ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Законодательство о профсоюзах - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 30. Ответственность за нарушение прав профсоюзов
Статья 30. Ответственность за нарушение прав профсоюзов 1. За нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами. 2. Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах , не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением. По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению. Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ
Протокол заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 31.05.2019 N 5 (Выписка) <О регулировании социально-трудовых отношений>
15 совместного заседания рабочей группы Комиссии по развитию рынка труда и содействию занятости населения и рабочей группы Комиссии по развитию социального партнерства и координации действий Сторон Соглашения от 27 ноября 2018 года предложить Минэкономразвития России (М.С. Орешкину) совместно с АНО "Цифровая экономика" ежеквартально направлять в секретариат Комиссии информацию о ходе реализации федерального проекта "Нормативное регулирование" национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации", включая информацию о пересмотре сроков принятия правовых актов. в) О нарушении российского законодательства о профсоюзах (Шмаков, Голикова) КонсультантПлюс: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон N 10-ФЗ от 12.01.1996, а не от 02.01.1996. В связи с грубым нарушением Федерального закона N 10-ФЗ от 2 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, предлагает рассмотреть вопрос о прекращении выделения государственных контрактов АО "ТРАНСМАШХОЛДИНГ". Министерства и ведомства, органы при правительстве: Российская трехсторонняя комиссия по регулированию
Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 22.11.2011 N 7-15 "О внесении изменений в Типовое положение о правовой инспекции труда профсоюзов" (вместе с "Методическими рекомендациями о представлении членскими организациями ФНПР отчетов и информации по правозащитной работе")
в Типовое положение о профсоюзной правовой инспекции труда". Председатель ФНПР М.В.ШМАКОВ Приложение N 1 к постановлению Исполкома ФНПР от 22.11.2011 N 7-15 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА ПРОФСОЮЗОВ 1. Общие положения 1.1. Правовая инспекция труда профсоюзов создается общероссийскими (межрегиональными) профсоюзами, а также территориальными (межрегиональными) объединениями организаций профсоюзов (далее - членскими организациями ФНПР) для осуществления контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах , выполнения ими условий коллективных договоров, соглашений (далее - контроль за соблюдением трудового законодательства) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Уставом ФНПР, уставами ее членских организаций и настоящим Типовым положением. Правовые инспекторы труда профсоюзов осуществляют указанный контроль любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов,
Статья 19. Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде
с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с иными федеральными органами исполнительной власти. (в ред. Федеральных законов от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 03.07.2016 N 283-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3. Профсоюзные инспектора труда вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах , а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения.
Решение № А56-42110/18 от 17.05.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
и гарантии деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с Трудовым Кодексом РФ и иными федеральными законами. В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ (в редакции от 03.07.2016) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее - Закон о профсоюзах) за нарушение законодательства о профсоюзах работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами. Следовательно, трудовое законодательство и законодательство о профсоюзах , в данном случае, не предусматривает возможности применения мер гражданско-правой ответственности, в том числе, не предусматривает возможности применения нормативных положений статьи 395 Гражданского кодека РФ. Представители ответчика в судебном заседании поддержали возражения на иск, изложенные в письменном отзыве. В период рассмотрения дела сторонами были проведены сверки взаимных расчетов сумм членских профсоюзных взносов, подлежащих перечислению истцу и списочных составов членов первичной профсоюзной организации. По результатам проведенных сторонами сверок расчетов в материалы дела представлены акты,
Решение № А73-7543/2021 от 12.08.2021 АС Хабаровского края
в сфере экономической деятельности; сама по себе обязанность дать ответ на требование в недельный срок со дня получения требования не может быть квалифицирована как нарушение прав и законных интересов. Сведениями о каких-либо иных негативных последствиях, наступивших вследствие получения ДВГУПС рассматриваемого требования, суд не располагает. На основании положений статьи 30 Закона о профсоюзах органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах , не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением. Оспариваемое университетом заявление «О привлечении к дисциплинарной ответственности» от 12.01.2021 № 2 подписано председателем Профсоюза ДВГУПС, то есть согласно уставу Профсоюза ДВГУПС соответствующим органом Профсоюза ДВГУПС, и мотивировано нарушением недельного срока ответа на требование профсоюза. Как установлено судом, названное требование по своему содержанию не противоречит положениям статьи 30 Закона о профсоюзах, вследствие чего не может рассматриваться как противоречащее Закону о профсоюзах. Кроме того, ДВГУПС, выражая
Решение № А40-66966/12 от 12.09.2012 АС города Москвы
собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности. Согласно ст. 30 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» за нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами. Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах , не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением. По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению. Между тем, в соответствии со ст. 117 ГК РФ общественные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Независимость профсоюзов проявляется в том, что
Определение № А55-14518/07 от 19.02.2008 АС Самарской области
Закона о профсоюзах. Дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации. Законодательством устанавливается круг субъектов, подлежащих ответственности за нарушение прав профсоюзов. Это могут быт должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций). Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах , не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением. По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах. Административная ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ и заключается в наложении штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ. Спор между профсоюзом и работодателем о признании незаконными действий администрации, выразившихся в отказе в предоставлении вышеуказанного имущества, не имеет
Решение № А11-10326/18 от 30.09.2019 АС Владимирской области
Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств. В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Принимая во внимание, что обязанность работодателя перечислять профсоюзные взносы установлена законодательством о профсоюзах , коллективным договором, оснований не выполнять свою обязанность по перечислению профсоюзных взносов за период до момента выхода работников из членов профсоюзной организации у ответчика не имелось. Суд считает необходимым учесть, что истец длительное время выступал получателем членских взносов, в том числе и в период, предшествующий выходу работников из профсоюза работников здравоохранения; добросовестность ВОО профсоюза работников здравоохранения РФ подразумевается, исходя из существа сложившихся отношений, ввиду чего довод ответчика об отсутствии в деле заявлений работников
Решение № 2-6224/2016 от 25.11.2016 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)
Дело № 2-6224/2016 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 ноября 2016 года город Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Табаковой Е.А., при секретаре судебного заседания Чекановой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Свердловской областной организации Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности к Акционерному обществу «Газпромнефть-Транспорт» о возложении обязанности расторгнуть трудовой договор с должностным лицом, нарушившим законодательство о профсоюзах , УСТАНОВИЛ: СОО Росхимпрофсоюз обратилась в суд с названным иском, указывая, что по распоряжению директора регионального отделения АО «Газпромнефть-Транспорт» ФИО2 региональное отделение приняло на себя функции, относящиеся к исключительной компетенции профсоюзов: сбор и передача в профсоюз заявлений о выходе работников из профсоюза. Тем самым были грубо нарушены ст. 5 ФЗ РФ «О профсоюзах», ст. 86 ТК РФ. Согласно имеющимся у первичной профсоюзной организации «Екатеринбург Химпром» актам приема-передачи заявлений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о
Апелляционное определение № 33-6199/2022 от 20.09.2022 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)
статьей 373 Трудового кодекса Российской Федерации (обязательный учет работодателем мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации), является грубым нарушением принципов социального партнерства и является ущемлением прав и гарантий профессиональных союзов, предусмотренных федеральным законодательством. Ссылаясь на положения статьи 30 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» указывает, что по требованию профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах , не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению. При этом судебная защита прав профсоюзов гарантирована вышеуказанным законом. Судом не учтено, что Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на должных лиц муниципальных образований наложена персональная ответственность за рассмотрение поступающих обращений от граждан и организаций, в том числе, в части подготовки четкого ответа на конкретно поставленный вопрос. В возражениях на апелляционную жалобу ответчик администрация