ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Зк рф земельный участок государственная собственность неразграничена - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Кассационное определение № 18-КА20-13 от 13.05.2020 Верховного Суда РФ
в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, перечислены в пункте 1 статьи 3928 ЗК РФ. Основания для предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности» указаны в пункте 12 Административного регламента и соответствуют пункту 1 статьи 3928 ЗК РФ. В частности, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 3928 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности , и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Из этой нормы следует, что для осуществления перераспределения необходимо наличие одновременно трех условий: 1)
Определение № 310-ЭС19-6062 от 27.05.2019 Верховного Суда РФ
получен проект договора от 01.08.2017 N 369н купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 67:27:020801:13, в пункте 2.2 которого определена выкупная цена в размере 5 750 000 рублей. Не согласившись с данной ценой, общество направило в адрес администрации возражения, которые были отклонены ответчиком, что послужило основанием для обращения общества с иском в арбитражный суд. Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего. В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности , на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса, осуществляется без проведения торгов. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской
Определение № 309-КГ16-4915 от 06.06.2016 Верховного Суда РФ
Федерации), а следовательно, может быть применено в качестве способа устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя. С 01.03.2015 Земельный кодекс РФ действует в редакции Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ « О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».В силу п.3 ст.11.10 ЗК РФ,ст.39.2 ЗК РФ и с учетом положений ст.ст.9-11 ЗК РФ в действующей на момент рассмотрения спора редакции полномочиями по подготовке схемы расположения земельного участка обладает т от исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, который осуществляет предоставление земельных участков, находящихся в государст венной или муниципальной собственности . В настоящее время полномочиями по предоставлению земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенных на территории МО «город Екатеринбург»,обладает МУГИСО, следовательно, оно же осуществляет полномочия по подготовке и утверждению схем таких земельных участков. В связи с этим суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по рассмотрению обращения ООО «Компания ВИМАКС» об изготовлении схемы
Определение № А46-22623/19 от 04.08.2021 Верховного Суда РФ
(далее - ГК РФ), статей 1, 11.9, 33, 35, 39.7, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), разъяснениями данными в пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73), удовлетворили заявленные требования , исходя из фактического пользования ответчиком земельным участком, принципа платности землепользования в Российской Федерации и наличия на стороне общества неосновательного обогащения в связи с невнесением платы за такое пользование, а также ошибочности расчета неосновательного обогащения за весь исковой период на основании нормативного акта, действующего на момент предъявления требования - Постановления N 419-п, и необходимости исчисления задолженности в соответствии с нормативными актами Омской области, регулирующими порядок расчета арендной платы в отношении земельных участков неразграниченной государственной собственности в течение периода пользования земельным участком (с 10.04.2018 по 31.12.2018 на основании постановления Правительства Омской области от
Постановление № 17АП-7096/2022-ГК от 14.07.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно п.1 ст. 11.2. Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с пп.3 п.1 ст. 11.3. ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности , осуществляется в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13 ст. 11.10. ЗК РФ). В решении об утверждении
Постановление № 17АП-7496/2022-ГК от 11.08.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок может быть восстановлено путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. На основании ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами. Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим
Решение № 2А-320/2021 от 08.07.2021 Балтийского городского суда (Калининградская область)
такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 ЗК РФ). Согласно пункту 8 статьи 39.10 ЗК РФ в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения огородничества, садоводства, и земель, находящихся в государственной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков. Из содержания схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, составленной ООО "Гидротекс" (инв. № от 23.12.2020), следует, что ФИО3 ставил перед администрацией Балтийского городского округа вопрос о перераспределении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с КН 1 площадью 708 кв. м, предназначенного для ведения садоводства и огородничества, и примыкающей к этому земельному участку части территории кадастрового квартала № площадью 101 кв. м, относящейся к землям государственной неразграниченной собственности, с образованием одного нового земельного участка площадью 809 кв. м. Проект межевания территории кадастрового квартала № в установленном порядке не
Решение № 188/2022 от 20.01.2021 Майкопского районного суда (Республика Адыгея)
земельного участка в целях туристического обслуживания, установлена минимальная/максимальная площадь земельных участков - 2 000/20 000 кв.м.; 2) вид разрешенного использования «гостиничное обслуживание» установлен исключительно перечнем условно разрешенных видов использования земельных участков и размеры земельных участков под общественные здания и сооружения определяются проектом межевания на основе проекта планировки в соответствии с действующими нормативами; 3) в соответствии с подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ не допускается перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель государственной неразграниченной собственности, в случае если из земель, находящихся в государственной неразграниченной собственности, возможно образовать самостоятельный земельный участок, без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ. Истица считает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, принятое Администрацией муниципального образования «<адрес>» Республики Адыгея, необоснованным, незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2, пунктами 1, 3 статьи 11.7 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении
Решение № 2А-473/2022 от 15.09.2022 Балтийского городского суда (Калининградская область)
проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 ЗК РФ). Согласно пункту 8 статьи 39.10 ЗК РФ в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения огородничества, садоводства, и земель, находящихся в государственной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков. Из содержания схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению от 18.05.2022 (вх. № № от 19.05.2022), следует, что ФИО1 ставил перед администрацией Балтийского городского округа вопрос о перераспределении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с КН № площадью 712 кв. м, предназначенного для ведения садоводства, и примыкающей к этому земельному участку части территории кадастрового квартала № площадью 295 кв. м, относящейся к землям государственной неразграниченной собственности, с образованием одного нового земельного участка площадью 1007 кв. м (л.д. 14, 50, 91, 123). Проект межевания территории кадастрового
Постановление № 1-42/21 от 11.08.2021 Новосибирского районного суда (Новосибирская область)
был введен областной Закон №27, в соответствии с которым Департамент земельных и имущественных отношений распоряжается большинством земельных участков, кроме 4 случаев, в которые входило предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Т.е. в 2016 году сельсоветы предоставляли самостоятельно такие земельные участки, а 2017 года ввели изменения в ЗК РФ, и указанные полномочия забрали у сельсоветов и передали в администрацию района. Единственное исключение, если в 2016 году сельсоветом было принято решение о предварительном согласовании предоставления, то данная процедура завершается им же, но льготные категории обычно такой порядок не предусматривают. В отношении земельных участков, которые предоставлялись на платной основе, если это государственная неразграниченная собственность , то бюджетополучателем была администрация Новосибирского района. Свидетель Свидетель №6, допрошенная в ходе досудебного производства, пояснила также, что она работает в МКУ «Земельное бюро» в должности начальника отдела подготовки правоустанавливающих документов с марта 2016 года. В ее должностные обязанности входит: рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц о
Решение № 2А-6123/2021 от 10.02.2022 Ногинского городского суда (Московская область)
земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Одним из документов, в соответствии с которым осуществляется образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, – в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 113 ЗК РФ является утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 1110 ЗК РФ. По правилам пункта 1 статьи 391 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности , предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование. Согласно требованиям статьи 392 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной