ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Заявление об установлении рыночной стоимости - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 22.1. Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости
незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей). 2. Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - заявление об установлении рыночной стоимости ) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета. 3. Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг. Форма заявления об установлении рыночной стоимости и требования к
Письмо Росреестра от 29.11.2012 N 14-9879-ГЕ "Об анализе судебной практики" (вместе с "Справкой об итогах анализа практики рассмотрения в судах дел, связанных с осуществлением подведомственным Росреестру учреждением и его филиалами полномочий органа кадастрового учета, в I полугодии 2012 года")
что они являются ненадлежащими ответчиками, судами игнорируются; ходатайства о замене ненадлежащего ответчика отклоняются. При этом не принимаются во внимание разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, содержащиеся в Определении от 01.03.2011 N 275-О-О, в части требования от правообладателей земельных участков предварительного обращения в орган исполнительной власти с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков. Учитывая большое количество удовлетворенных судами рассматриваемой категории требований и большое количество лиц, заинтересованных в уменьшении кадастровой стоимости земельных участков, дальнейшее развитие судебной практики в принятом направлении может привести к серьезным трудовым и финансовым издержкам учреждения. Уже имеются случаи, когда судебные расходы (в том числе расходы по составлению отчета об установлении рыночной стоимости земельного участка и последующей его экспертизе) отнесены на ФГБУ "ФКП Росреестра". Требования о признании земельных участков ранее учтенными Заявитель обратился в суд с требованием о признании незаконным решения органа кадастрового учета об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости,
Кассационное определение № 5-КА20-15 от 26.05.2020 Верховного Суда РФ
необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. То есть указанный Порядок не наделяет секретаря Комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, кроме той, которая указана в пункте 15 Порядка, так как указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу (пункты 19, 20 Порядка). В данном случае Общество направило заявление об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в Управление Росреестра по Москве именно по состоянию на 1 января 2016 года, приложило необходимые документы, в том числе отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости на эту дату, что соответствует требованиям пункта 13 Порядка, и это заявление должно было быть рассмотрено Комиссией по существу. Таким образом, Уведомление Комиссии от 3 ноября 2017 г. № 51-26160/2017, подписанное сотрудником, ответственным за ведение делопроизводства Управления Росреестра по Москве, по сути является отказом в
Определение № 5-КГ19-121 от 06.08.2019 Верховного Суда РФ
установила: ПАО АКБ «АВАНГАРД» обратилось в суд с заявлением об изменении порядка и способа исполнения решения Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 августа 2012 г., которым в его пользу обращено взыскание на следующее заложенное имущество: склад готовой продукции (лит. А101) общей площадью 2554,50 кв.м., кадастровый номер <...>, с установлением начальной продажной цены в размере 12 519 500 рублей, деревообрабатывающий корпус (лит. А112, А113, А114, А115, А116, А117, А118, А138) общей площадью 15 274,3 кв.м, кадастровый номер 37:24:040928:295, с установлением начальной продажной цены в размере 74 842 600 рублей и литейный корпус (лит. А55-А67, А140) общей площадью 30 429,4 кв.м., кадастровый номер <...>, с установлением начальной продажной цены в размере 147 000 000 рублей, расположенные по адресу: <...>, принадлежащие ОАО «Ивановский завод тяжелого станкостроения», и просило снизить начальную продажную цену данного имущества до размера, указанного в отчете об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, указав в обоснование заявления, что с
Кассационное определение № 19-КА19-6 от 25.09.2019 Верховного Суда РФ
объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости. В соответствии с пунктом 17 Порядка на заседании комиссии по рассмотрению заявления могут присутствовать заявитель и иные лица. Приведенные правовые предписания в их системном единстве позволяют сделать вывод о том, что действующее законодательство предусматривает право лица, обладающего правом на объект недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается иными лицами, принять участие в заседании Комиссии, рассматривающей заявление об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка путем установления его рыночной стоимости . Из материалов дела следует, что уведомление о поступлении в Комиссию заявления Министерства о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, арендатором которого является ЗАО «Аграрное производственное предприятие», и его принятии к рассмотрению с указанием даты заседания Комиссии не было направлено по юридическому адресу указанного общества. Таким образом, о заседании Комиссии административный истец уведомлен не был, следовательно, лишен возможности реализовать свое право принять участие в заседании Комиссии 22 июня 2017 г.,
Кассационное определение № 56-КА19-4 от 22.05.2019 Верховного Суда РФ
участков в составе земель населенных пунктов Приморского края» и определена в размере <...> коп. Вступившим в законную силу решением Приморского краевого суда от 28 февраля 2018 г. удовлетворено административное исковое заявление Шера А.Г., и по состоянию на 1 февраля 2015 г. установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в размере, равном его рыночной стоимости<...> руб. Шер А.Г. обратился в суд с заявлением о возмещении судебных расходов, понесенных им в связи с рассмотрением административного дела, в сумме 132 800 руб., включающей расходы по уплате государственной пошлины при подаче административного искового заявления в размере 300 руб., по оплате услуг представителя при рассмотрении административного дела в суде в размере 30 000 руб., издержки, связанные с подготовкой отчета об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости, в размере 40 000 руб., издержки, связанные с подготовкой положительного экспертного заключения в размере 22 500 руб. и издержки, связанные с проведением судебной экспертизы об оценке рыночной стоимости
Постановление № 17АП-9607/2021-ГК от 20.04.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
