по делу судебных актов, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации установил: ФИО1 через своего представителя обратился в суд с административ- ным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ) от 27 февраля 2020 г. № 10649 в части размера выплаты субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия ), отменить решение в этой части и обязать руководителя жилищного органа принять дополнительное решение о предоставлении Граченко О.В. жилищной субсидии на состав семьи из шести человек исходя из норматива общей площади жилого помещения 41 кв.м. Решением 35 гарнизонного военного суда от 16 июля 2020 г., оставлен- ным без изменения апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 11 ноября 2020 г., в удовлетворении административного иска отказано. Кассационным определением Кассационного военного суда от 23 марта 2021
в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе административного истца ФИО1 на решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 25 апреля 2019 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 10 июля 2019 г. по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании действий начальника Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю (далее - также Пограничное управление) и жилищной комиссии Пограничного управления, связанных с порядком расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия ). Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Круп- нова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, выступление представите- ля административного истца ФИО1 - ФИО2, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя начальника и жилищной комиссии Пограничного управления ФИО3. против удовлетво- рения кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации установила: решением Владивостокского гарнизонного военного суда от 25 апреля 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением
дело по кассационной жалобе административного истца ФИО1 на решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 25 апреля 2019 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 24 июля 2019 г. по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю майора запаса ФИО1 об оспарива- нии действий начальника и жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, связанных с порядком расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия ). Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Воро- нова А.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, выступление представителя административного истца ФИО2, поддержавшего доводы кассационной жалобы, и представителя административных ответчиков ФИО3., просившей оставить судебные акты без изменения, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации установила: решением Владивостокского гарнизонного военного суда от 25 апреля 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 24
Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Положениями Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» закреплено право граждан РФ, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и граждан, выехавших из указанных районов и местностей, на предоставление жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений за счет средств федерального бюджета (преамбула, статья 1). Средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (статья 7). Таким образом, предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, к которым на основании постановления Главы Партизанского городского округа от 23.06.2009 № 688, постановления городской общественной комиссии по жилищным вопросам, оформленного протоколом № 8 от 18.06.2009, отнесен ФИО2, являются расходными обязательствами
образованию «Город Магадан» также не выделялись, в бюджетах субъекта и муниципального образования «Город Магадан» статьи расходов на компенсацию предоставляемых льгот по оплате жилья ветеранам труда в 2003-2004 годы отсутствовали. В части возмещения убытков за 2003-2004 гг. в размере 12 492 руб., понесенных истцом в связи с предоставлением малоимущим членам кондоминиума субсидий по оплате жилья, судом установлено, что финансовые средства, выделенные из федерального бюджета для Магаданской области (в т.ч. для муниципального образования «Город Магадан») на жилищные субсидии не покрыли фактические расходы предприятий ЖКХ по предоставлению субсидий. Суд сделал вывод, что причиной возникших у истца убытков явилось незаконное бездействие органов государственной власти (непринятие в течение длительного времени нормативных актов, определяющих механизм обеспечения государственных гарантий). Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 16.10.2006 года как вынесенное при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, не правильным применением норм материального права. В обоснование апелляционной
за пользование природным газом установил: Общество с ограниченной ответственностью «Волгоградрегионгаз» (далее - истец) обратилось с иском к Муниципальному образованию Алексеевский муниципальный район в лице Территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области (далее - Муниципальное образование, ответчик) о взыскании убытков (выпадающих доходов) в сумме 153 003 руб. 78 коп , образовавшихся за 2004-2005 годы при предоставлении льгот по оплате за отпущенный природный газ малообеспеченным гражданам района, имеющим право на жилищные субсидии . К участию в деле в качестве третьих лиц , не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, при обращении с иском истцом привлечены Администрация Алексеевского муниципального района Волгоградской области, Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области (далее - Комитет БФПиК), Министерство финансов Российской Федерации и Управление федерального казначейства по Волгоградской области (далее - УФК). Решением от 31.10.2006 иск удовлетворен, заявленная сумма убытков взыскана с казны муниципального образования Алексеевский муниципальный район в лице Территориального
за пользование природным газом установил: Общество с ограниченной ответственностью «Волгоградрегионгаз» (далее - Общество, истец) обратилось с иском к Муниципальному образованию Алексеевский муниципальный район в лице Территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области о взыскании убытков (выпадающих доходов) в сумме 153 003 руб. 78 коп, образовавшихся с января 2004г. по 30 сентября 2005г . при предоставлении льгот по оплате за отпущенный природный газ малообеспеченным гражданам района, имеющим право на жилищные субсидии . К участию в деле в качестве третьих лиц , не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, при подаче иска привлечены Администрация Алексеевского муниципального района, Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Министерство финансов Российской Федерации и Управление федерального казначейства по Волгоградской области. Решением суда первой инстанции от 31 октября 2006г. иск удовлетворен, сумма убытков взыскана с казны муниципального образования Алексеевский муниципальный район в лице Территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики
жилых домов муниципального фонда, т.к. между МУП «Тепловые сети» и Товариществами собственников жилья были заключены прямые договоры на теплоснабжение. Договорные отношения между МУП «Тепловые сети» и ООО «ЖКХ «АЛДАН» продолжались до 31 января 2005 года, а затем были фактически прекращены, что никем из участников дела не оспаривалось. В ходе исполнения договоров оплата отпущенной тепловой энергии производилась ответчиком как напрямую, так и через МУП «ГКЦП». Кроме того, стороны применяли расчеты по взаимозачету, а также учитывали жилищные субсидии для населения за услуги ООО «ЖКХ АЛДАН» по отоплению и горячему водоснабжению, передаваемые МУП «Тепловые сети» как лицу, непосредственно осуществляющему деятельность по теплоснабжению жилищного фонда. Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к заключению, что у ответчика отсутствует какая-либо обязанность по оплате отпущенной ему тепловой энергии, поскольку ООО «ЖКХ АЛДАН» в силу статей 539 и 544 Гражданского кодекса РФ не может обладать статусом абонента по договору энергоснабжения. Таким образом , суд фактически констатировал недействительность
гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции Федерального закона от 17.07.2011 № 212-ФЗ, начало действия редакции с 01.01.2012 г.) предусмотрено, что очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан. Аналогичные требования содержатся в пункте 20 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ( в редакции Постановления Правительства РФ
обязывающей предоставлять сведения о гражданах, получивших субсидию в рамках Программы, утвержденной данным постановлением. Считает, что на момент получения субсидии действовало постановление Губернатора ЯНАО № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 6.3 которого, информация о гражданах, получивших социальную выплату, заносилась в реестр по учету граждан, получивших социальную выплату в порядке, установленном нормативно-правовыми актами <адрес>. До принятия постановления Губернатора ЯНАО №-ПГ от ДД.ММ.ГГГГ в постановлении Губернатора ЯНАО № от ДД.ММ.ГГГГ «социальные выплаты» именовались «субсидии» или « жилищные субсидии ». Информация об исполнении договоров о предоставлении субсидии направлялась органами местного самоуправления в Главное управление жилищной политики Администрации ЯНАО, которое в последующем заменено на Агентство жилищной политики ЯНАО, а с ДД.ММ.ГГГГ сменилось на департамент строительства и жилищной политики ЯНАО, в связи с чем в 2005 году Областной фонд развития жилищного строительства не мог предоставить информацию о получении им субсидии по переселению из РКС как неуполномоченный орган. Наименования реестров в постановлениях Правительства ЯНАО №-П от
бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Федеральный закон № 125-ФЗ). Статьей 2 указанного Федерального закона №125-ФЗ была установлена следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации; во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера