ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Виды ответственности за нарушение законодательства - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 521н (ред. от 12.12.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по учету музейных предметов" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2014 N 33915)
Взаимодействовать со структурными подразделениями Пользоваться компьютерной и иной вспомогательной оргтехникой, средствами связи и коммуникаций Необходимые знания В соответствии с трудовой функцией A/01.5 "Оформление учетных документов для приема и выдачи музейных предметов внутри музея" Законодательство и нормативные правовые акты, регулирующие вопросы о Музейном фонде Российской Федерации Регламент исполнения государственной функции органами управления культуры по формированию и ведению Музейного фонда Российской Федерации Порядок исключения музейных предметов из состава негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации Виды ответственности за нарушение законодательства в части исключения музейных предметов из состава Музейного фонда Российской Федерации Другие характеристики В соответствии с трудовой функцией A/01.5 "Оформление учетных документов для приема и выдачи музейных предметов внутри музея" 3.5. Обобщенная трудовая функция Наименование Занесение и ведение записей электронной системы учета музейных фондов Код E Уровень квалификации 6 Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта Возможные наименования должностей Редактор электронных баз данных музея
Статья 113.
Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, которым предусмотрен шестилетний срок для производства бесспорного списания недоимки и начисленных пеней. Статьи 114 - 115 Налогового кодекса не применяются к отношениям по уплате страховых взносов, поскольку виды применяемых к плательщику мер ответственности установлены Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1. V. Меры ответственности, применяемые органами Пенсионного фонда Российской Федерации к плательщику за нарушение законодательства об уплате страховых взносов, установленные Налоговым кодексом Положения главы 16 следует применять с учетом того, что, если специальным законодательством, регулирующим деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации, предусмотрены меры ответственности за данные правонарушения, применяются нормы специального законодательства. Статьи 116 - 117 Налогового кодекса, регулирующие ответственность за нарушение срока и уклонение от постановки на учет
Приказ Россельхознадзора от 13.07.2018 N 729 "Об утверждении ведомственных программ комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям" (вместе с "Программой профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении мероприятий по государственному земельному надзору в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", на 2018 - 2020 годы", "Программой профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, на 2018 - 2020 гг.", "Программой профилактики нарушений Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении мероприятий по государственному карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на 2018 - 2020 годы", "Программой профилактики нарушений Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении мероприятий по государственному надзору в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений на 2018 - 2020 годы", "Программой профилактики нарушений Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении мероприятий по государственному ветеринарному надзору, в том числе ветеринарному контролю в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления на 2018 - 2020 годы", "Программой профилактики нарушений Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении мероприятий по государственному надзору в области обращения лекарственных средств для ветеринарного применения на 2018 - 2020 годы")
законодательства. 2.3.1. Основными причинами большей части нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений, выявляемых Россельхознадзором, являются: 1) несовершенство законодательства и нормативных правовых актов, как в области регулирования сферы семеноводства, так и в области государственного надзора; 2) незнание поднадзорными субъектами законодательства Российской Федерации в области семеноводства; 3) использование недобросовестными предпринимателями различных схем ввоза семян под видом иной не сельскохозяйственной продукции; 4) сезонность потребности в семенах, их высокая стоимость в этот период создает условия для извлечения выгоды недобросовестными предпринимателями за счет реализации некачественных семян; 5) низкий уровень ответственности правонарушителей, за нарушение законодательства в сфере семеноводства; 6) отсутствие неотвратимости ответственности за нарушение законодательства в сфере семеноводства. Возможными вариантами их решения могут быть соответственно: Возможными вариантами их решения могут быть соответственно: 1) совершенствование законодательства Евразийского экономического союза, разработка порядка реализации Службой полномочий по контролю за наличием генно-инженерно-модифицированных организмов в семенах сельскохозяйственных культур, а также контроля в пунктах пропуска через государственную границу
Приказ Росрыболовства от 26.07.2018 N 507 "Об утверждении ведомственных программ комплексной профилактики нарушений обязательных требований, осуществляемой Федеральным агентством по рыболовству и его территориальными управлениями при исполнении функций государственного контроля (надзора) на 2018 - 2020 годы" (вместе с "Программой профилактики нарушений обязательных требований в области законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, осуществляемой Федеральным агентством по рыболовству и его территориальными управлениями при исполнении функций по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, на 2018 - 2020 годы", "Программой профилактики нарушений обязательных требований в области безопасности торгового мореплавания в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства, осуществляемой Федеральным агентством по рыболовству и его территориальными управлениями при исполнении государственной функции по осуществлению государственного надзора за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства на 2018 - 2020 годы")
охраны среды их обитания; - для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, их акклиматизации, - риск причинения ущерба водным биологическим ресурсам и среде их обитания вследствие нарушения положений нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления вышеуказанных видов деятельности. 3.5. Анализ состояния подконтрольной среды, развитие профилактической деятельности контрольно-надзорного органа, определение проблем, на решение которых направлена программа. Федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов осуществляется Федеральным агентством по рыболовству и его территориальными органами. Состояние федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания отчасти характеризуется: - количеством привлеченных к административной ответственности лиц за нарушения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в части нарушения правил рыболовства; - количеством привлеченных к ответственности лиц за нарушения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в части сохранения среды обитания водных биологических ресурсов; - суммой ущерба,
"Порядок заключения и сопровождения договоров в ходе конкурсного производства (ликвидации) в отношении финансовых организаций" (утв. решением Правления ГК "Агентство по страхованию вкладов" от 04.12.2017, протокол N 138) (ред. от 04.03.2019)
ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств по Договору. 5.2. Исполнитель несет ответственность за сохранность всех полученных от Заказчика документов в рамках настоящего Договора, в виде возмещения убытков в полном объеме, включая упущенную выгоду, причиненных Заказчику в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения услуг, а также утраты или повреждения документов. 5.3. За просрочку выполнения обязательств, предусмотренных этапом оказания услуг по настоящему Договору, Исполнитель обязан уплатить неустойку в размере 0,1% от стоимости услуг за каждый день просрочки по соответствующему этапу, в котором Исполнителем допущена просрочка оказания услуг. КонсультантПлюс: примечание. Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа. 5.6. Каждая из Сторон несет ответственность, предусмотренную Договором, за нарушение обязательств по Договору при наличии вины нарушителя. 5.7. Во всех других случаях неисполнения обязательств по Договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 6. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ 6.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Договору, если надлежащее исполнение
Определение № А55-35426/17 от 13.08.2019 Верховного Суда РФ
с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – управление, административный орган) от 22.12.2017 о нарушении антимонопольного законодательства; признании незаконным и отмене постановления административного органа от 07.03.2018 № 7-12537-18/6 о назначении административного наказания на основании части 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 283 240,06 руб. Общество с ограниченной ответственностью «Национальный проект» (далее – заявитель, общество «Национальный проект») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения административного органа от 22.12.2017 о нарушении антимонопольного законодательства ; признании незаконным и отмене постановления административного органа от 12.04.2018 № 6-7849-18/6 о назначении административного наказания на основании части 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб. Индивидуальный предприниматель Сомова Елена Олеговна (далее – заявитель, Сомова Е.О.) обратилась в арбитражный суд с заявлением
Определение № 305-ЭС22-3373 от 10.08.2022 Верховного Суда РФ
данном случае привлечение к гражданско-правовой ответственности в виде штрафа за те нарушения, по которым предусмотрена административная ответственность, недопустимо и противоречит нормам КоАП РФ и Гражданского кодекса, поскольку возникает необоснованная возможность привлечения юридического лица к двум видам ответственности за одни и те же нарушения. Однако суды не приняли во внимание, что возникшие отношения между ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и ООО ПСО «Казань» в связи с заключением государственного контракта от 04.10.2018 № 413-СМР003/2018 являются гражданско-правовыми. В рамках данных правоотношений учреждение имеет законный интерес в получении результата строительства надлежащего качества и право на то, чтобы выполняемые по контракту работы осуществлялись в соответствии с проектной и технической документацией, иными обязательными требованиями для соответствующих видов работ, установленными действующим законодательством , а подрядчик исполнял все свои обязательства, предусмотренные условиями контракта. В частности учреждение вправе требовать от общества соблюдения проектной и иной технической документации, правил производства строительных работ, исполнения его указаний об устранении выявленных нарушений. Так,
Постановление № А57-8748/19 от 16.06.2022 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда
порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Исходя из смысла данной нормы, возмещение вреда по утвержденным таксам и методикам является повышенной имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством, которая устанавливается с учетом не только материального вреда, но и экологических потерь. Статьей 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрены виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, одним из которых является имущественная (гражданско-правовая) ответственность. В соответствии со статьей 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии
Решение № А78-10005/2021 от 15.06.2022 АС Забайкальского края
установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Исходя из смысла данной нормы, возмещение вреда по утвержденным таксам и методикам является повышенной имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством, которая устанавливается с учетом не только материального вреда, но и экологических потерь. Статьей 75 Закона об охране окружающей среды предусмотрены виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, одним из которых является имущественная (гражданско-правовая) ответственность. В соответствии со статьей 78 Закона об охране окружающей среды установлено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных
Постановление № 11651/06 от 19.02.2007 АС Ростовской области
Ростовского областного совета народных депутатов от 24.08.1988 г. №230, то есть принят до вступления в законную силу Конституции РФ, Устава Ростовской области и ФЗ «О животном мире». Учитывая, что соответствие названного акта данным документам, имеющим большую юридическую силу, Управлением Россельхознедвижимости не подтверждено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о противоречии данного пункта действующему законодательству РФ. Признание незаконным пункта 3.20 приложения к лицензии правомерно обосновано судом тем, что действующим законодательством предусмотрены различные виды ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира и за несоблюдение пользователем условий лицензии. В первой случае глава 8 ФЗ «О животном мире» предусматривает административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность охотпользователя, во втором – приостановление (аннулирование лицензии). Смешение данных видов ответственности является недопустимым, а потому ответственность охотпользователя за сохранение и использование переданных охотничьих ресурсов в соответствии с законодательством РФ не может быть закреплена в качестве условия пользования объектами животного мира. Довод заявителя жалобы о соответствии
Решение № 2-445/2021 от 25.11.2021 Опочецкого районного суда (Псковская область)
п. l ст. 77 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Статьей 75 указанного Федерального закона предусмотрены виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, одним из которых является имущественная (гражданско-правовая) ответственность. Таким образом, вред, причиненный вследствие нарушения лесного законодательства, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли вред в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. В силу статьи 100 Лесного Кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской
Решение № 12-10/19 от 31.01.2019 Егорьевского городского суда (Московская область)
со статьей 17 Закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ. Вместе с тем, положения п. 41 названной Инструкции устанавливают административную ответственность страхователя в соответствии со статьей 15.33.2 КоАП РФ за непредставление в установленный Законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке индивидуальных сведений, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде. Таким образом, законодатель устанавливает различные виды ответственности за нарушение законодательства за нарушение порядка и сроков предоставления сведений и документов, установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования – финансовую (согласно Закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ) и административную (ст. 15.33.2 КоАП РФ). Применение финансовой санкции является самостоятельным видом ответственности, не связанной с административно-правовой ответственностью. В этой связи вывод мирового судьи о двойном привлечении к ответственности за одно и то же административное правонарушение является необоснованным и противоречит действующему
Решение № 21-795/20 от 19.05.2020 Московского областного суда (Московская область)
области о передаче Правительству Московской области осуществления части полномочий РФ в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления. Согласно ст.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами, в том числе, относится осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Статьей 28 названного Закона определены виды ответственности за нарушение законодательства РФ в области обращения с отходами, а именно: неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ. В силу п.4 Порядка организации и осуществления регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 18.10.2018 №763/37 государственный надзор в области обращения с отходами на объектах
Решение № 2-601/2022 от 21.07.2022 Азнакаевского городского суда (Республика Татарстан)
среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (ч. 1). Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ч. 3). Статьей 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрены виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, одним из которых является имущественная (гражданско-правовая) ответственность. Доводы ответчика, о том, что предприятие ООО «Полигон ТБО» не имеет отношения к незаконной добыче песка, поскольку протокол об административном правонарушении составлен в отношении лица не уполномоченного представлять интересы организации не состоятельны и опровергаются исследованными материалами дела, в том числе приказами ООО «Полигон ТБО» №22-К от 06.06.2016 о приеме Игтисамова Р.С. на должность исполнительного директора и №81 от 12.05.2020 о
Решение № 2-4/16 от 28.01.2016 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)
в реке Алдома. В соответствии с ч.1 ст.77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Статьей 75 вышеуказанного Федерального закона предусмотрены виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, одним из которых является имущественная (гражданско-правовая) ответственность. В соответствии с п.35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» в соответствии со ст.1064 ГК РФ и статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий