ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Виды судопроизводства - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-ЭС21-4828 от 21.06.2021 Верховного Суда РФ
процессуальных правил доказывания по соответствующим делам, включая порядок представления и исследования доказательств, а также основания для освобождения от доказывания. Пределы действия преюдициальности судебного решения объективно определяются тем, что установленные судом в рамках его предмета рассмотрения по делу факты в их правовой сущности могут иметь иное значение в качестве элемента предмета доказывания по другому делу, поскольку предметы доказывания в разных видах судопроизводства не совпадают, а суды в их исследовании ограничены своей компетенцией в рамках конкретного вида судопроизводства (пункт 3.2 постановления № 30-П). Согласно правовой позиции, сформулированной в ряде судебных актов Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и о толковании правовых норм и, следовательно, выводы суда по уголовному делу не могут являться безусловным основанием для освобождения от доказывания обстоятельств, положенных в основу требований истца о привлечении исполнительного органа к гражданско-правовой ответственности. Отказывая в иске, суд первой инстанции,
Определение № А52-4053/20 от 14.10.2021 Верховного Суда РФ
свидетельствующим об осуществлении ФИО1 в спорный период обязанностей руководителя, и воспрепятствовании ею деятельности арбитражного управляющего. Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2021 № 17-П, преюдициальность судебного решения имеет пределы, которые объективно определяются тем, что установленные судом в рамках предмета его рассмотрения по делу факты могут иметь в их правовом существе иное значение при доказывании обстоятельств по другому делу, поскольку в разных видах судопроизводства предметы доказывания не совпадают, а в рамках конкретного вида судопроизводства суды в их исследовании ограничены своей компетенцией. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено. На основании изложенного и руководствуясь статьями 291.1, 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил: в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать. Судья Верховного Суда Российской Федерации А.Г. Першутов
Кассационное определение № 46-КА19-16 от 19.02.2020 Верховного Суда РФ
срок обращения в суд, установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ, для административного истца истек 15 августа 2018 г. Между тем, отказывая административному истцу в удовлетворении требований по основанию пропуска процессуального срока обращения с административным иском, суды не учли следующее. Характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, определяется на стадии принятия заявления к производству суда, поскольку от этого зависят правила судопроизводства, в том числе распределение между сторонами судебного процесса бремени доказывания. Правильное определение вида судопроизводства , в котором подлежат защите права и свободы гражданина, несогласного с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд. Вид судопроизводства определяет суд. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации на дату обращения ФИО1 в суд (24 августа 2018 г.) содержал нормы, которые устанавливали, что судья принимает
Определение № 302-ЭС21-7975 от 04.06.2021 Верховного Суда РФ
о взыскании убытков, причиненных мерой бюджетного принуждения. Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21.12.2011 № 30-П, пределы действия преюдициальности судебного решения объективно определяются тем, что установленные судом в рамках его предмета рассмотрения по делу факты в их правовой сущности могут иметь иное значение в качестве элемента предмета доказывания по другому делу, поскольку предметы доказывания в разных видах судопроизводства не совпадают, а суды в их исследовании ограничены своей компетенцией в рамках конкретного вида судопроизводства . В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также
Кассационное определение № 45-КАД21-19 от 26.11.2021 Верховного Суда РФ
в постановлении от 21 декабря 2011 г. № 30-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 90 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан ФИО1 и ФИО2» указал, что признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства , если они имеют значение для разрешения данного дела; тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности; наделение судебных решений, вступивших в законную силу, свойством преюдициальное™ - сфера дискреции федерального законодателя, который мог бы прибегнуть и к другим способам обеспечения непротиворечивости обязательных судебных актов в правовой системе, но не вправе не установить те или иные институты, необходимые для достижения данной цели; введение же института преюдиции требует соблюдения
Постановление № А27-11540/2021 от 28.02.2022 АС Западно-Сибирского округа
20-П, от 10.12.1998 № 27-П, от 17.11.2005 № 11-П, рассмотрение дела без участия лиц, о правах и об обязанностях которых принято решение, ограничивает их конституционное право на судебную защиту, искажает саму суть правосудия, является отступлением от гарантированных статьями 19 (часть 1) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципов равенства всех перед законом и судом, осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. В силу универсальности названных принципов данная правовая позиция распространяется на все виды судопроизводства . С ней согласуются положения АПК РФ, которыми принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, расценивается как существенное нарушение норм процессуального права, влекущее безусловную отмену судебного акта в апелляционном и кассационном порядке (пункт 4 части 4 статьи 270 и пункт 4 части 4 статьи 288 АПК РФ). Рассмотрение и разрешение дела в отношении прав и обязанностей лица, не привлеченного к участию в деле, с очевидностью нарушает единообразие
Постановление № 44Г-104/2015 от 12.08.2015 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)
неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Согласно статье 116 ГПК Российской Федерации при временном отсутствии адресата лицо, доставляющее судебную повестку, отмечает на корешке повестки, куда выбыл адресат и когда ожидается его возвращение. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлениях от 02 июля 1998 года № 20-П, от 10 декабря 1998 года № 27-П, определениях от 16 января 2007 года № 233-О-П и 234-О-П и распространяемой на все виды судопроизводства в силу универсальности изложенных принципов, рассмотрение дела без участия лиц, о правах и об обязанностях которых принято решение, ограничивает их конституционное право на судебную защиту, искажает саму суть правосудия, является отступлением от гарантированных статьями 19 (часть 1) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципов равенства всех перед законом и судом, осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый в
Решение № 12-266/2018 от 24.05.2018 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)
нормы, предусматривающие особенности административного судопроизводства, не могут противоречить общим принципам права, умалять конституционные гарантии достоинства личности, нарушать равенство всех перед законом и судом и в силу этого, не должны ограничивать право каждого на судебную защиту, в том числе на защиту от судебной ошибки при применении санкций. Пробелы, возникающие в правовом регулировании, могут восполняться в правоприменительной практике на основе процессуальной аналогии. Это правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, как имеющая общий характер, распространяется на все виды судопроизводства , в том числе, на административное. В частности вопрос о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу, предусмотрен главой 42 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Из материалов дела видно, что ФИО1 обратился в суд с заявлением о пересмотре постановления Павловского городского суда Нижегородской области 21 июня 2017 года по вновь открывшимся обстоятельствам. В качестве оснований для пересмотра вышеуказанного постановления суда заявитель указал на то, что по его обращению
Определение № 21-1303/2015 от 08.10.2015 Самарского областного суда (Самарская область)
получение изъятых и возвращаемых орудий совершения и (или) предметов административного правонарушения должно быть специально оговорено в доверенности. Как видно из материалов дела, жалоба на решение Ленинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ подписана ФИО1, представителем Государственной инспекции труда в Самарской области по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которой последней поручено представлять интересы Инспекции во всех судах судебной системы Российской Федерации с перечислением общего круга полномочий без указания на стадии и виды судопроизводства . При этом, постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено не ФИО1, а иным должностным лицом Инспекции. В то же время, удостоверенной в установленном законом порядке доверенности от имени Инспекции, в подтверждение полномочий ФИО1, содержащей права на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении не имеется, что в соответствии с требованиями ст. 30.1 КоАП РФ, свидетельствует о подаче жалобы ненадлежащим лицом. Таким образом, в силу ст. 30.9 КоАП
Определение № 33-1675 от 28.03.2016 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)
органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Исходя из указанных норм, заявление об оспаривании ответа прокурора на обращение гражданина рассматривается в порядке, установленном КАС РФ, поэтому районный суд правомерно отказал в принятии заявления, основанном на нормах ГПК РФ. Ссылки в частной жалобе на то, что ФИО1 обратился в суд на основании статьи 46 Конституции РФ, нельзя принять во внимание, поскольку Конституция РФ непосредственно не устанавливает процессуальные формы судопроизводства. Виды судопроизводства предусмотрены федеральным законодательством, поэтому подаваемое в суд заявление должно соответствовать установленной форме. Жалоба ФИО1, поданная 27 ноября 2015 года, подпадает под категорию дел, рассматриваемых в порядке КАС РФ, поэтому не может быть рассмотрена по правилам, установленным ГПК РФ. Руководствуясь статьей 334 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Определение Тункинского районного суда от 11 декабря 2015 года оставить без изменения, частную жалобу ФИО1 – без удовлетворения. Председательствующий
Апелляционное определение № 33-1596 от 05.05.2016 Тульского областного суда (Тульская область)
решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.Управление Росреестра по Тульской области, как орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, относится к государственным органам.Исходя из указанных норм, требования об обжаловании действий (бездействий) Управления Росреестра по Тульской области рассматриваются в порядке, установленном КАС РФ, поэтому суд первой инстанции правомерно отказал в принятии жалобы.Вопреки доводам частной жалобы ФИО1, виды судопроизводства предусмотрены федеральным законодательством, поэтому подаваемое в суд заявление должно соответствовать установленной форме.Таким образом, определение судьи является законным и обоснованным, основания для его отмены у судебной коллегии отсутствуют. Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия определила: определение судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 29 марта 2016 года оставить без изменения, частную жалобу ФИО1 – без удовлетворения. Председательствующий Судьи