ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Виды жилищных услуг - гражданское законодательство и судебные прецеденты

"Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов" (разработан Минэкономразвития РФ)
регулируемых тарифов на тепловую энергию (производство, передача и распределение) в 2011 - 2013 гг. будет дифференцирован по регионам в виду их климатических и территориальных особенностей и в отдельных регионах может превышать указанный средний темп роста тарифов по Российской Федерации в целом. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов могут утверждать тарифы на тепловую энергию на уровне выше установленных ФСТ России предельных уровней, в случае предварительного согласования таких решений с ФСТ России, исходя из необходимости реализации инвестиционных программ регулируемых организаций в сфере теплоснабжения. Ограничение роста цен (тарифов) на тепловую энергию будет стимулировать теплоснабжающие организации сдерживать необоснованный рост издержек и стимулировать рост их эффективности. С вступлением в силу Федерального закона N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" полномочия по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод переданы субъектам Российской Федерации от органов местного самоуправления.
Приказ Росстата от 27.07.2018 N 462 (ред. от 15.07.2020) "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"
является доходом жилищной организации. 15. По строке 13 показываются доходы от платы за содержание жилого помещения, в том числе по строке 14 - за управление многоквартирным домом, по строке 15 - за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, по строке 16 - за коммунальные ресурсы, потребляемые на использование и содержание общего имущества в многоквартирном доме. 16. По строке 17 указываются доходы от услуг, не относящихся к основному виды деятельности, в том числе доходы от оказания жилищных услуг собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме, доходы, связанные с арендной платой за сданные помещения общего пользования в многоквартирном доме, а также иные доходы, полученные от использования общего имущества в многоквартирном доме (например, по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и так далее). 17. По строке 18 "Общая сумма расходов по реализации услуг" отражаются затраты, связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг на основании бухгалтерского учета в соответствии
Апелляционное определение № 45-АПА19-19 от 20.09.2019 Верховного Суда РФ
составляет 13,26 руб., 17,87 руб. и 18, 26 руб. соответственно (Приложение 1). В Приложении 3 для указанных домов по каждому виду услуг и работ (139 наименований) установлены расценки (графы 3, 7 и 8 таблицы). Общество, осуществляющее на основании лицензии деятельность по управлению многоквартирными домами на территории города Первоуральска, обратилось в суд с административным исковым заявлением, требования которого уточнены в ходе судебного разбирательства, о признании недействующими приведенных норм, считая, что размер платы за содержание жилого помещения не является экономически обоснованным, определен без учета уровня инфляции, а расценки услуг и работ не позволяют в должной степени содержать общее имущество в многоквартирных домах в соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку установленный в Приложении 3 перечень работ не отвечает требованиям, содержащимся в статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункте 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением
Решение № АКПИ19-377 от 29.07.2019 Верховного Суда РФ
за предыдущие расчетные периоды; и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме); к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю; к(1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются); л) другие сведения, подлежащие в соответствии с Правилами № 354, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг , включению в платежные документы. Требования ЖК РФ и Правил № 354 носят императивный характер и
Решение № АКПИ19-78 от 24.04.2019 Верховного Суда РФ
коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг; г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности; д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации. Данные положения нормативного правового акта соответствуют статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги . Доводы административного истца о том, что на основании оспариваемых положений нормативных правовых актов ресурсоснабжающие организации и арбитражные суды понуждают управляющие компании к заключению в качестве абонента (потребителя) с ресурсоснабжающими организациями договора энергоснабжения (договора поставки коммунальных ресурсов на общедомовые нужды), не могут повлечь
Постановление № 72-АД20-2 от 07.10.2020 Верховного Суда РФ
поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно подпункту «д» пункта 4(1) Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «б» пункта 3 названного Положения, в части наличия у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от
Постановление № А55-22179/14 от 09.07.2015 АС Поволжского округа
Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Пунктом 5 установлены виды жилищных услуг , при которых предоставляются субсидии в целях возмещения недополученных доходов. ООО «Приволжское «ПЖРП» обратилось с заявлением о предоставлении субсидии в связи с тем, что оно собственными силами осуществляло организацию действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги за 2012, 2013 годы. Основанием отказа послужило несоблюдение заявителем требований, содержащихся в пункте 5 Порядка предоставлении субсидий, в виде отсутствия заключенного агентского договора с МП «ЕИРЦ». Однако договор с МП «ЕИРЦ»
Постановление № 11АП-10451/16 от 22.08.2016 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
администрации городского округа Самара (далее - заинтересованное лицо) и МП г.о. Самара «Универсалбыт» (далее - заявитель) заключен договор на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием населению жилищных услуг по тарифам, установленным Администрацией городского округа Самара и не обеспечивающим возмещение издержек от 16.12.2015 № 37-СЖ/15 (т. 1 л.д. 110-124), в соответствии с которым заинтересованное лицо предоставляет МП г.о. Самара «Универсалбыт» субсидии на следующие виды жилищных услуг : - возмещение недополученных доходов в коммунальных квартирах, жилых домах, имеющих статус общежитий; - возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с установлением понижающих коэффициэнтов по 6 и 7 категории благоустроенности многоквартирных и жилых домов. - возмещение недополученных доходов за пользование дворовыми канализационными туалетами и дворовыми выгребными туалетами, возникающие в связи с оплатой гражданами за пользование услугой по стоимости, не обеспечивающей возмещение издержек; - возмещение недополученных доходов за пользование выгребными ямами, возникающие в связи
Решение № А58-5369/17 от 19.09.2017 АС Республики Саха (Якутия)
- на 2014г. - не превышающем 5%, что соответствует положениям ст.1 Федерального закона от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»; - на 2015г. - 8% и на 2016г. - 12,9% в пределах размера уровня инфляции в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014г. №384-Ф3 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Тарифы на виды жилищных услуг (в руб. на 1 кв.м.) Наименование услуг 2013 с 01.02.2014 с 01.02.2015 с 01.02.2016 с 01.07.2016 Основание Техобслуживание 12,65 13,35 14,42 16,28 16,28 Протокол общего собрания от 20.01.2013, дополнительное соглашение от 10.12.2012 Техобслуживание электрооборудование 2,11 2,23 2,41 2,72 2,72 Уборка дворовой территории 3,62 3,82 4,13 4,66 4,66 Уборка МОП (л/к) 3,95 4,17 4,50 5,08 5,08 Утилизация отходов _ _ 0,81 Постановление Окружной администрации города Якутска от 23.06.2016г. №159п Расчет суммы иска судом проверен,
Решение № А58-5370/17 от 15.01.2017 АС Республики Саха (Якутия)
ст.1 Федерального закона от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»; на 2015г. – 8 % и на 2016г. – 12,9 % в пределах размера уровня инфляции в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 № 384-Ф3 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Общая площадь многоквартирного дома – 2 485,10 кв.м. Тарифы на виды жилищных услуг (в руб. на 1 кв.м.) Наименование услуг 2013 с 01.02.2014 с 01.02.2015 с 01.02.2016 с 01.07.2016 Основание Техобслуживание 12,65 13,35 14,42 16,28 16,28 Протокол общего собрания от 20.01.2013, дополнительное соглашение от 10.12.2012 Техобслуживание электрооборудование 2,11 2,23 2,41 2,72 2,72 Уборка дворовой территории 3,62 3,82 4,13 4,66 4,66 Уборка МОП (л/к) 3,95 4,17 4,50 5,08 5,08 Утилизация отходов _ _ 0,81 Постановление Окружной администрации города Якутска от 23.06.2016г. № 159п Расчет суммы иска судом
Решение № 2-1161 от 13.03.2012 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)
о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Требования мотивированы тем, что истица является собственником квартиры, расположенной по адресу: . В период с 10.01.2011г. по 31.03.2011г. по инициативе ответчиков было проведено в форме заочного голосования внеочередное общее собрание собственников помещений в указанном многоквартирном доме. По итогам голосования были приняты следующие решения: выбран способ управления многоквартирным домом по адресу: – управление ООО «Управляющая компания «Точный расчет», утверждены виды жилищных услуг и тарифы на них, ликвидировано ТСЖ «Светлогорский» на основании ч.2 ст.141 ЖК РФ, утвержден договор управления многоквартирным домом по форме, предложенной инициаторами собрания, инициаторам общего собрания поручено от лица всех собственников дома подписание договора управления многоквартирным домом, определено место хранения протоколов общих собраний собственников помещений в доме и решений собственников по вопросам, поставленным на голосование у организации, осуществляющей управление домом, подсчет голосов поручен инициаторам общего собрания. Черногор И.Г. считает, что данное решение незаконно,
Апелляционное определение № 33-1/2018 от 10.01.2018 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)
коллегия находит несоответствующим решению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, условиям договора управления многоквартирным домом. При определении размера задолженности ответчиков судебная коллегия исходит из обоснованности ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения в расчетные периоды с июля по декабрь 2013 года в общем размере <данные изъяты> руб. Как следует из финансово-лицевого счета и расчета, представленного истцом в суд 1 инстанции, в период с января по июнь 2014 года начислялась плата за следующие виды жилищных услуг : за обслуживание дома в размере 685,17 руб., за текущий ремонт 151,80 руб. (в январе 2014 – 3233,64 руб.), за эксплуатацию мусоропровода 80,04 руб., за вывоз ТБО 134,55 руб., за содержание лифта в размере 168,36 руб., за обслуживание общедомового узла учета тепловой энергии в размере 44,85 руб., то есть в общей сумме по 1264,77 руб. Однако, при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии со стоимостью услуг работ, указанных
Апелляционное определение № 33-5410/18 от 08.10.2018 Тюменского областного суда (Тюменская область)
частью платы за содержание жилого помещения, начисление которой оспаривает истец. Кроме того, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за содержание общего имущества - лифтового оборудования и домофон, а также плату за электроэнергию и водоснабжение на общедомовые нужды. В состав платы за содержание жилого помещения до 01 января 2016 г. входили также платежи за вывоз твердых коммунальных отходов. При этом, выводов относительно законности включения в адресованные истцу квитанции платы за перечисленные виды жилищных услуг обжалуемое решение не содержит. Давая оценку правомерности начисления истцу платы за содержание жилого помещения, включая плату за содержание общего имущества, содержание лифтового оборудования, домофон, вывоз твердых коммунальных отходов (до 01 января 2016 г.), электроэнергию и водоснабжение на общедомовые нужды, следует отметить следующее. В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Как указано в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда
Апелляционное определение № 11-218/19 от 27.05.2019 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)
задолженности по оплате жилищных услуг в сумме 53575,74 руб., расходов на оплату госпошлины, обосновывает данное определение тем, что из заявления, представленных документов не усматривается оснований для его выдачи, так из представленной выписки из лицевого счета, задолженность по оплате жилищных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ. составляет 53575,74 руб., при этом, взыскатель включает в общий размер задолженности пени в размере 14875,61 руб., однако, из представленной выписки не видно, как была рассчитана сумма пени, за какие виды жилищных услуг были начислены пени, какая ставка применялась при их расчете и какой период времени учитывался при их начислении. Указанный вывод мирового судьи является обоснованным, поскольку подтверждается материалами дела. В силу п. 7 ч. 1 ст. 127 ГПК РФ в судебном приказе указываются размер неустойки, если ее взыскание предусмотрено федеральным законом или договором, а также размер пеней, если таковые причитаются. Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