ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Выкуп земли в полосе отвода - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 18АП-3736/20 от 22.06.2020 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю. Таким образом, у заявителя имеется право на выкуп земельного участка, но при условии, что земельный участок не органичен в обороте. В дополнительных пояснениях к заявлению общество указывает, что спорный земельный участок не занят элементами улично-дорожной сети и свободен от каких-либо красных линий, кроме того, имеет назначение для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания с размещением на землях общего пользования, в связи с чем считает, что он может быть приватизирован. Однако, из представленной заинтересованным лицом в материалы дела выписки из Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Оренбург», утвержденных решением Оренбургского городского Совета № 557 от 25.12.2012, следует, что спорный земельный участок расположен в зоне «Т2» - Зона городских автодорог и объектов обслуживания автотранспорта, которая включает в себя участки территории города Оренбурга, предназначенные для размещения объектов автомобильного транспорта, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещения объектов обслуживания пассажирского и грузового транспорта, дорожного
Решение № А33-13225/08 от 04.02.2009 АС Восточно-Сибирского округа
государственный кадастровый учет на основании постановления Большеулуйской сельской администрации № 108 от 10.11.2002. Письмом от 31.07.2008 № 08/3469 КГУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю не согласовало ООО «Сервис» выкуп земельного участка. Постановлением от 23.11.2005 № 219 администрации Большеулуйского района из земель промышленности, транспорта, связи… и иного специального назначения, занимаемых автомобильной дорогой Ачинск-Бирилюссы, сформировано единое землепользование общей площадью 1439550 кв.м по адресу: Красноярский край, Большеулуйский район, автодорога Ачинск-Бирилюссы, и передано в постоянное (бессрочное) пользование краевому государственному учреждению «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю». Указанным постановлением установлено обременение и ограничение на основании ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации в пользу КГУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» на площади 533, 81 га (придорожная полоса шириной 50 м по обе стороны от полосы отвода автодороги) по землям собственников, пользователей и арендаторов. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 24:09:0000000:0050, площадью 1439550, 0 кв.м по адресу: Россия, Красноярский край, Большеулуйский район, автодорога
Решение № А59-1209/14 от 27.05.2014 АС Сахалинской области
соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации. В силу ст.49 ЗК РФ, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. Поскольку ст.49 ЗК РФ содержит такой исключительный случай резервирования земель как размещение на земельном участке автомобильной дороги местного, межмуниципального или регионального значения, а спорный земельный участок частично расположен в границе резервируемого земельного участка для размещения и реконструкции существующей автомобильной дороги и в зоне планируемого размещения полосы отвода автомобильной дороги, которая установлена документацией по планировке территории объекта местного значения, к каковой относится Генеральный план города Невельска, оспариваемое решение в части суд находит законным и обоснованным и не нарушающим права заявителя. В
Решение № А47-10132/19 от 30.01.2020 АС Оренбургской области
у заявителя имеется право на выкуп земельного участка, но при условии, что земельный участок не органичен в обороте. В дополнительных пояснениях к заявлению общество указывает, что спорный земельный участок не занят элементами улично-дорожной сети и свободен от каких-либо красных линий, кроме того, имеет назначение для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания с размещением на землях общего пользования, в связи с чем считает, что он может быть приватизирован. Между тем, данные доводы заявителя не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям. Из представленной заинтересованным лицом в материалы дела выписки из Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Оренбург», утвержденных решением Оренбургского городского Совета № 557 от 25.12.2012, следует, что спорный земельный участок расположен в зоне «Т.2» - Зона городских автодорог и объектов обслуживания автотранспорта, которая включает в себя участки территории города Оренбурга, предназначенные для размещения объектов автомобильного транспорта, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещения
Апелляционное определение № 33-530 от 03.03.2014 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)
реконструкции названной автомобильной дороги и строительства путепровода-моста, располагался в границах придорожной полосы, оказывается в границах полосы отвода автодороги, земельные участки и возведенные на них объекты подлежат изъятию для государственных нужд с их выкупом. Однако, эти утверждения ФИО1 не основаны на законе. Согласно статье 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательстве акты Российской Федерации» полоса отвода автомобильной дороги представляет собой земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса. Пунктом 1 статьи 25 названного Федерального закона предусмотрено, что границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм
Решение № 2-3/19 от 28.01.2019 Спасского районного суда (Рязанская область)
с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты (п. 5.3.1). Осуществляет принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей (п. 5.4.1(1) Положения). Осуществляет заключение договоров с собственниками земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества о выкупе таких земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения автомобильных дорог федерального значения и формирования полос отвода таких автомобильных дорог, предусматривающих возмещение убытков в связи с изъятием указанного недвижимого имущества, а также заключение договоров с правообладателями таких земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, предусматривающих возмещение убытков в связи с изъятием
Апелляционное определение № 33-1781/18 от 27.09.2018 Воронежского областного суда (Воронежская область)
изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции, автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей. Пунктами 34, 35 Порядка, а также пунктом 5.4(2) Положения о Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004г. № 374, установлено, что Федеральное дорожное агентство осуществляет проверку полученной от Государственной компании «Российские автомобильные дороги» подготовленной документации по планировке территории (вместе с проектом межевания территории) и по результатам проверки утверждает документацию по планировке территории или принимает решение об отклонении такой документации и направлении ее на доработку. В соответствии с пунктом 15 статьи 3, пунктами 1, 2 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полоса отвода автомобильной дороги – земельные участки