ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Земли особо охраняемых природных территорий - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 49-АД20-9 от 19.10.2020 Верховного Суда РФ
особенностей режима различаются несколько категорий особо охраняемых природных территорий, к числу которых относятся, в частности, государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности). Пунктом 1 статьи 11 Закона об особо охраняемых природных территориях определено, что управление государственными природными заповедниками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Земли особо охраняемых природных территорий , земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами (пункт 6 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации). Подпунктом 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73- ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия) установлено, что в
Определение № 302-КГ16-5021 от 03.06.2016 Верховного Суда РФ
Суда Российской Федерации не имеется. Судами установлено, что постановлением председателя Администрации от 06.11.2007 № 602 предпринимателю предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 20 176 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 17:05:1402001:0012, расположенный в местечке Каменный вдоль реки Ээрбек до грунтовой дороги пастбищ, для ведения личного подсобного хозяйства сроком на 10 лет. Постановлением Правительства Республики Тыва от 23.06.2008 № 385 указанный земельный участок был переведен в земли рекреационного назначения ( земли особо охраняемых природных территорий ). Постановлением Администрации от 23.07.2008 № 466 данный земельный участок предоставлен предпринимателю в аренду для организации отдыха граждан сроком на 1 год Администрация заключила с предпринимателем 05.08.2008 договор аренды земельного участка № 24. Соглашением к договору аренды от 01.09.2010 срок его действия увеличен до 5 лет. Предпринимателю принадлежит на праве собственности здание базы отдыха «Ээрбек» общей площадью 28,1 кв.м, расположенное по адресу: Кызылский кожуун, местечко Каменный вдоль реки Ээрбек до грунтовой дороги.
Определение № А51-22362/19 от 18.02.2021 Верховного Суда РФ
Судом установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2015 № 1187 в Пожарском муниципальном районе Приморского края создан национальный парк «Бикин» общей площадью 1 160 469 га, включая земли лесного фонда площадью 1 159 287 га и земли иных пользователей площадью 1182 га (без изъятия из хозяйственной эксплуатации). В соответствии с распоряжением от 08.09.2018 № 1898-р земли государственного лесного фонда Верхне-Перевальнинского лесничества площадью 1 159 287 га переведены в земли особо охраняемых природных территорий и объектов для организации национального парка «Бикин». Часть лесного участка площадью 412 789 га, переданного общине по спорному договору аренды, вошла в границы территории национального парка «Бикин». В связи с прекращением полномочий департамента на земельный участок лесного фонда площадью 1 159 287 га истец письмом от 14.02.2019 № 38/713 направил ответчику соглашение о расторжении договора, неподписание которого явилось основанием для предъявления в арбитражный суд иска по настоящему делу. Оценив представленные в материалы
Определение № 305-КГ18-15401 от 12.10.2018 Верховного Суда РФ
280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» и исходил из следующего: муниципальному образованию Солнечногорский муниципальный район на праве собственности принадлежит объект – кладбище; постановлением главы Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 29.10.2015 № 3399 утверждена схема расположения земельного участка площадью 39097 кв. м на кадастровой карте соответствующей территории категории земель: « земли особо охраняемых природных территорий и объектов», с видом разрешенного использования – «ритуальная деятельность»; данный акт недействительным не признан, в установленном законом порядке не отменен; доказательств того, что спорный земельный участок предназначен для использования в иных целях, не представлено; документов, подтверждающих невозможность использования сформированного земельного участка в заявленных целях, не представлено; факт наложения спорного земельного участка и земель лесного фонда не доказан, суд пришел к выводу, что оспариваемый акт не соответствует положениям Федерального закона от 13.07.2015 №
Определение № 304-ЭС22-8565 от 10.10.2022 Верховного Суда РФ
действующим законодательством оснований, при которых допускается заготовка древесины в защитных лесах, договор аренды в части передачи указанных выделов лесного участка является недействительной сделкой, заключенной с нарушением требований лесного законодательства и публичных интересов. Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций. Следует отметить, что в определении Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2022 № АПЛ22-28, на которое ссылается Общество в кассационной жалобе, указано: вопросы о законности договоров аренды участков, включающих земли особо охраняемых природных территорий в целях заготовки древесины, разрешаются в каждом конкретном случае в зависимости от содержания лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), проект освоения лесов, режима охраны особо охраняемой природной территории, условий договора аренды соответствующего участка. Поскольку приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, не имеется предусмотренных статьями 291.6 и 291.11 АПК РФ
Постановление № А32-473/2017 от 21.02.2018 АС Северо-Кавказского округа
