ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Вопросы местного значения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 308-ЭС15-9217 от 23.07.2015 Верховного Суда РФ
работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Во всех случаях размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг (то есть определение поставщиков, исполнителей) для муниципальных нужд осуществляется на конкурентной основе, за исключением случаев, предусмотренных данным законом (часть 2 статьи 10 Закона № 94-ФЗ, часть 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ). На основании части 2 статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут
Апелляционное определение № 48-АПА19-7 от 26.06.2019 Верховного Суда РФ
131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Названный федеральный закон, устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований. Так, вопросы местного значения сельского поселения указаны в статье 14 Закона № 131-ФЗ. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ в редакции, действовавшей на дату принятия Решения № 34, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 названной статьи. Законами
Постановление № А74-2695/2021 от 16.02.2022 АС Восточно-Сибирского округа
416-ФЗ вышеуказанные полномочия на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Аналогичная возможность передачи указанных выше полномочий органам местного самоуправления сельских поселений также предусмотрена пунктом 4 части 1 и частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ). В Республике Хакасия отдельные вопросы местного значения закреплены за сельскими поселениями Законом Республики Хакасия от 07.11.2014 № 84-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия» (далее - Закон № 84-ЗРХ). Статьей 1 Закона № 84-ЗРХ предусмотрено, что настоящий Закон в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ закрепляет за сельскими поселениями в Республике Хакасия отдельные вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 указанной статьи вопросов местного значения городских поселений. Согласно пункту 1
Постановление № А45-19376/2022 от 11.10.2023 АС Западно-Сибирского округа
законодательством Российской Федерации (пункт 4). При принятии закона Новосибирской области от 24.11.2014 № 484-03 «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» полномочия по водоснабжению были закреплены, в том числе, за сельскими поселениями. Законом Новосибирской области от 31.01.2017 № 137-03 «О внесении изменения в статью 3 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» (принят постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области от 26.01.2017 № 137-ЗС) внесены изменения согласно которым, вопросы местного значения по водоснабжению в том числе, были переданы на уровень муниципальных районов. Статьей 3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 № 484-03 «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» (далее - Закон НСО № 484-03), на основании части 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ закреплены за сельскими поселениями Новосибирской области вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 (в части вопросов организации в границах поселения электро- и газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской
Постановление № А01-1021-2006-6 от 07.09.2006 АС Северо-Кавказского округа
6 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.97 № 4-П рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, т.е. не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией Российской Федерации. В силу положений статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения , связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью. По утверждению администрации, оспариваемый нормативный правовой акт регулирует вопросы, связанные с особенностями распространения наружной рекламы на территории муниципального образования «Город Майкоп», определяет полномочия органа местного самоуправления по распоряжению муниципальной собственностью, порядок выдачи разрешений на распространение наружной рекламы, т.е. регулирует вопросы, которые выходят за рамки гражданско-правовых отношений и поэтому не являются предметом ведения Российской Федерации. Указанные доводы
Постановление № А26-2169/2023 от 05.09.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Иные вопросы местного значения , предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов. В силу Закона Республики Карелия от 22.12.2014 № 1852-ЗРК «О закреплении за сельскими поселениями в Республике Карелия вопросов местного значения» за сельскими поселениями в Республике Карелия закреплены
Постановление № Ф03-5042/2023 от 28.11.2023 АС Дальневосточного округа
по адресу: Хабаровский край, район имени Лазо, п. Сита, ул. Руставели, д. 5, кв. 13; 2/3 доли в праве на данный объект недвижимости принадлежит третьему лицу – Драй Э.Ю. Законом Хабаровского края от 27.03.2019 № 403 «О внесении изменений в статью 10 Закона Хабаровского края «О Законодательной Думе Хабаровского края» и статью 1 Закона Хабаровского края «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения» из компетенции сельских поселений с 01.04.2019 исключены вопросы местного значения в сфере содержания муниципального жилищного фонда, в связи с чем администрация поселения обратилась к ответчику с просьбой принять объекты жилого фонда в муниципальную собственность района. В ответ на данное обращение письмом от 15.03.2021 № 1-13/948 администрация района отказала в принятии спорного объекта недвижимости, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями, удовлетворяя которые суды обеих инстанции правомерно руководствовались следующим. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального
Постановление № 290008-01-2022-000392-04 от 07.03.2023 Котласского городского суда (Архангельская область)
Российской Федерации как должностное лицо местного самоуправления соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, в соответствии с ч. 2 ст. 1, ст. 4, п. 1, 3, 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения исходя из интересов населения; в том числе, составления и рассмотрения проекта бюджета поселения, утверждения и исполнение бюджета поселения, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении бюджета поселения; владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; присвоения адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоения наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменения, аннулирования таких наименований, в силу ч. 1, ч. 2 ст. 34 Устава муниципального образования «Котлас», принятого
Решение № 3А-196/17 от 12.09.2017 Пермского краевого суда (Пермский край)
внесении изменений в закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае». Первоначальный текст документа опубликован в изданиях Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.12.2014, «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 51, 29.12.2014. Настоящий Закон вступил в силу и является действующим. Положениями пункта 1 статьи 2 указанного выше Закона Пермского края от 22.12.2014 № 416-ПК за сельскими поселениями Пермского края закреплены вопросы местного значения , в том числе: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Администрация муниципального образования Козьмодемьянского сельского поселения Пермского края в лице главы поселения Югова Н.А. обратилась в суд с административным иском о признании недействующим названного выше Закона Пермского края в части пункта 1 статьи 2 о закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями по организации в границах поселения
Решение № 2-339/2014 от 20.08.2014 Новониколаевского районного суда (Волгоградская область)
от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Согласно п.2 ч.1 ст.44 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования, кроме прочего, должен определяться перечень вопросов местного значения. Вопросы местного значения поселения закреплены в ст.14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений» часть 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ дополнена п.7.2, которым к вопросам местного значения поселения отнесено создание