв.м. Полагая, что границы муниципального земельного участка с кадастровым номером 38:36:000000:3746 частично накладываются на границы земельного участка, занятого зданием областной собственности и относящегося в силу закона к государственной собственности субъекта Российской Федерации, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. При
Постановление № А17-11068/19 от 17.03.2021 АС Ивановской области
местоположение береговой линии (границы водного объекта) изменилось в результате естественных процессов руслоформирования, воздействий антропогенного характера и стихийных бедствий; б) если местоположение береговой линии (границы водного объекта) необходимо для установления границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос соответствующего водного объекта (пункт 3 Правил № 377) Уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется в случаях: а) осуществления распоряжения водным объектом или его частью; б) в иных случаях при необходимости повышения точности установленного местоположения береговой линии (границы водного объекта) (пункт 4 Правил № 377). В силу пункта 5 Правил № 377 установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов
Апелляционное определение № 33-2162/2021 от 21.01.2021 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)
об одобрении Санкт-Петербургом в течение длительного времени соответствующих действий исполнительных органов Ленинградской области, передавших ответчику во владение спорный земельный участок. Денежные средства, оплаченные ответчиком за более 15 лет использования земельного участка в период, когда по утверждению истца данный участок принадлежал Санкт-Петербургу, ответчику не возвращены. При этом на какие–либо обстоятельства, позволяющие придти к выводу о наличии оснований, установленных статьями 55 и 56 Конституции РФ, при которых реализация прав субъектов Российской Федерации на изменение и уточнение границ между субъектами Российской Федерации в нарушение положений части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации может затрагивать права и свободы ответчика, истец по делу не ссылался. Из материалов дела такие обстоятельства не следуют и судом первой инстанции не установлены. Из принятого Российской Федерацией обязательства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах ее территории и под ее юрисдикцией лицам права и свободы человека и гражданина без какого-либо различия,
Решение № 2-184/2021 от 08.02.2021 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)
-признать недействительными результаты межевания указанного земельного участка и исключить из ЕГРН сведения о координатах характерных точек земельного участка с кадастровым номером 47:07:0488003:10, внесенные на основании материалов межевого дела от 17.04.2006г., подготовленного ООО «Вектор»; -внести в ЕГРН сведения о декларативной площади земельного участка кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, равной 2000 кв.м. В обоснование требований указано, что в соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №-пр «О создании Межведомственной рабочей группы по вопросу уточнения границы между субъектами Российской Федерации – городом федерального значения Санкт-Петербургом и <адрес>ю» была создана рабочая группа (далее – Рабочая группа). Пунктом 1.6.3 Протокола №-Зам от ДД.ММ.ГГГГ заседания Рабочей группы (далее – Протокол) Управлению Росреестра по <адрес> (далее – Управление) поручено провести работу по исправлению реестровых ошибок в судебном порядке в отношении земельных участков, указанных в пункте 1.6.1 Протокола, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:07:0488003:10. Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН)
Решение № 2-1608/11 от 22.04.2011 Смольнинского районного суда (Город Санкт-Петербург)
и охраняемых законом интересов Российской Федерации и жителей Ленинградской области оспариваемым постановлением, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. При этом суд полагает, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий Законодательного Собрания Ленинградской области, в соответствии с действующим законодательством. Позиция заявителя основана на неверном и необоснованном выводе о том, что, не смотря на указание в оспариваемом постановлении на то, что имело место уточнение границы между двумя субъектами Российской Федерации, в действительности Дополнительным соглашением граница между субъектами была изменена. Вопрос об изменении границ между субъектами Российской Федерации решается в соответствии с частью 3 статьи 67, подпунктом "а" части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации. В Конституции РФ отсутствуют правовые нормы, определяющие, каким правовым актом должны были быть установлены границы субъектов Федерации, В Конституции РФ предусмотрено, что к ведению Совета Федерации относится утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации (п. "а" ч. 1 ст. 102). В соответствии с данной нормой
Решение № 2-2715/2021 от 11.10.2021 Выборгского городского суда (Ленинградская область)
об уточнении границы, Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 411-68 «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга» и вступившим в действие с 23.06.2010 Областным законом Ленинградской области от 15.06.2010 № 32-оз «Об административно - территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения». На сегодняшний день дополнительным соглашением от 03.08.2010 г. к соглашению «Об уточнении границы между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, как субъектами Российской Федерации», установлены границы между Санкт-Петербургом и Ломоносовским и Выборгским районами Ленинградской области. В целях уточнения границы между субъектами Российской Федерации - городом федерального значения Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, в соответствии с Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2015 № 15-рп, была создана Межведомственная рабочая группа (далее - Рабочая группа). Задачей Рабочей группы является, в том числе, осуществление анализа сведений о земельных участках, расположенных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в пределах 500 м от границы между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью в каждую сторону. Рабочей группой было установлено, что по результатам осуществления государственного кадастрового учета