сельскохозяйственного назначения. Определением от 16.02.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «СтройИнвест». Решением от 11.08.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.12.2017, в удовлетворении иска отказано. Судебные акты мотивированы тем, что распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.02.2016 № 46-р спорный земельный участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов ( земли особо охраняемых природных территорий ) в границах, указанных в кадастровым паспорте земельного участка. Материалами дела подтверждается, что воздействие на земли особо охраняемых природных территорий в связи со строительством временного объекта – перехватывающей парковки – являлось допустимым. В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, в результате деятельности ответчика произведено перекрытие земельного участка бетоном, тем самым ухудшилось качественное состояние земли, производство сельскохозяйственной продукции на спорном земельном участке не представляется возможным. Дирекция в период аренды
Постановление № А07-14362/2022 от 15.11.2023 АС Уральского округа
кадастровой стоимости земельного участка. Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда без изменения, поддержал выводы суды первой инстанции, при расчете размера арендной платы с 24.04.2020 признал правомерным применение ставки земельного налога в размере 1,5 установленной для прочих земельных участков. При этом суд апелляционной инстанции отклонил ссылку Министерства на то, что земельный участок не относится к землям особо охраняемых природных территорий, поскольку по смыслу подпункта 1 пункта 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий являются разновидностью земель особо охраняемых территорий. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости переданный истцу в аренду земельный участок с кадастровым номером 02:37:210501:198 относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Из пункта 1.1 договора аренды № 10990 от 24.04.2020 также усматривается, что спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий. Суд апелляционной инстанции указал, что Администрация по собственной воле передала аренду истцу спорный земельный участок площадью 6 762 кв.
Постановление № А32-13604/14 от 26.05.2015 АС Северо-Кавказского округа
связи с чем определить, находится ли рассматриваемый земельный участок в пределах особо охраняемой природной территории, не представляется возможным. Истец неоднократно обращался к ответчику с предложением изменить редакцию пункта 1.1 договора аренды земельного участка от 21.09.2004 № 0000000683 в целях исключения слова «природных» из категории земель, к которой отнесен земельный участок. В проекте дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 10.01.2014 и подписанном со стороны департамента, в пункте 1.1 сохранено указание на земли особо охраняемых природных территорий и объектов, как на категорию, к которой отнесен исследуемый земельный участок. Письмом от 27.03.2014 № 03 общество предложило департаменту подписать дополнительное соглашение от 10.01.2014 к договору аренды земельного участка от 21.09.2004 № 0000000683 для последующей регистрации, приложив проект, предусматривающий отнесение спорного участка к землям особо охраняемых территорий (не особо охраняемых природных территорий). Неполучение ответа на обращение, не урегулирование спора в досудебном порядке послужили основанием предъявления обществом иска в арбитражный суд. В силу
Постановление № А55-11647/2023 от 29.02.2024 АС Поволжского округа
пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения. На основании представленной информации земельный участок входит в границы национального парка «Самарская Лука». Согласно части 4 статьи 3.1 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон об особо охраняемых природных территориях) земли особо охраняемых природных территорий , полностью расположенных в границах населенного пункта, а также земли особо охраняемых природных территорий, расположенных частично в границах населенного пункта, сохраняются в собственности Российской Федерации и в отношении них действуют ограничения оборотоспособности земельных участков, установленные статьей 27 ЗК РФ. Данные обстоятельства не позволяют осуществить передачу земельного участка на иной уровень публичной собственности. Администрация, полагая, что отказ ТУ Росимущества в Самарской области, изложенный в письме от 11.01.2023 № 63/128, противоречит действующему законодательству, нарушает
Решение № 3А-1821/20 от 17.03.2022 Московского областного суда (Московская область)
Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Согласно части 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий ; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; особо ценные земли. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий,
Решение № 2-1229/2013 от 11.12.2013 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)
(рекреационного назначения), принадлежавшего на праве аренды ОАО «<данные изъяты>». В 2008 году в отношении земельного участка с кадастровым номером № проведены межевые работы и на основании заявления администрации Хабаровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет поставлено 6 участков: № площадью 9788 кв.м. № площадью 3193 кв.м. № площадью 73005 кв.м. № площадью 47586 кв.м. № площадью 14810 кв.м. № площадью 1118 кв.м. Все данные земельные участки относятся к категории земель - земли особо охраняемых природных территорий (рекреационного назначения). На основании заявления ОАО «<данные изъяты>» постановлением главы Хабаровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № прекращено право аренды ОАО «<данные изъяты>» на земельный участок общей площадью 149500 кв.м. и ОАО «<данные изъяты>» предоставлены в аренду сроком на 49 лет оставшиеся после разделения земельные участки: № площадью 9788 кв.м. и № площадью 3193 кв.м. Данные земельные участки относятся к категории земель - земли особо охраняемых природных территорий (рекреационного назначения). Пунктом 3 этого