открывшимся обстоятельствам. Определением Арбитражного суда Свердловской области от 09.02.2022 в удовлетворении заявления предпринимателя ФИО1 о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Арбитражного суда Свердловской области от 07.06.2021 по делу № А60-16041/2021 отказано. Не согласившись с указанным определением, предприниматель ФИО1 обжаловал его в апелляционном порядке, в жалобе просит отменить определение суда от 09.02.2022, рассмотреть вопрос по существу. В обоснование жалобы ее заявитель указывает, что в период рассмотрения настоящего дела ФИО1 подал административное исковое заявление об установлении рыночной стоимости земельного участка, являющегося предметом спора по делу № А60-16041/2021, также направил в Арбитражный суд Свердловской области заявление о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, однако суд отказал в удовлетворении данного заявления, при этом указал на возможность ответчика в будущем обратиться с заявлением о пересмотре судебного акта; решением Свердловского областного суда от 02.11.2021 по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении архивной рыночной стоимости земельного участка КН 66:22:1909010:7 по состоянию на
Постановление № 03АП-327/2015 от 17.02.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
взыскания судебных издержек как таковых с учетом того обстоятельства, что изменение кадастровой стоимости не связано с неправомерными действиями государственного органа. Указанная позиция не исключает возможности возложения на ответчика обязанности по возмещению судебных издержек, как на проигравшую сторону, в порядке, предусмотренном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Определение кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в судебном порядке осуществляется по правилам искового производства со сбором и оценкой соответствующих доказательств. Именно такое исковое заявление (об установлении рыночной стоимости ), было подано в суд и рассмотрено в рамках настоящего дела. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 (далее - постановление Президиума N 913/11), права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Законодательство, подлежащее применению к спорным
Постановление № 03АП-325/2015 от 18.02.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
судебных издержек как таковых с учетом того обстоятельства, что изменение кадастровой стоимости не связано с неправомерными действиями государственного органа. Указанная позиция не исключает возможности возложения на ответчика обязанности по возмещению судебных издержек, как на проигравшую сторону, в порядке, предусмотренном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Определение кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в судебном порядке осуществляется по правилам искового производства со сбором и оценкой соответствующих доказательств. Именно такое исковое заявление (об установлении рыночной стоимости ), было подано в суд и рассмотрено в рамках настоящего дела. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 (далее - постановление Президиума № 913/11), права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Законодательство, подлежащее применению к спорным
Решение № А-241/2022УИД340 от 17.02.2022 Фроловского городского суда (Волгоградская область)
об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, с кадастровым номером: 34:32:030003:1530, расположенного по адресу: <адрес>, территория Терновского сельского поселения, в размере его рыночной стоимости. К заявлению приложен отчет от ДД.ММ.ГГГГ №ЗУ201-2021, в соответствии с которым дата определения рыночной стоимости объекта указаны - ДД.ММ.ГГГГ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Учреждением в адрес Административного истца направлено сообщение о возврате без рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, по тем основаниям, что заявление об установлении рыночной стоимости подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости. Утверждение ФИО2 о том, что он не мог обратиться в установленный шестимесячный срок с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в ГБУ ВО «Центр ГКО», так как в этот период еще не было принято Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, считают необоснованным, поскольку административный
Решение № 3А-598/2022 от 18.05.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)
объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей). Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - заявление об установлении рыночной стоимости ) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета. Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг. Форма заявления об установлении рыночной стоимости и требования к его
Решение № 3А-588/2022 от 26.08.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)
реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона. Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета. Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг. Форма заявления об установлении рыночной стоимости и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой
Решение № 02-261/2014Г от 14.03.2014 Красноармейского районного суда (Челябинская область)
в соответствии с которым указанный отчет № об оценке земельного участка принят, то есть земельный участок оценен в сумму 237 275 рублей (л.д.6-7). ДД.ММ.ГГГГ3 г. СПИ ФИО2 было вынесено постановление о передаче арестованного имущества (спорного земельного участка) на торги (л.д.68), которое вместе с постановлением об оценке было направлено взыскателю ООО «Каратабанское», получены последним ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается имеющимся в исполнительном производстве почтовым уведомлением (л.д.67). ДД.ММ.ГГГГ ООО «Каратабанское» было подано в Красноармейский районный суд заявление об установлении рыночной стоимости спорного земельного участка. Определением от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в принятии данного заявления, копия определения была получена заявителем ДД.ММ.ГГГГ (л.д.156-161). ДД.ММ.ГГГГ ООО «Каратабанское» было подано в Красноармейский районный суд заявление об обжаловании постановления СПИ об оценке спорного земельного участка (л.д.4-5). ДД.ММ.ГГГГ ООО «*» по заказу ООО «Каратабанское» в лице конкурсного управляющего В.й Т.А. также была проведена оценка рыночной стоимости спорного земельного участка, изготовлен отчет №, в соответствии с которым рыночная стоимость его составила
Решение № 2А-3236/2022 от 08.08.2022 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)
регламентом, утвержденным приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ №. При получении заявителем решения об отказе в установлении рыночной стоимости на поданное в ГБУ «ЦТИ ПК» заявление, услуга считается оказанной, результат услуги выдан заявителю. Полученные и описанные в решении об отказе в установлении рыночной стоимости замечания к предоставленному отчету об оценке не приостанавливают предоставление услуги и их исправление не влечет за собой продолжение предоставления услуги. Каждое поданное в последующем заявление об установлении рыночной стоимости одного и того же объекта недвижимости рассматривается как заявление, поданное впервые. Отсюда следует, что прокуратурой неправомерно указано в своем представлении на нарушение ГБУ «ЦТИ ПК» при рассмотрении заявлений об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной части 12 статьи 22.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», а именно в случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения