ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Валютный резидент - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 5-АД21-117 от 05.05.2022 Верховного Суда РФ
и валютном контроле, а также части 2 статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений в Закон о валютном регулировании и валютном контроле». Предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по указанному делу являлись часть 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи с частями 4 и 5 статьи 12 Закона о валютном регулировании и валютном контроле в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования выступают нормативным основанием для привлечения валютного резидента Российской Федерации к административной ответственности за действия (бездействие), необходимость которых вызвана реальным риском лишиться валютных ценностей или утратить на неопределенный срок контроль над ними в связи с тем, что иностранное государство применило ограничительные меры против России и ее хозяйствующих субъектов, установленные в ненадлежащей международной процедуре и в противоречии с многосторонними международными договорами с участием России и воспрепятствовавшие валютному резиденту совершить (довести до конца) законную валютную операцию. В постановлении от 09.07.2021 № 34-П, принятом по
Постановление № 306-АД15-18735 от 05.02.2016 Верховного Суда РФ
названным Законом, и вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам – Центральным банком Российской Федерации (подпункт 2 части 3 статьи 23 Закона № 173-ФЗ). Согласно пункту 1.5 Инструкции № 138-И справка о валютных операциях, порядок, случаи и сроки представления которой установлены Инструкцией, является формой учета по валютным операциям резидентов . Пунктом 2.9 Инструкции № 138-И установлено, что при изменении сведений, содержащихся в принятой уполномоченным банком справке о валютных операциях (за исключением изменения сведений об уполномоченном банке или о резиденте), резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, представляет в уполномоченный банк новую справку о валютных операциях, заполненную в порядке, установленном Приложением 1 к Инструкции, и содержащую скорректированные сведения (далее - корректирующая справка о валютных операциях),
Постановление № 301-АД14-2938 от 30.12.2014 Верховного Суда РФ
1.5 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 04 июня 2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция) установлено, что справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены настоящей Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов . Согласно 3.7 Инструкции № 138-И справка о валютных операциях заполняется резидентом в одном экземпляре в соответствии с приложением 1 к настоящей Инструкции. Пунктом 3.8 Инструкции № 138-И определено, что справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации представляются резидентом в уполномоченный банк не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в выписке
Постановление № 302-АД15-7697 от 04.09.2015 Верховного Суда РФ
ценных бумаг в качестве средства платежа. Согласно пунктам 1, 7 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации. Иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами. Статьей 6 Закона № 173-ФЗ установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Непосредственно порядок осуществления валютных операций физическими лицами – резидентами регламентирован частью
Постановление № 02АП-8369/2015 от 08.04.2016 Верховного Суда РФ
информации при осуществлении валютных операций более чем на десять, но не более чем на тридцать дней образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ. В силу части 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Статьей 25 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования и валютного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ установлено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам) устанавливается Центральным Банком Российской Федерации. Во исполнение положений вышеназванных норм Центральным Банком Российской Федерации утверждена Инструкция
Решение № А56-57936/2021 от 02.09.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
г. (на сумму 47 116,54 руб.), от 22.03.2021 г. (на сумму 962 237,76 руб.), от 25.03.2021 г. (на сумму 4 225,74 руб.), от 25.03.2021 г. (на сумму 21 059,09 руб.), от 25.03.2021 г. (на сумму 3 768,40 руб.), от 25.03.2021 г. (на сумму 16 407,59 руб.) являются незаконными, поскольку Алешин А.В. не является взыскателем по исполнительному листу серии ФС № 036447085, выданному 02.10.2020 г. Арбитражным судом г. Москвы по делу № А40-336984/19-12-2475, и как валютный резидент Российской Федерации не может получать иностранную валюту от другого валютного резидента Российской Федерации, поскольку это будет противоречить требованиям ст. 9 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Таким образом, распределив в пользу Алешина А.В. взысканные рублевые денежные средства, судебный пристав нарушил требования валютного законодательства РФ (статьи 9 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). При таких обстоятельствах суд полагает заявленные требования подлежащими
Решение № А12-4075/2022 от 14.09.2022 АС Волгоградской области
по доверенности № 34/122- н/34-2021-3-230 выданной 15.04.2021 Березиной Людмилы Васильевны (далее - Березина JI.B.). Заявлений, возражений и ходатайств не поступало. 07.02.2022 в адрес Инспекции поступили в ходатайства ИП Туликова С.В. из которого следует, что предприниматель: является субъектом малого предпринимательства; ежегодно принимает на работу сезонных работников- иностранных граждан; при подписании договоров заявлений от иностранных работников с просьбой перечислять им заработную плату на открытый счет в банке не поступало, не предполагал, что «налоговый резидент» и « валютный резидент » не идентичны; не знал, что должен в своей деятельности руководствоваться нормами валютного законодательства РФ; разъяснений и предупреждений от миграционной службы, трудовой инспекции и управления сельского хозяйства не получал; признает вину, умысла в совершении административного нарушения не имел, нарушения устранены, с 2021 года заработная плата иностранным работникам выплачивается в безналичной форме, путем перечисления с расчетного счета КФХ на банковские счета открытые иностранным работникам в баке ВТБ (ПАО); согласно налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу
Решение № А54-4231/2021 от 19.08.2021 АС Рязанской области
того, налогоплательщик указывает, что покупатель-нерезидент проживал в РФ более 10 лет, но не оформлял вид на жительство; ООО "РТС" никогда не являлось и не является участником внешнеэкономической деятельности, не имеет счетов на территории иностранных государств, счетов и вкладов в иностранной валюте, не осуществляло продажу и покупку иностранной валюты, не имело и не имеет иностранных работников, ведет деятельность только на территории Российской Федерации; сделок с валютными нерезидентами никогда не совершало; заблуждаясь в понятиях налоговый и валютный резидент до сделки ознакомилось с документами, подтверждающими статус налогового резидента покупателя, длительное нахождение в Российской Федерации; признаки умышленного пренебрежения к требованиям права в данном случае отсутствует; Общество поясняет, что менее чем через 5 месяцев после приобретения квартиры у ООО "РТС" Заболотная А.А. получила вид на жительство на территории РФ, т.е. стала валютным резидентом; кроме того, она являлась собственницей квартиры в г. Москва, которая была продана, а квартира в г. Рязани приобретена; Общество считает, что указанные
Решение № А14-9919/2023 от 14.12.2023 АС Воронежской области
контексте Указа Президента РФ от 08.09.2022 № 618; - в соответствии с положениями официальных разъяснений Минфина № 1 по вопросам применения Указа Президента РФ от 08.09.2022 № 618, при определении лиц, являющихся резидентами, необходимо руководствоваться понятием»резидент», данным в пункте 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в связи с чем, в Указе Президента РФ № 618 от 08.09.2022 под понятием «резидент» имеется ввиду « валютный резидент », а не «налоговый резидент»; - в целях применения Указа Президента РФ № 618, как истец, так и ответчик, являются резидентами и получение разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ на выход истца из ООО «Инобитек» не требовалось; - истец проживает как на территории Швейцарии, так и на территории РФ; - представленная ответчиком в материалы дела переписка свидетельствует о том, что у общества не возникало сомнений относительно юридической чистоты выхода
Решение № 12-35/18 от 11.10.2018 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)
месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ. Статус нерезидента, прерванный возвращением на территорию РФ, может быть приобретен гражданином РФ вновь при соблюдении условий, предусмотренных пп. «а» п.6 ч.1 ст.1 Закона № 173-ФЗ. Стигман Д.М. представила копии листов загранпаспорта, из которых следует, что она находится с даты открытия счета за пределами территории РФ, неоднократно пересекала государственную границу РФ в 2015, 2016, 2017 годах, что подтверждает статус валютного резидента . Стигман Д.М., начальник МИФНС России № 27 по СПб <...> И.А в Санкт-Петербургский городской суд не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены, ходатайств об отложении не направляли, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие. Защитник Коваль Р.М. в Санкт-Петербургский городской суд явился, возражал против удовлетворения жалобы МИНФС России № 27 по СПб, поскольку в под. «а» п.6 и под. «а» п.7 ч.1 ст.1 Закона о валютном
Решение № 12-567/18 от 13.06.2019 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)
месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ. Статус нерезидента, прерванный возвращением на территорию РФ, может быть приобретен гражданином РФ вновь при соблюдении условий, предусмотренных пп. «а» п.6 ч.1 ст.1 Закона № 173-ФЗ. Стигман Д.М. представила копии листов загранпаспорта, из которых следует, что она находится с даты открытия счета за пределами территории РФ, неоднократно пересекала государственную границу РФ в 2015, 2016, 2017 годах, что подтверждает статус валютного резидента . Таким образом, вывод судьи Фрунзенского районного суда об улучшении положения лица, руководствуясь законом в редакции, вступившей в законную силу после совершения вмененного правонарушения не обоснован и противоречит Определениям Конституционного суда (л.д. 149-154). Стигман Д.М., начальник МИФНС России № 27 по СПб И.А. в Санкт-Петербургский городской суд не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены, ходатайств об отложении не направляли, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие. Защитник
Решение № 12-571/18 от 13.06.2019 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)
месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ. Статус нерезидента, прерванный возвращением на территорию РФ, может быть приобретен гражданином РФ вновь при соблюдении условий, предусмотренных пп. «а» п.6 ч.1 ст.1 Закона № 173-ФЗ. Стигман Д.М. представила копии листов загранпаспорта, из которых следует, что она находится с даты открытия счета за пределами территории РФ, неоднократно пересекала государственную границу РФ в 2015, 2016, 2017 годах, что подтверждает статус валютного резидента . Таким образом, вывод судьи Фрунзенского районного суда об улучшении положения лица, руководствуясь законом в редакции, вступившей в законную силу после совершения вмененного правонарушения не обоснован и противоречит Определениям Конституционного суда (л.д. 145-150). Стигман Д.М., начальник МИФНС России № 27 по СПб И.А. в Санкт-Петербургский городской суд не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены, ходатайств об отложении не направляли, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие. Защитник