ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Бенефициарный владелец клиента - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Банка России от 28.01.2014 N 14-Т "Об Информационном письме по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев"
одним или несколькими физическими лицами (в том числе лицами, имеющими родственные отношения). В таком случае организация должна рассматривать каждого из таких физических лиц в качестве бенефициарного владельца и установить в отношении каждого лица сведения, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона. В каких случаях бенефициарным владельцем клиента - юридического лица может быть признан единоличный исполнительный орган клиента? В случае если в результате принятия предусмотренных Федеральным законом мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец клиента - юридического лица не выявлен, бенефициарным владельцем признается единоличный исполнительный орган клиента - юридического лица. В решении организации о признании единоличного исполнительного органа клиента бенефициарным владельцем следует зафиксировать причины, обусловившие невозможность выявления бенефициарного владельца, а в анкете (досье) клиента - сведения, указывающие на то, что единоличный исполнительный орган клиента признан бенефициарным владельцем по причине невозможности выявления кредитной организацией бенефициарного владельца либо в случае отсутствия физического лица, которое в конечном счете прямо или косвенно
Указание Банка России от 31.01.2014 N 3186-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.03.2014 N 31531)
(о выдаче кредитов, гарантий и т.д.), а также финансовых операций. Кредитная организация вправе определить также иные факторы, на основании которых физическое лицо будет признано кредитной организацией бенефициарным владельцем. 3.4. Признание физического лица бенефициарным владельцем должно являться результатом анализа совокупности имеющихся у кредитной организации документов и (или) информации о клиенте и о таком физическом лице. 3.5. В случае если в результате принятия предусмотренных Федеральным законом и ПВК по ПОД/ФТ мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец клиента - юридического лица не выявлен и бенефициарным владельцем признан единоличный исполнительный орган такого клиента, в решении кредитной организации о признании единоличного исполнительного органа клиента бенефициарным владельцем должны быть зафиксированы обстоятельства, обусловившие невозможность выявления бенефициарного владельца, а в анкете (досье) такого клиента должны быть зафиксированы сведения, указывающие на то, что единоличный исполнительный орган клиента признан бенефициарным владельцем по причине невозможности выявления кредитной организацией бенефициарного владельца. 3.6. Сведения о результате принятых кредитной организацией мер по
"Методика проверки банка по вопросам страхования вкладов" (утв. решением Правления ГК "Агентство по страхованию вкладов" от 17.12.2018, протокол N 143)
предпринимателями, юридическими лицами, относящимися к малым предприятиям) для заключения договора банковского счета и договора банковского вклада (депозита); б) форма и порядок заключения с вкладчиками договоров банковского счета и договора банковского вклада (депозита); в) полнота отражения в электронных анкетах в АБС сведений о вкладчиках, необходимых для формирования реестра; г) сервисные возможности АБС по защите от ошибок при вводе данных; 5) в процессе оценки полноты, достоверности и своевременности отражения в учете сведений о вкладчиках ( бенефициарных владельцах клиента ), обязательствах банка перед вкладчиками и встречных требований банка к вкладчикам, необходимых для формирования реестра в соответствии с установленными требованиями, осуществляется: а) выборочная проверка юридических дел (досье) по договорам банковского счета и договорам банковского вклада, досье заемщиков на предмет наличия документов (копий документов) и сведений, подтверждающих идентификационные данные физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей), и их соответствие данным в электронных анкетах в АБС; б) выборочная проверка юридических дел (досье) по договорам банковского
Информационное письмо Росфинмониторинга от 30.05.2014 N 36 "О представлении кредитными организациями информации по запросам Росфинмониторинга с 31 мая 2014 года"
и сведений, а также выявления подозрительных операций организации (включая кредитные организации) и индивидуальные предприниматели в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) представляют в Росфинмониторинг по его запросам имеющуюся у них информацию об операциях клиентов (включая подтверждающие эту информацию документы или заверенные в установленном порядке копии документов) и о бенефициарных владельцах клиентов . Порядок представления кредитными организациями по запросам Федеральной службы по финансовому мониторингу информации об операциях клиентов, о бенефициарных владельцах клиентов и информации о движении средств по счетам (вкладам) клиентов в электронном виде утвержден положением Банка России 02.09.2013 N 407-П (далее - Положение N 407-П). С 31 мая 2014 года представление информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов кредитными организациями по запросам Росфинмониторинга должно осуществляться в электронном виде в соответствии с Положением
Письмо Банка России от 28.03.2014 N 12-1-10/638 "О применении Положения Банка России от 02.09.2013 N 407-П"
 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ПИСЬМО от 28 марта 2014 г. N 12-1-10/638 О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ ОТ 02.09.2013 N 407-П Департамент финансового мониторинга и валютного контроля в связи с обращениями кредитных организаций по вопросам применения Положения Банка России от 02.09.2013 N 407-П "О представлении кредитными организациями по запросам Федеральной службы по финансовому мониторингу информации об операциях клиентов, о бенефициарных владельцах клиентов и информации о движении средств по счетам (вкладам) клиентов в электронном виде" (далее - Положение N 407-П) сообщает следующее. В соответствии с пунктом 6.3 Положения N 407-П оно вступило в силу 7 декабря 2013 года (по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России" 26 ноября 2013 года). Как следует из пункта 5.1 Положения N 407-П, по истечении 60 дней после дня вступления в силу Положения, т.е. с 6
Решение № А56-24123/15 от 14.12.2015 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
доказательствами. Суд считает, что представленные в дело копии материалов из дела А56-83648/2014, содержащие ответы банков на запрос суда о конечных бенефициарах акционеров ответчика, находящихся в иностранных юрисдикциях, не могут являться доказательством аффилированности с ними генерального директора общества ФИО4 Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в случае если в результате принятия предусмотренных Федеральным законом мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец клиента - юридического лица не выявлен, бенефициарным владельцем признается единоличный исполнительный орган клиента - юридического лица. Таким образом, генеральный директор ответчика указан в ответах банков в силу указанной нормы закона, вследствие невозможности фактического установления бенефициаров в обществе, что не может являться доказательством его аффилированности с иностранными акционерами в силу ст. 81 ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных
Решение № А40-88965/14 от 21.10.2014 АС города Москвы
выявления бенефициарного владельца). В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона о противодействии легализации в случае, если в результате принятия предусмотренных указанным законом мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган клиента. Пункт 3.5. Положения № 375-П также содержит аналогичную норму, согласно которой, в случае если в результате принятия предусмотренных Законом о легализации и ПВК по ПОД/ФТ мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец клиента юридического лица не выявлен и бенефициарным владельцем признан единоличный исполнительный орган такого клиента, в решении кредитной организации о признании единоличного исполнительного органа клиента бенефициарным владельцем должны быть зафиксированы обстоятельства, обусловившие невозможность выявления бенефициарного владельца, а в анкете (досье) такого клиента должны быть зафиксированы сведения, указывающие на то, что единоличный исполнительный орган клиента признан бенефициарным владельцем по причине невозможности выявления кредитной организацией бенефициарного владельца. В ходе инспекционной проверки рабочей группой по результатам анализа юридических
Постановление № А43-3342/14 от 12.03.2015 АС Волго-Вятского округа
с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны предоставлять в уполномоченный орган по его запросу имеющуюся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов , объем, характер и порядок предоставления которой определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ОАО «Расчетно-кассовый центр» является учет и своевременное перечисление поступающих от населения и юридических лиц платежей за жилищно-коммунальные услуги в адрес предприятий и поставщиков услуг в соответствии с заключенными договорами. С целью осуществления уставной деятельности Общество заключило договоры возмездного оказания услуг с поставщиками жилищно-коммунальных услуг по расчету, сбору и переводу денежных средств
Постановление № А56-40152/17 от 20.11.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, Протоколом об административном правонарушении №04-10/06-1/1 от 24.02.2016 было установлено, что на момент проведении проверки в Обществе: 1) отсутствуют правила внутреннего контроля; 2) отсутствует специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля; 3) идентификация клиентов, выгодоприобретателей, выявление бенефициарных владельцев клиентов , а также публичных должностных лиц среди своих клиентов не проводится; 4) проверки раз в три месяца наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества не проводились, информирование о результатах таких проверок уполномоченного органа не осуществлялось. Таким образом, при проведении проверочных мероприятий было установлено, что в Обществе отсутствует организованная, целостная и постоянно действующая система внутреннего контроля по
Решение № 12-474/19 от 20.06.2019 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)
организацией мерах, направленных на получение информации о клиенте, указанной в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона; порядок обеспечения доступа сотрудников некредитной финансовой организации к информации, полученной при проведении идентификации; порядок оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, основания оценки такого риска (п.3.2); в случае если в результате принятия предусмотренных Федеральным законом и ПВК по ПОД/ФТ мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец клиента - юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица не выявлен и бенефициарным владельцем признано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа такого клиента, в решении некредитной финансовой организации о признании лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа клиента, бенефициарным владельцем должны быть зафиксированы обстоятельства, обусловившие невозможность выявления бенефициарного владельца, а в анкете (досье) такого клиента должны быть зафиксированы сведения, указывающие на то, что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа клиента, признано бенефициарным владельцем по
Решение № 12-388/20 от 17.12.2020 Кызылского городского суда (Республика Тыва)
мерах, направленных на получение информации о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений клиента с НФО, целях финансово-хозяйственной деятельности клиента - физического лица и индивидуального предпринимателя, мерах по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов15; порядок обеспечения доступа сотрудников НФО к информации, полученной при проведении идентификации; 10).в нарушение требований пунктов 3.5 и 3.6 Положения № 445-П в тексте Правил и анкете клиентов (приложение 1 к ПВК) не определено, что есть бенефициарный владелец клиента - юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица не выявлен и бенефициарным владельцем признано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа такого клиента, в решении НФО о признании лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа клиента, бенефициарным владельцем должны быть зафиксированы обстоятельства, обусловившие невозможность выявления бенефициарного владельца, а в анкете (досье) такого клиента должны быть зафиксированы сведения, указывающие на то, что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа клиента, признано бенефициарным владельцем по причине невозможности
Решение № 12-2006/2022 от 19.07.2022 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)
пункта 3.5 Положения Банка России ...-П в ПВК, в частности в «Программе идентификации» ПВК, отсутствуют положения о фиксировании: - обстоятельств, обусловивших невозможность выявления бенефициарного владельца в решении Банка о признании единоличного исполнительного органа клиента бенефициарным владельцем; - сведений, указывающих на то, что единоличный исполнительный орган клиента признан бенефициарным владельцем по причине невозможности выявления Банком бенефициарного владельца в анкете (досье) клиента; - в случае, если в результате принятия Банком мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец клиента - юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица не выявлен и бененфициарным владельцем признан единоличный исполнительный орган такого клиента; 4) в нарушение требований пункта 3.6 Положения Банка России ...-П в ПВК, в частности «Программе идентификации» ПВК, отсутствуют положения о фиксировании в анкете (досье) клиента решения Банка о признании физического лица бенефициарным владельцем клиента - физического лица с обоснованием принятого решения (в случае выявления Банком бенефициарного владельца клиента - физического лица); 5) в
Решение № 7-3354 от 20.02.2017 Московского городского суда (город Москва)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Согласно п. 2 ст. 7 ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов , в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта. Идентификация бенефициарных владельцев клиентов не проводится (за исключением случаев направления уполномоченным органом запроса в соответствии с подпунктом 5 настоящего пункта) в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся: органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями, находящимися в их ведении, государственными внебюджетными фондами, государственными корпорациями или организациями, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования