ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Валютный контроль по товарам - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление Правительства РФ от 01.09.1996 N 1052 "О Федеральной целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 1996 - 1997 годы и на период до 2000 года"
железнодорожных станциях, ставших пограничными, осуществление эффективного таможенного контроля при бесперебойном транспортном сообщении требует создания необходимого путевого хозяйства и инфраструктуры. Слабое оснащение современными техническими средствами таможенного контроля, вычислительными средствами и средствами связи усложняет таможенное оформление товаров и не обеспечивает качественный контроль за перемещаемыми через границу товарами и транспортными средствами. Предстоит завершить создание системы обеспечения федеральных органов исполнительной власти информацией по таможенной статистике. Несовершенство действующего законодательства объективно сдерживает возможности таможенно-банковского валютного контроля. Необходимо формирование нормативной базы в целях обеспечения качественного таможенного оформления перемещаемых товаров и повышения полноты взимания таможенных платежей в федеральный бюджет. Недостаточно унифицированы процедуры таможенного оформления товаров, что приводит к значительным затратам времени российскими участниками внешнеэкономической деятельности. Предстоит повысить надежность таможенного контроля за перемещением некоторых специфических товаров, в частности вооружений и военной техники, товаров двойного назначения, ядерных и делящихся материалов, исчезающих видов флоры и фауны, произведений интеллектуальной собственности, добиться эффективного пресечения особо социально и экономически опасной контрабанды (оружия и боеприпасов,
Письмо Минфина РФ от 09.04.2004 N 15-05-29/455 <О практике разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением статьи 15.25 КоАП РФ>
территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврате переведенной за эти товары суммы денежных средств в связи с зачетом обязательств на момент привлечения к адм. ответственности, был признан арбитражным судом недлящимся. Резидент заключил импортный контракт на поставку оборудования. 24.05.2001 с текущего счета резидента был произведен авансовый платеж в пользу нерезидента. На момент привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ (постановление органом валютного контроля вынесено 30.06.2003) товар на сумму, указанную в контракте, ввезен не был, аванс не возвращен. Арбитражный суд, в который резидент обжаловал постановление в части размера административного наказания (факт совершения правонарушения резидентом не оспаривался), проверяя оспариваемое постановление в полном объеме, отменил его на основании следующего. От момента совершения правонарушения (90 календарных дней с даты осуществления авансового платежа (24.08.2001)) до момента привлечения к административной ответственности (30.06.2003) прошло больше года. Данное обстоятельство согласно ч. 1 ст. 4.5, ч. 6
Постановление Правительства РФ от 04.10.2002 N 733 "О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды от 8 февраля 1992 г."
декларации в отношении научных или коммерческих образцов, временно ввозимых в Российскую Федерацию в личном багаже пассажира, экспресс-почтой, а также научных или коммерческих образцов, стоимость которых не превышает 300000 рублей; разрешений на помещение товаров под таможенные процедуры; решения о назначении таможенной экспертизы, заключения таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы; 35) участвует в разработке порядка: формирования и ведения электронных баз данных, обеспечивающих деятельность Управления и таможенных органов по осуществлению валютного контроля, а также учета результатов такого контроля; отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы; приостановления сроков проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля; принятия решения о привлечении эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы; обмена сведениями, необходимыми таможенным органам для проведения таможенного контроля, с органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, и иными государственными органами; фиксации даты и времени подачи декларации на товары; осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешений на помещение товаров под таможенные процедуры;
Приказ Минфина России от 17.07.2014 N 61н (ред. от 01.02.2021) "Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" (вместе с "Типовым положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу", "Типовым положением об управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю") (Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2014 N 34539)
Приказа Минфина России от 09.08.2018 N 165н) (см. текст в предыдущей редакции) 6.1.2. соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, осуществляющих виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2018, N 31, ст. 4852)) и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии,
"Программа неотложных мер по оздоровлению экономической ситуации" (одобрена на заседании Правительства РФ 16.11.1992)
законодательства будет исчисляться в триллионах рублей. В приоритетном порядке происходит быстрое развертывание таможенной инфраструктуры. Таможенные учреждения либо уже созданы, либо создаются во всех крупных промышленных центрах и транспортных узлах. На заключительной стадии находится создание современной системы таможенной статистики. Отныне вся картина товарооборота, в том числе и со странами СНГ, будет базироваться не на бумажных отчетах, а на реальных фактах пересечения грузами границ. В результате принятых мер по введению экспортного, таможенного и валютного контроля в ближайшие месяцы нелегальный вывоз товаров и капитала, заметно усилившийся на почве развала СССР, будет пресечен. Причем речь идет не о карательных отрядах, тройках и подобных сталинских методах. Достаточными будут внедряющиеся сегодня специфические таможенные институты, давно известные в мире. В частности, с 1 января 1993 г. вводится в действие новый механизм таможенного регулирования - правила определения таможенной стоимости товаров. Эти правила позволят преградить путь различным злоупотреблениям во внешнеэкономической сфере, начиная с занижения налогооблагаемой базы и кончая нелегальной
Определение № А33-32803/20 от 13.05.2022 Верховного Суда РФ
в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, суды руководствовались статьями 198, 200, 201 Кодекса, нормами Таможенного кодекса Таможенного союза, положениями Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров , ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» (вместе с «Положением об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза»), Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.08.2019 № 138 «О применении резервного метода (метод 6) при определении таможенной стоимости товаров» (вместе с «Правилами применения резервного метода (метод 6) при определении таможенной стоимости товаров»), Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от
Определение № 308-КГ16-1870 от 01.04.2016 Верховного Суда РФ
Федерацию денежных средств в размере 1 166 400 долларов США в течение 30 календарных дней со дня получения предписания. Не согласившись с вынесенным предписанием, общество "Таганрогский автомобильный завод" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары , невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.04.2013 № 48н, (далее- Регламент) установлена административная
Постановление № 02АП-8369/2015 от 08.04.2016 Верховного Суда РФ
Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее – Инструкция № 138-И), выразившееся в непредставлении в срок не позднее 19.12.2014 справки о повреждающих документах (фактически справка о подтверждающих документах в уполномоченный банк представлена и принята банком 12.01.2015) по договору поставки от 30.07.2015 № 63 на условиях FCA ст. Горьковской ж/д РФ согласно Инкотермс 2010 березового фанерного кряжа в объеме 5000+/-10 м³ в соответствии со спецификацией, указанной в приложении № 1, заключенного с покупателем АО «PAGED-SKLEJKA S.A.» Польша, в соответствии с которым резидентом поставлен товар на сумму 3479,28 евро, 16.09.2014 в уполномоченном банке обществом оформлен паспорт сделки, затем оформлена декларация на товары № 10408100/211114/0010565, выпуск товара по которой разрешен 21.11.2014 (отметка Нижегородской таможни). Управление расценило указанные действия общества
Постановление № 302-АД15-14285 от 20.11.2015 Верховного Суда РФ
24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона № 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям. Согласно пункту 1.5 Инструкции № 138-И справка о подтверждающих документах является формой учета по валютным операциям. Согласно пункту 9.8 Инструкции № 138-И в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации при наличии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров и осуществления их декларирования путем подачи декларации на
Постановление № 04АП-157/06 от 19.01.2007 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
данные расходы с какой-либо конкретной экспортной поставкой не представляется возможным; - в счетах-фактурах ООО «Промсервисбанк», ОАО АКБ «Банк Москвы», КБ «Байкалросбанк» предъявлена к оплате комиссия за выполнение банками функций агентов валютного контроля. В фактурах указаны даты распоряжений о продаже валютной выручки, которые соответствуют датам фактур, при этом, по всем экспортным контрактам заявителя оплата должна производиться после помещения товаров под таможенный режим экспорта, а следовательно, по данным фактурам оплачена комиссия за выполнение функций агента валютного контроля по товарам , помещенным под таможенный режим экспорта ранее даты составления соответствующих счетов-фактур; - по счетам-фактурам ООО «БайкалЛесСервис» предъявлены к оплате услуги за пользование платформами, соотнести платформы отдельно с каждым экспортным контрактом невозможно, поскольку в фактурах платформы не указаны; - по счетам-фактурам ИП Ши Шучженя предъявлена арендная плата за пользование железнодорожным тупиком за ноябрь и декабрь 2005 года, которую также с учетом большого числа экспортных контрактов распределить на какие-либо определенные экспортные поставки невозможно; - по
Постановление № А05-7415/19 от 24.12.2019 АС Архангельской области
расчетное обслуживание в ПАО «Сбербанк России» и ему присвоен уникальный номер контракта (далее – УНК) № 17090008/1481/0088/1/1. Контракт 21.12.2018 снят с учета ПАО «Сбербанк» на основании пункта 6.7 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее – Инструкция № 181-И). Банк представил ведомость банковского контроля по контракту (УНК 17090008/1481/0088/1/1), в соответствии с которой в рамках исполнения обязательств по договору общество вывезло товар по декларациям на товары (далее – ДТ) № 10203020/160318/0003852, 10203020/160318/0003861, 10203020/160318/0003865, 10203020/180518/0006996, 10203020/180518/0006998, 10203020/080518/0006999, задекларированным на Коряжемском таможенном посте Архангельской таможни. Товары вывезены с таможенной территории Евразийского экономического союза в полном объеме. Общая сумма товаров составила 128 256,46 долларов США. Сведения о зачислении денежных средств по контракту 05.09.2017 № 3/VP содержатся в выписке по операциям по счету №
Постановление № А51-25043/16 от 20.06.2017 АС Приморского края
о признаках нарушения валютного законодательства РФ. В соответствии со статьей 25 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответственно, несоблюдение резидентом РФ требований валютного законодательства само по себе не влечет фиктивность сделки, а является поводом для оценки такого поведения компетентными органами валютного контроля и применения соответствующих мер ответственности. В то же время, необходимо отметить, что согласно информации, указанной в письмах Представительства в РФ корпорации «MARUBENI-ITOCHU STEEL, INC», оплата за товары по внешнеторговому контракту контракт от 11.12.2013 №1121-51 производилась через лицо, которое не является резидентом, и оплата в адрес корпорации произведена в полном объеме, как указано в приложении к контракту, что свидетельствует о недостоверности сведений об оплате товара в рамках внешнеторгового контракта 03.06.2013 № GRTC-2013, представленных ООО «Старк» при декларировании. Также выражая несогласие с оспариваемым решением о корректировке таможенной стоимости от
Постановление № А51-25044/16 от 30.05.2017 АС Приморского края
о признаках нарушения валютного законодательства РФ. В соответствии со статьей 25 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответственно, несоблюдение резидентом РФ требований валютного законодательства само по себе не влечет фиктивность сделки, а является поводом для оценки такого поведения компетентными органами валютного контроля и применения соответствующих мер ответственности. В то же время, необходимо отметить, что согласно информации, указанной в письмах Представительства в РФ корпорации «MARUBENI-ITOCHU STEEL, INC», оплата за товары по данному внешнеторговому контракту производилась через лицо, которое не является резидентом, и оплата в адрес корпорации произведена в полном объеме, как указано в приложении к контракту. Также выражая несогласие с оспариваемым решением о корректировке таможенной стоимости от 27.07.2016, заявитель жалобы считает, что только вступившим в законную силу приговором суда по уголовному делу могут быть установлены обстоятельства того, что общество является
Постановление № А51-25046/16 от 29.05.2017 АС Приморского края
свидетельствовать о признаках нарушения валютного законодательства РФ. В соответствии со статьей 25 Закона №173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответственно, несоблюдение резидентом РФ требований валютного законодательства само по себе не влечет фиктивность сделки, а является поводом для оценки такого поведения компетентными органами валютного контроля и применения соответствующих мер ответственности. В то же время, необходимо отметить, что согласно информации, указанной в письмах Представительства в РФ корпорации «MARUBENI-ITOCHU STEEL, INC», оплата за товары по данному внешнеторговому контракту производилась через лицо, которое не является резидентом, и оплата в адрес корпорации произведена в полном объеме, как указано в приложении к контракту. Также выражая несогласие с оспариваемым решением о корректировке таможенной стоимости, заявитель жалобы считает, что только вступившим в законную силу приговором суда по уголовному делу могут быть установлены обстоятельства того, что общество является участником «схемы»
Решение № 21-1039/2017 от 26.10.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)
регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с требованиями ст.6, 94 Таможенного кодекса Таможенного Союза - таможенные органы обеспечивают исполнение таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств-членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе валютный в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза. В силу ст.12, 19 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования; принимают меры, предусмотренные актами таможенного законодательства Таможенного союза, законодательством Российской
Решение № 7-532/12 от 17.08.2012 Челябинского областного суда (Челябинская область)
оформляет паспорт сделки в срок не позднее осуществления первой валютной операции по контракту либо иного исполнения обязательств по контракту. По смыслу данной нормы момент оформления паспорта сделки связан с началом исполнения обязательств по контракту. При этом в указанном пункте осуществление первой валютной операции выделено как один из способов исполнения контракта. Таким образом, обязанность по оформлению паспорта сделки возникает не позднее дня исполнения контракта в любой форме. Иное толкование не согласуется с задачами валютного контроля. Поэтому при получении товара до момента его оплаты у импортера возникает обязанность по оформлению паспорта сделки в срок не позднее получения товара, то есть исполнения обязательства по контракту. 4 Вместе с тем ошибочность выводов суда не повлекла неправильного разрешения дела по существу. В основу постановления, которым должностное лицо общества было признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, административным органом положен протокол от 17.04.2012 года, который является недопустимым доказательством. Судья областного
Апелляционное определение № 2-187/20 от 30.09.2020 Саратовского областного суда (Саратовская область)
3, 4, 5 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов в числе прочих документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), счета-фактуры; переводные векселя; документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций, в том числе оформляемые и выдаваемые банками, расположенными за пределами территории Российской Федерации; документы, подтверждающие совершение операций и расчетов в соответствии с ч.