ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Водное законодательство - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А39-7480/15 от 26.10.2018 Верховного Суда РФ
– собственностью Российской Федерации. Орган местного самоуправления не обладает полномочиями по распоряжению федеральными водными объектами, следовательно, оспариваемый договор аренды является недействительной (ничтожной) сделкой в силу статьи 168 ГК РФ. Согласно пункту 3 статьи 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В соответствии со статьей 4 ВК РФ водное законодательство регулирует водные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы данным Кодексом. Как следует из статьи 27 ЗК РФ, оборот земельных участков осуществляется исходя из положений гражданского законодательства и данного Кодекса. В силу статьи 1 ВК РФ водный объект это - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Определение № А41-66475/20 от 29.10.2021 Верховного Суда РФ
принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации сделал вывод об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего. Водное законодательство основывается на принципе взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему, представляющую собой комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений (пункт 11 статьи 1, пункт 11 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 34 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта
Апелляционное определение № 58-АПА19-5 от 24.04.2019 Верховного Суда РФ
законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к компетенции субъекта Российской Федерации. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда первой инстанции не согласилась. В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, административное, водное законодательство , законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «д», «з» и «к»). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы иные нормативные акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Подпунктом 59 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Определение № 05АП-7558/18 от 18.06.2019 Верховного Суда РФ
делу № А51-23397/2012, передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 25:28:030009:101, расположенный в водоохранной зоне водного объекта, для строительства центра обслуживания автомобилей; Законом № 282-ФЗ Водный кодекс был дополнен в том числе пунктом 5 части 15 статьи 65, запрещающей в границах водоохранных зон размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; истец, как арендатор участка, зная о внесении изменений в водное законодательство , запрещающих строительство на указанном земельном участке центра обслуживания автомобилей, не заявлял о невозможности его использования по целевому назначению и не ставил перед Департаментом - арендодателем вопрос о расторжении договора аренды в связи с невозможностью использования; указанный земельный участок в спорный период находился во владении Общества, следовательно, внесенная им арендная плата за пользование земельным участком по действующему договору в силу принципа платности землепользования не образует на стороне арендодателя неосновательного обогащения и не подлежит возврату.
Определение № А63-94/20 от 17.01.2022 Верховного Суда РФ
по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствовались статьями 3, 16, 102 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 4, 5, 6, 8, 65 Водного кодекса Российской Федерации, статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и исходили из следующего: собственностью Российской Федерации является земельный участок, занятый водным федеральным объектом в пределах береговой линии; при этом земельный участок как объект земельных отношений не формируется; водное законодательство не содержит каких-либо норм об отнесении земельных участков, находящихся в водоохранной зоне федеральных водных объектов, к федеральной собственности; нахождение спорных земельных участков, на которые зарегистрировано право муниципальной собственности, в водоохранной зоне реки Ташла само по себе не означает, что у собственника водного объекта (Российской Федерации) возникает право собственности на данные участки; наличие в государственном реестре записи о праве собственности муниципального образования на данные участки не нарушает права муниципального образования. Суд округа согласился с выводами
Постановление № А32-35299/14 от 21.05.2015 АС Северо-Кавказского округа
сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) и нарушает права заявителя. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015, в удовлетворении требований отказано. При проверке доводов территориального управления о незаконности отказа Управления Росреестра в государственной регистрации права федеральной собственности на участок с кадастровым номером 23:43:0000000:2015 по адресу: <...> (сообщение от 03.07.2014) суды исходили из правил разграничения норм водного и земельного законодательства по предмету регулирования. Водное законодательство регулирует водные отношения – правоотношения по использованию и охране водных объектов, отношения по использованию и охране земель регулируются земельным законодательством (статья 2 Водного кодекса, статья 3 Земельного кодекса). Законодатель разделил правовой режим земель, занятых поверхностными водными объектами, и земель (территорий), примыкающих к поверхностным водным объектам по береговой линии (статья 102 Земельного кодекса). Территории, которые примыкают к береговой линии поверхностных водных объектов, являются водоохранными зонами (статья 65 Водного кодекса). На указанных территориях устанавливается специальный режим
Постановление № А32-12828/2021 от 27.01.2022 АС Северо-Кавказского округа
содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции. Согласно пункту 8 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – Водный кодекс) водопользователем является физическое или юридическое лицо, которому предоставлено право пользования водными объектами. Под использованием водных объектов (водопользованием) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц (пункт 14 статьи 1 Водного кодекса). Водное законодательство регулирует водные отношения. Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 7 Водного кодекса). Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 данного Кодекса (часть 1 статьи 9 Водного кодекса). В силу положений статьи 11 Водного кодекса предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения
Постановление № А53-39792/2022 от 16.08.2023 АС Северо-Кавказского округа
границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу. В соответствии со статьей 1 Водного кодекса к водным объектам относится природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточения вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Согласно пункту 11 статьи 1 Водного кодекса водохозяйственная система – комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений. Водное законодательство основывается на принципе взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему (пункт 11 статьи 3 Водного кодекса). Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах (пункт 4 части 2 статьи 39 Водного кодекса). В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели,
Решение № 2-20 от 23.01.2012 Кирсановского районного суда (Тамбовская область)
который ФИО2 использует для разведения рыбы. Данный договор ежегодно пролонгируется. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и Муниципальным образованием Кирсановский район – муниципальный район, в лице представителя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации района ФИО3 было заключено соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, по которому ФИО2 в аренду предоставляется земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства (животноводства). Однако данный участок находится под прудом. Согласно ст.4 Водного кодекса РФ водное законодательство регулирует водные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы Водным кодексом. Предоставление водного объекта в пользование должно осуществляться по правилам, установленным водным законодательством. Предоставление водного объекта в пользование путем предоставления в аренду земельного участка, покрытого поверхностными водами, действующим законодательством не предусмотрено. В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего
Решение № 3А-665/2021 от 14.01.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)
и 15 июня 2021 года - несение убытков. По мнению административного истца, в случае признания акта недействующим, лица, чьи права были нарушены названным постановлением, вправе обратиться в суд для взыскания материального ущерба. Проверяя полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого нормативного правового акта (административным истцом данные полномочия не оспариваются), суд исходит из следующего. В соответствии с пунктами «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, водное законодательство , законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Согласно подпункту 59 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ
Решение № 2-541 от 25.10.2011 Сосновского районного суда (Тамбовская область)
для отдыха и ловли рыбы. Считает, что договор аренды является незаконным, так как водные отношения регулирует Водный кодекс РФ. Предоставление водного объекта в пользование путем предоставления в аренду земельного участка, покрытого поверхностными водами, действующим законодательством не предусмотрено. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 102 Земельного кодекса РФ на землях покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Земельного кодекса РФ к отношениям по использованию водных объектов применяется водное законодательство . Считает, что нарушены права государства и общества, так как до сего времени государственная собственность на водные объекты не разграничена и юридически они находятся в государственной собственности. Просит суд признать незаконным постановление главы Сосновского района Тамбовской области № х от хх.хх.хххх о предоставлении Курбатовой Н.А. в аренду земельного участка с кадастровым номером х и признать незаконным договор аренды № х от хх.хх.хххх в лице главы района З.В.В. и Курбатовой Н.А. земельного участка, площадью х
Решение № от 25.01.2012 Кирсановского районного суда (Тамбовская область)
которым в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в части назначения для использования. В целях исполнения этого постановления ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и муниципальным образованием Кирсановский район – муниципальный район, было заключено соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, по которому ФИО1 в аренду предоставляется в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства (животноводства). Однако данный участок, как установлено проверкой, находится под прудом. Согласно ст.4 Водного кодекса РФ водное законодательство регулирует водные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы Водным кодексом. Учитывая изложенные требования закона, предоставление водного объекта в пользование должно осуществляться по правилам, установленным водным законодательством, а также гражданским законодательством в части неурегулированной Водным кодексом РФ. Предоставление водного объекта в пользование путем предоставления в аренду земельного участка, покрытого поверхностными водами, действующим законодательством не предусмотрено. Кроме того, согласно ч.2 ст.102 Земельного кодекса
Решение № от 24.01.2012 Кирсановского районного суда (Тамбовская область)
договоры аренды ежегодно пролонгируются. Кроме того, 24.10.2011 года между ФИО6 и Муниципальным образованием Кирсановский район - муниципальный район, в лице председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации района ФИО2 было заключено соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 14.08.2009 года, по которому ФИО3 в аренду предоставляется земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства (животноводства). Однако как установлено проверкой, данный участок находится под прудом. Согласно статьи 4 Водного кодекса РФ водное законодательство регулирует водные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы Водным кодексом. По требованию закона, предоставление водного объекта в пользование должно осуществляться по правилам, установленным водным законодательством, а также гражданским законодательством в части не урегулированной Водным кодексом Российской Федерации. Предоставление водного объекта в пользование путем предоставления в аренду земельного участка, покрытого поверхностными водами, действующим законодательством не предусмотрено. Кроме того, согласно ч.2 ст.102 Земельного