ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Аттестация экспертов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 18-КГ20-59 от 10.11.2020 Верховного Суда РФ
№ 277 «Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования» утверждены Требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования (далее - Требования). Данные Требования устанавливают требования к знаниям, умениям и уровню профессионального образования экспертов-техников, а также требования к их профессиональной аттестации и основания ее аннулирования (пункт 2). Профессиональная аттестация экспертов -техников (далее - профессиональная аттестация) проводится в целях подтверждения необходимых знаний, умений кандидата в эксперты-техники для осуществления независимой технической экспертизы транспортных средств и последующего включения сведений об эксперте-технике в государственный реестр экспертов-техников в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минюста России от 11 сентября 2017 г. № 160 «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра экспертов- техников» (пункт 3). Профессиональная аттестация осуществляется Межведомственной аттестационной комиссией (далее - МАК). Состав МАК утверждается Министром транспорта Российской Федерации (пункт
Определение № 18-КГ20-86 от 17.11.2020 Верховного Суда РФ
и регистрационный номер эксперта-техника. Выписка из Реестра направляется эксперту-технику в течение 30 рабочих дней со дня внесения в Реестр сведений об эксперте-технике. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 сентября 2016 г. № 277 утверждены Требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования (далее - Требования). Согласно пункту 3 Требований (в редакции, действовавшей на момент проведения судебной экспертизы по настоящему делу) профессиональная аттестация экспертов -техников проводится в целях подтверждения необходимых знаний, умений кандидата в эксперты-техники для осуществления независимой технической экспертизы транспортных средств и последующего включения сведений об эксперте-технике в государственный реестр экспертов-техников в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минюста России от 6 февраля 2013 г. № 8 «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра экспертов- техников». Профессиональная аттестация экспертов-техников осуществляется Межведомственной аттестационной комиссией (далее - МАК). Состав МАК утверждается Министром транспорта Российской Федерации (пункт 4). Из приведенных норм права
Определение № 09АП-79459/19 от 09.11.2020 Верховного Суда РФ
суда Московского округа от 18.06.2020 по тому же делу по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 (далее – предприниматель) к Межведомственной аттестационной комиссии Федерального бюджетного учреждения «Агентство автомобильного транспорта» (далее – комиссия), Федеральному бюджетному учреждению «Агентство автомобильного транспорта» (далее – учреждение), Министерству транспорта Российской Федерации (далее – Минтранс России), Министерству юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России), Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России) об оспаривании решения от 28.02.2018 № 2 об аннулировании профессиональной аттестации эксперта -техника, решения от 28.05.2018 № 5 об оставлении без изменения решения об аннулировании профессиональной аттестации эксперта-техника, установила: вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2018 заявление удовлетворено в части признания незаконным решения от 28.05.2018 № 5. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Предприниматель обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о взыскании с учреждения судебных расходов в общей сумме 162 752 руб. 24 коп., понесенных в связи с рассмотрением
Определение № 307-ЭС21-18360 от 18.10.2021 Верховного Суда РФ
в удовлетворении требований, руководствовались нормами Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, положениями Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза», Решения Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 «О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров», Приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 05.08.2010 № 1457 «Об утверждении Положения об аттестации экспертов Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления на право самостоятельного производства судебных экспертиз и Положения о Главной экспертно-квалификационной комиссии Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 19.11.2010 № 18995), Приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 17.01.2019 № 46 «Об утверждении формы заключения таможенного эксперта (эксперта) и Порядка заполнения заключения таможенного эксперта (эксперта)» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 01.02.2019 № 53660), Пояснениями к ТН ВЭД ЕАЭС, правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Верховного
Постановление № А51-17936/18 от 11.01.2019 АС Приморского края
независимая техническая экспертиза транспортных средств проводится экспертом техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного эксперта техника. Приказом Минтранса России от 22.09.2016 №277 «Об утверждении условий и порядка профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к экспертам техникам» утверждены требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования. Согласно пункту 3 Приказа Минтранса России от 22.09.2016 №277 профессиональная аттестация экспертов -техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств проводится с целью подтверждения квалификационных навыков и знаний кандидата в эксперты-техники для осуществления работ по независимой технической экспертизе транспортных средств и включения в государственный реестр экспертов-техников. В силу пункта 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 58, по договору обязательного страхования размер страхового возмещения, подлежащего выплате потерпевшему в результате повреждения транспортного средства, по страховым случаям, наступившим начиная с 17 октября 2014 года, определяется только в
Постановление № 08АП-2360/2015 от 05.05.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда
аттестации (в том числе требования к эксперту-технику) устанавливается совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции, в области внутренних дел и в области трудовых отношений. Условия и порядок профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к экспертам-техникам, утверждены Приказом Минтранса России № 124, Минюста России № 315, Министерства внутренних дел России № 817, Минздравсоцразвития России № 714 от 17.10.2006. Профессиональная аттестация экспертов -техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, проводится с целью подтверждения квалификационных навыков и знаний кандидата в эксперты-техники для осуществления работ по независимой технической экспертизе транспортных средств и включения в государственный реестр экспертов-техников в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минюста России № 155 от 30.07.2003 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра экспертов-техников». Профессиональная аттестация экспертов указанной категории осуществляется Межведомственной аттестационной комиссией. Кроме того, в момент возникновения спорных правоотношений порядок ведения государственного реестра экспертов-техников был
Постановление № А82-25623/17 от 04.04.2019 АС Ярославской области
техническую экспертизу транспортных средств (выписка от 19.02.2014 № 16-13032); имеет опыт проведения экспертиз именно в рамках рассмотрения судебных дел. Соответственно, подлежит отклонению довод Истца о наличии у ФИО3 юридического, а не технического высшего образования. Согласно пункту 3 Приказа Минтранса России от 22.09.2016 № 277 «Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования» (Зарегистрирован в Минюсте России 19.10.2016 № 44083) профессиональная аттестация экспертов -техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств проводится с целью подтверждения квалификационных навыков и знаний кандидата в эксперты-техники для осуществления работ по независимой технической экспертизе транспортных средств и включения в государственный реестр экспертов-техников. На основании пункта 18 Приказа Минтранса России от 22.09.2016 № 277 государственные судебные эксперты, аттестованные по соответствующей экспертной специальности, включаются в государственный реестр экспертов-техников. Довод Истца о том, что эксперты-техники осуществляют независимую техническую экспертизу транспортных средств в рамках отношений по ОСАГО,
Постановление № А13-9657/20 от 23.11.2021 АС Вологодской области
экспертиза по правилам, утверждаемым Банком России, с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России и содержит, в частности: Независимая техническая экспертиза транспортных средств проводится экспертом-техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного эксперта-техника. Согласно названной статье Закона Об ОСАГО, экспертом-техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию и внесенное в государственный реестр экспертов-техников. (абзац введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 88-ФЗ). Профессиональная аттестация экспертов -техников и ее аннулирование осуществляются межведомственной аттестационной комиссией, создаваемой федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. В состав межведомственной аттестационной комиссии включаются представители федерального органа исполнительной власти в области транспорта, федерального органа исполнительной власти в области юстиции, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, Банка России, профессионального объединения страховщиков, уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, а также представители общественных организаций и эксперты в области независимой технической экспертизы транспортных средств. (абзац введен Федеральным законом
Постановление № А65-6218/16 от 21.07.2016 АС Республики Татарстан
ими независимой технической экспертизы транспортных средств. Убытки, причиненные экспертом-техником вследствие представления недостоверных результатов независимой технической экспертизы, подлежат возмещению экспертом-техником в полном объеме. Требования, предъявляемые к экспертам-техникам, установлены условиями и порядком профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к экспертам-техникам, утвержденных приказом Минтранса РФ, Минюста РФ, МВД РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 октября 2006 г. N 124/315/817/714 (далее - Условия). Согласно п.2 Условий, профессиональная аттестация экспертов -техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, проводится с целью подтверждения квалификационных навыков и знаний кандидата в эксперты-техники для осуществления работ по независимой технической экспертизе транспортных средств и включения в государственный реестр экспертов-техников в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минюста России от 06.02.2003 №8 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра экспертов-техников» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.02.2013 №27071). Возражая против удовлетворения иска, ответчик указал на то, что представленный истцом отчет №5171-У не соответствует действующему законодательству.
Решение № А-113/2021 от 05.04.2021 Петровского районного суда (Тамбовская область)
решения суда в законную силу разработать и утвердить административные регламенты предоставления муниципальных услуг. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в части нормативного правового обеспечения организации предоставления муниципальных услуг. При проведении названной проверки выявлены нарушения, выразившиеся в не разработке и не утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг, допущенные администрацией сельсовета, а именно: выдача разрешения на вступление в брак несовершеннолетним, достигшим возраста 16 лет; аттестация экспертов , привлекаемых к проведению мероприятий по контролю (надзору); выдача разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута; отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель или перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую категорию; предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу
Решение № 2-846/12 от 31.07.2012 Кировского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)
с чем обязан был возместить стоимость обучения. Понятие образовательной деятельности дано в законе «Об образовании». Согласно п.п. "а" п.2 Положения «О лицензировании образовательной деятельности» не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании. В данном случае имеется именно такая ситуация. Порядок предаттестационной подготовки эксперта, а так же порядок проведения самой аттестации регулируются правилами аттестации (сертификации) экспертов СДА-12-2009, утвержденными Ростехнадзором. Аттестация экспертов проводится в целях подтверждения достаточности теоретической и практической подготовки, опыта, компетентности, то есть их профессиональных знаний, навыков, мастерства, необходимых для проведения соответствующих экспертных работ. Аттестация экспертов осуществляется в рамках организационной структуры единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве. Документы, подтверждающие факт, что организации, которые проводили обучение, сертифицированы в этой системе, были предоставлены суду, что подтверждает, что данные организации имели право проводить как предаттестационную подготовку, так и последующую
Апелляционное определение № 2-717/2021 от 14.06.2022 Верховного Суда Чеченской Республики (Чеченская Республика)
и регистрационный номер эксперта-техника. Выписка из Реестра направляется эксперту-технику в течение 30 рабочих дней со дня внесения в Реестр сведений об эксперте-технике. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 сентября 2016 года № 277 утверждены Требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования (далее - Требования). Согласно пункту 3 Требований (в редакции, действовавшей на момент проведения судебной экспертизы по настоящему делу) профессиональная аттестация экспертов -техников проводится в целях подтверждения необходимых знаний, умений кандидата в эксперты-техники для осуществления независимой технической экспертизы транспортных средств и последующего включения сведений об эксперте-технике в государственный реестр экспертов-техников в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минюста России от 6 февраля 2013 ода № 8 «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра экспертов-техников». Профессиональная аттестация экспертов-техников осуществляется Межведомственной аттестационной комиссией (далее - МАК). Состав МАК утверждается Министром транспорта Российской Федерации (пункт 4). Из приведенных норм права следует,