ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 310-ЭС15-10165 от 04.09.2015 Верховного Суда РФ
Республики Крым была наделена до 01.01.2015 и Указом Главы Республики Крым от 16.06.2014 № 51-У «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым» названная инспекция ликвидирована; этим же нормативным правовым актом образован исполнительный орган государственной власти Республики Крым – Служба государственного строительного надзора Республики Крым, в полномочия которой входит осуществление на территории Республики Крым государственного строительного надзора за объектами капитального строительства, в том числе путем выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства (постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 169 утверждено Положение о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, которым определены ее полномочия). С учетом изложенного, поскольку полномочиями по выдаче разрешений на выполнение строительных работ вместо ликвидированной инспекции наделен вновь созданный орган – Служба государственного строительного надзора Республики Крым, суд апелляционной инстанции произвел замену сторону по делу – Архитектурно-строительную инспекцию Республики Крым на Службу госстройнадзора Республики Крым. Проверив законность вынесенного определения суда апелляционной
Определение № 20-КП9-5 от 09.07.2019 Верховного Суда РФ
общему правилу строительство объектов недвижимости осуществляется на основании выданного уполномоченным органом разрешения на строительство в соответствии с требованиями статьи 51 данного кодекса. В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства , расположенных на территории городского округа. Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Частью 19 статьи 51 Градостроительного кодекса предусмотрено, что разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет. Вместе с тем, с 4 августа 2018 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ
Определение № А53-657/2021 от 09.06.2022 Верховного Суда РФ
вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» и в пункте 9 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 № 143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации». Исходя из того, что спорные объекты расположены на арендуемом обществом лесном участке, не отведенном для целей строительства капитальных объектов, учитывая, что разрешение на строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства обществу не выдавались, меры к получению разрешения на строительство (реконструкцию) ни до начала реконструкции объектов ни во время проведения работ общество не предпринимало, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за обществом права собственности на спорные объекты. Доводы кассационной жалобы о том, что обществом предпринимались меры к получению разрешения на строительство (реконструкцию), отказ в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) носил формальный характер, судами необоснованно отказано в назначении судебной экспертизы,
Определение № 308-ЭС22-5265 от 30.06.2022 Верховного Суда РФ
осуществления муниципального контроля за соблюдением земельного законодательства управлением муниципального контроля Администрации установило, что в границах земельного участка расположено нежилое одноэтажное строение, в помещениях которого ведется коммерческая деятельность. Указанные обстоятельства отражены в акте визуальной фиксации использования земельного участка от 26.10.2020 № 563 с приложенным фотоматериалом. Согласно письму администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара от 22.09.2020 № 6979/44, письму Департамента от 23.09.2020 № 13786/29 градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства не выдавались. В письме от 11.10.2011 № 29/8334 Департамент отказал ответчику в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с непредставлением документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс), в частности разрешения на строительство и градостроительного плана земельного участка. В связи с тем, что спорный объект возведен Предпринимателем самовольно, в отсутствие разрешительной документации, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующими
Определение № А82-10741/19 от 29.09.2023 Верховного Суда РФ
вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – Постановление № 10/22), удовлетворил заявленные требования, придя к выводу, что грузовой причал в реконструированном состоянии обладает признаками самовольной постройки; разрешение на реконструкцию объекта не выдавалось; реконструкция причала осуществлена с нарушением требований градостроительного законодательства, создает угрозу жизни и здоровью граждан. Администрация, являясь органом, на который возложены полномочия по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства , вправе предъявить иск о сносе самовольной постройки, возведенной без таких разрешений; Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции, с выводами которого согласился суд округа, указал, что спорный объект (причал) является гидротехническим сооружением третьего класса в виде пристроя к существующему причалу, расположен в акватории Рыбинского водохранилища, конструктивно связан с дном водохранилища и не имеет прочной связи с земельным участком, арендуемым для эксплуатации существующего причала. Администрация не
Постановление № А45-7408/2021 от 16.12.2021 АС Западно-Сибирского округа
387,8 кв. м, приложив технический паспорт объекта, выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) на земельный участок и объект капитального строительства, свидетельство о регистрации юридического лица, решениео назначении директора, доверенность представителя. Инспекция уведомлением от 15.03.2021 № 11/1/11.1-04-00912 отказалав выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ввидунепредставления предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), пунктами 2.7, 2.9 административного регламента предоставления муниципальной услугипо выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства документов, а именно: а) градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 54:35:063185:30 - отсутствует в распоряжении мэрии; б) разрешение на реконструкцию объекта; в) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления, реконструкции на основании договора строительного подряда); г) акт, подтверждающий соответствие параметров реконструируемого объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим
Постановление № Ф09-4256/22 от 05.09.2022 АС Уральского округа
помещений в блоке АБК объекта самовольного строительства до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в 2016 году (определение Железнодорожного районного суда от 11.04.2016 по делу № 2-573/2016, л.д. 105, т. 1). С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом (пункт 22 постановления от 29.04.2010 № 10/22). Уполномоченный орган публичной власти, на который возложены полномочия по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства , вправе предъявить иск о сносе самовольной постройки, возведенной без таких разрешений (данная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2010 по делу № 71/10). В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача
Постановление № Ф03-5360/2022 от 02.11.2022 АС Дальневосточного округа
1 статьи 34 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Пунктом 1 статьи 38 Закона № 7-ФЗ установлено, что ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства осуществляется при условии проведения в полном объеме предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по восстановлению природной среды, рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, не оснащенных техническими средствами и технологиями, направленными на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, в том числе автоматическими
Постановление № Ф03-4283/2023 от 28.11.2023 АС Дальневосточного округа
предусмотренных частью 9 статьи 46.4 ГрК РФ (пункт 2.1.2); подготовить в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 46,4 ГрК РФ и предоставить в департамент архитектуры проект планировки и проект межевания территории, в отношении которой заключен договор; максимальные сроки подготовки документов – 8 месяцев (пункт 2.2.1); в течение 3-х месяцев со дня утверждения документации по планировке территории: заключить дополнительное соглашение, содержащее график осуществления мероприятий по освоению территории, в том числе строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства , а также дополнительное соглашение, содержащее перечень объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры, с указанием сроков начала и окончания каждого объекта инфраструктуры и передать их в государственную или муниципальную собственность (пункты 2.2.2, 2.2.5, 2.2.6); осуществить образование и обеспечить кадастровый учет земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (пункт 2.2.3). Кроме того, между этими же сторонами заключен договор аренды от 19.01.2018 № 17 в отношении земельного участка площадью 298 502 кв.м
Решение № 2-326 от 24.02.2011 Синарского районного суда г. Каменск-Уральского (Свердловская область)
24 февраля 2011 года Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе: председательствующего судьи Кузнецовой Ю.В. при секретаре Валитовой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора города Каменска-Уральского о признании частично недействующим нормативного акта, У С Т А Н О В И Л: Прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконными и недействующими п.п. 1.2.3 п. 10 «Административного регламента исполнения муниципальной функции по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства », утвержденного Постановлением Администрации города г. Каменска-Уральского от 28.06.2010 № 662. В судебном заседании помощник прокурора Москалева А.В. заявленные требования поддержала и в их обоснование пояснила, что Прокуратурой г. Каменска-Уральского проведена проверка исполнения законодательства и соблюдения прав хозяйствующих субъектов органами местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности, в том числе, при издании муниципальных правовых актов органами местного самоуправления, в ходе которой был изучен «Административного регламента исполнения муниципальной функции по выдаче разрешения на ввод