ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Выборы в органы местного самоуправления - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 03-26/09 от 05.08.2009 Верховного Суда РФ
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в совокупности с ч. 2 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» свидетельствует о том, что имеются предусмотренные законом основания для однократного продления или сокращения срока полномочий не менее чем в две трети органов местного самоуправления муниципальных образований в субъекте Российской Федерации без внесения изменений в устав муниципального образования. При этом выборы в органы местного самоуправления , сроки полномочий которых продлены или сокращены, назначаются на предусмотренные пунктами 3 и 6 статьи 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дни голосования, в том числе на первое или второе воскресенье октября. Указанные выборы должны быть проведены до 14 марта 2011 года. Судом установлено, что в Самарской области образовано 341 муниципальное образование, в том числе 10 городских округов, 27 муниципальных районов,
Апелляционное определение № 35-АПА19-3 от 10.04.2019 Верховного Суда РФ
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 67-ФЗ) требует, чтобы в случае досрочного прекращения полномочий органа или депутатов органа местного самоуправления, влекущего за собой неправомочность органа, не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий были проведены досрочные выборы. Выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо (пункт 1 этой же статьи). Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в данном пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (пункт 7 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ). Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные приведенным выше пунктом, а также
Апелляционное определение № 58-АПА19-2 от 27.03.2019 Верховного Суда РФ
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), в силу которых осуществление депутатом как членом представительного органа муниципального образования полномочий главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, является недопустимым (за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). Законодательством не предусмотрена возможность прекращения полномочий депутата в целях временного исполнения им полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах. Исполнение полномочий главы города Комсомольска-на-Амуре, возглавляющего местную администрацию, депутатом городской Думы приводит к нарушению установленной законом компетенции органов местного самоуправления . Решением Хабаровского краевого суда от 14 ноября 2018 года административный иск удовлетворен, статья 28 Устава муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре, принятого решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 3 сентября 1996 года № 55, признана не действующей с момента вступления решения суда в законную силу. В апелляционной жалобе Комсомол ьская-на-Амуре городская Дума просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе
Апелляционное определение № 81-АПА19-16 от 21.08.2019 Верховного Суда РФ
явились. На основании части 1 статьи 307 КАС РФ Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит исходя из следующего. Согласно части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления . Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). Специальным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Абзацем вторым части 1 статьи 6 Федерального закона
Определение № 18АП-2325/2015 от 06.03.2015 Верховного Суда РФ
в случае создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с иным принципом, чем предусмотрен пунктами 1 и 2 статьи 13, пунктом 3 статьи 14 Федерального закона № 66-ФЗ, не связанным с местом жительства входящих в его состав граждан и с их учетом в органах местного самоуправления как нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, выбор земельного участка из фонда перераспределения земель для предоставления его такому некоммерческому объединению в порядке, установленном пунктом 4 статьи 13, пунктами 1 и 2 статьи 14 данного Закона, с участием органов местного самоуправления по месту жительства нуждающихся граждан, невозможен. При этом Федеральный закон № 66-ФЗ, закрепляя порядок предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков из фонда перераспределения земель, не исключает применения общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений садоводческих некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан - членов товарищества органом местного самоуправления,
Решение № А59-4565/16 от 16.12.2016 АС Сахалинской области
образования, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории городского округа. В соответствии со статьей 25 Устава собрание наделено исключительной компетенцией по решению вопросов, указанных в пункте 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ. Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 25 Устава собрание также наделено следующими полномочиями по решению вопросов местного значения: назначает местный референдум, голосование по отзыву депутата Собрания городского округа, а также выборы в органы местного самоуправления городского округа в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Сахалинской области. Избирает из своего состава главу городского округа»; формирует избирательную комиссию городского округа в соответствии с законодательством Российской Федерации и Сахалинской области; утверждает порядок реализации правотворческой инициативы граждан, организации и проведения публичных слушаний, собраний и конференций граждан, опроса граждан; устанавливает границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, утверждает порядок его организации и осуществления, условия и порядок выделения объектов и необходимых средств;
Решение № А29-322/14 от 17.04.2014 АС Республики Коми
при рассмотрении дела в упрощенном порядке судебное заседание проводится без вызова сторон, судом исследуются только письменные доказательства, а также отзыв и объяснения по существу заявленных требований, представленные в письменной форме, другие документы. Исследовав материалы дела, суд установил следующее. Между Избиркомом РК (заказчиком) и ИП Пермяковым С.А. (исполнителем) 24.06.2013 заключен государственный контракт №0107100006913000002-0112930-01 (далее: контракт). В соответствии с пунктами 1.1., 1.2., 2.1. контракта исполнитель обязуется оказать услуги для заказчика по изготовлению книги « Выборы в органы местного самоуправления в Республике Коми. 14 октября 2012 года – март 2013 года» (далее: книга), а заказчик обязуется принять услуги, оказанные исполнителем, и оплатить результат услуг в порядке, форме и размере, установленных контрактом. В пунктах 2.3, 2.4, 2.5, 2.6., 2.8 контракта стороны установили сроки по отдельным этапам изготовления книги (подготовка макета книги, сигнального экземпляра книги, а также тираж книги). Исполнитель обязан завершить изготовление книги и доставить тираж книги заказчику не позднее 30.08.2013 года. Цена
Решение № А18-379/09 от 24.07.2009 АС Республики Ингушетия
земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. В судебном заседании установлено, что на спорные земельные участки государственная собственность не разграничена, в материалах дела отсутствуют документы опровергающий данный вывод. Следовательно, данные земельные участки относятся к участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно положениям Федерального закона от 24 ноября 2008 г. N 207-ФЗ «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике» выборы в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований на территориях Республики Ингушетия и Чеченской Республики проводятся в период с 1 мая по 31 октября 2009 года в порядке, определенном соответственно законами Республики Ингушетия и Чеченской Республики, регулирующими подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. До настоящего времени в Республике Ингушетия отсутствуют органы местного самоуправления, которые вправе распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно Указу Президента
Определение № А31-12071/18 от 06.12.2018 АС Костромского области
Мантуровский муниципальный район Костромской области утратил статус муниципального образования. До формирования органов местного самоуправления городского округа город Мантурово Костромской области, которые будут являться правопреемниками органов местного самоуправления Мантуровского муниципального района Костромской области, полномочия по решению вопросов местного значения Мантуровского муниципального района в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляют органы местного самоуправления Мантуровского муниципального района Костромской области. Досрочные выборы в органы местного самоуправления городского округа город Мантурово Костромской области назначены на 14 октября 2018 года. В связи преобразованием Мантуровского муниципального района Костромской области, путем его объединения с городским округом город Мантурово Костромской области и реорганизацией администрации Мантуровского муниципального района Костромской области, как юридического лица, администрация Мантуровского муниципального района Костромской области являвшееся ответчиком по делу, выбывает из спорного правоотношения. Истец требования поддержал в полном объеме. Откладывая судебное разбирательство, суд руководствовался ст. 158 АПК РФ, согласно которой
Определение № А18-729/09 от 21.09.2010 АС Республики Ингушетия
вновь образованных муниципальных образований на территориях Республики Ингушетия и Чеченской Республики приступают к исполнению полномочий, установленных законодательными актами Российской Федерации, с 1 января календарного года, следующего за годом, в котором избран в правомочном составе представительный орган соответствующего муниципального образования. С указанного дня администрации районов и населенных пунктов Республики Ингушетия и Чеченской Республики прекращают исполнять полномочия органов местного самоуправления на территориях вновь образованных муниципальных образований. Согласно части 2 статьи 2 Закона от 24.11.2008 выборы в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований на территориях Республики Ингушетия и Чеченской Республики проводятся в период с 1 мая по 31 октября 2009 года. Со дня, начиная с которого органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований на территориях Республики Ингушетия и Чеченской Республики приступают к исполнению полномочий, установленных законодательными актами Российской Федерации, указанные органы являются правопреемниками администраций районов и населенных пунктов Республики Ингушетия и Чеченской Республики, ранее исполнявших полномочия органов местного самоуправления на территориях
Решение № 3-43/13 от 01.10.2013 Калининградского областного суда (Калининградская область)
утратой ими статуса муниципальных образований и созданием на территории Гурьевского района вновь образованного муниципального образования – Гурьевского городского округа. Указанный закон вступил в силу 31 мая 2013 года, однако в нарушение п. 5.1 ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав…» и ч. 5 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования не будут проведены в пределах 6 месяцев со дня его создания. Так, вновь образованное муниципальное образование «Гурьевский городской округ» создано с момента вступления в силу Закона Калининградской области № 229 от 29 мая 2013 года (то есть с 31 мая 2013 года), в связи с чем выборы в органы местного самоуправления городского округа должны быть проведены не позднее 1 декабря 2013 года. Принимая во внимание, что статьей 10
Апелляционное определение № 33-9745/2015 от 20.08.2015 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)
Судья – Аржанников И.В. дело № 33-9745/2015 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 20 августа 2015 года г. Волгоград Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А. судей Балашовой И.Б., Серышевой Н.И. при секретаре Т. рассмотрела в открытом судебном заседании материал по заявлению Лобачева Игоря Юрьевича об оспаривании постановления ТИК о регистрации списка кандидатов на выборы в органы местного самоуправления . по частной жалобе Лобачева Игоря Юрьевича на определение судьи Котовского районного суда Волгоградской области от 31 июля 2015 года, которым постановлено: Отказать в принятии заявления Лобачева Игоря Юрьевича о признании незаконным постановления ТИК о регистрации списка кандидатов на выборы в органы местного самоуправления. Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Лобачев И.Ю. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии Котовского муниципального района от