ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Экспертиза проекта освоения лесов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А33-24394/19 от 30.10.2020 Верховного Суда РФ
Российской Федерации считает, что оснований для передачи жалобы Общества на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется. Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 11, 81-84, 89 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), Порядком государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов , утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 № 496, Административным регламентом предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.02.2018 № 57, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки»,
Определение № А45-33117/17 от 10.12.2018 Верховного Суда РФ
№ 304-ЭС18-20042 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 10 декабря 2018 г. Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г. Попова, изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Бор-3» (Новосибирская область) на постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.08.2018 по делу № А45-33117/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бор-3» (далее – общество) к Департаменту лесного хозяйства Новосибирской области (после переименования – Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области, далее – министерство) о признании недействительными отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 22.02.2017 № 16, обязании устранить нарушение прав общества путем выдачи положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг», установил: решением Арбитражного суда Новосибирской области от 28.12.2017, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2018, заявленные требования удовлетворены. Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.08.2018 указанные судебные акты отменены. В удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной
Определение № 309-ЭС21-1470 от 22.03.2021 Верховного Суда РФ
«ГиЛ горные леса» на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2020 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.11.2020 по делу Арбитражного суда Челябинской области № А76-18038/2019 по заявлению, уточненному в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общества с ограниченной ответственностью «ГиЛ горные леса» (далее – общество) к Главному Управлению лесами Челябинской области (далее – управление), Министерству экологии Челябинской области (далее – министерство) о признании недействительными: заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе Проекта освоения лесов на лесной участок, представленный в аренду для заготовки древесины от 29.03.2019 № 96-э управления; приказа управления от 16.04.2019 № 199 «Об утверждении заключений экспертной комиссии» в части утверждения отрицательного заключения от 29.03.2019 № 96-э по договору аренды от 27.12.2007 № 131; требования министерства по доработке проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду для заготовки древесины обществом в Катав-Ивановском лесничестве, выраженные в ответах от 20.05.2019 № 01/5541, от 23.07.2019 № 01/8425, к
Определение № А73-2921/19 от 06.04.2021 Верховного Суда РФ
постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, пунктами 16-19, 39 Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственной услуги по утверждению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, утвержденного приказом Минприроды России от 09.11.2012 № 379, к полномочиям Министерства отнесено проведение и утверждение государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий. Таким образом, Министерство является уполномоченным органом на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов , расположенных на территории государственного природного заказника федерального значения «Баджальский». Вместе с тем на государственную экспертизу в Министерство проект освоения лесов 73 квартала Баджальского участкового лесничества не поступал. При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчик использовал лесной участок, расположенный на особо охраняемой природной территории, в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, без учета соответствия деятельности Общества режиму особой охраны государственного природного заказника федерального значения, оспариваемые акты приняты о правах и обязанностях Министерства.
Постановление № А56-107340/2021 от 10.01.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
вины лица, не исполнившего судебный акт. В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.09.2014 № 2093-О, арбитражный суд, рассматривая вопрос о наложении судебного штрафа за неисполнение судебного акта, должен определить, имеются ли основания для применения к должнику мер публично-правового воздействия, направленных на его понуждение к надлежащему исполнению обязанностей, возложенных на него судебным актом. Согласно материалам дела, во исполнение постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2022 Комитетом проведена повторная экспертиза проекта освоения лесов , разработанного ИП ФИО2 в отношении лесного участка, предоставленного в аренду для осуществления рекреационной деятельности по договору аренды от 22.10.2008 № 49/Р-2008-10, по результатам которой подготовлено заключение от 16.02.2023 №12-Р, утвержденное распоряжением Комитета от 16.02.2022 № 286. Письмом от 17.02.2023 № 02-2873/2023 заключение государственной экспертизы от 16.02.2023 №12-Р и копия распоряжения об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 16.02.2023 № 286 направлены ИП ФИО2 Таким образом, Комитетом исполнено постановление Тринадцатого арбитражного
Постановление № А56-45936/19 от 11.04.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. В соответствии со статьей 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 (далее - Приказ № 69). Статьей 89 ЛК РФ установлено, что проект освоения лесов подлежит государственной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проекта освоения лесов проводится в течение не более чем тридцать дней со дня его поступления в Комитет. Государственная экспертиза изменений в проект освоения лесов, подготовленных на основании акта лесопатологического обследования, проводится в течение не более чем десять рабочих дней со дня их поступления в Комитет. На момент составления спорных актов ЛПО и внесения изменений в проекты освоения лесов государственная экспертиза проектов освоения лесов осуществлялась в соответствии с приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496 «Об утверждении
Решение № 2-2/064014Г от 27.03.2014 Санчурского районного суда (Кировская область)
со ст.12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно ст. 89 ЛК проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных ч.ч.3 и 4 настоящей статьи (участки, расположенные на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий). Муниципальная экспертиза проекта освоения лесов , расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается органом местного самоуправления. Как следует из представленных документов, 12 августа 2013 года между департаментом лесного хозяйства Кировской области (арендодатель) и ИП ФИО1 (арендатор) заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности. По условиям договора арендатор принял во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности площадью <данные изъяты>, расположенный: <адрес>, условный номер №, номер учетной записи в государственно лесном реестре №. Арендатор вправе
Постановление № 4А-446/2018 от 04.05.2018 Самарского областного суда (Самарская область)
федеральным органом исполнительной власти (ч.1); государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи (ч.2); государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.3); муниципальная экспертиза проекта освоения лесов , расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается органом местного самоуправления (ч.4); государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится в течение не более чем тридцать дней со дня его поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Государственная или муниципальная экспертиза изменений в проект освоения лесов, подготовленных на основании акта лесопатологического обследования, проводится в течение не более чем десять рабочих дней со
Решение № 7-234/17 от 24.07.2017 Томского областного суда (Томская область)
- в электронном виде (п.34.). В соответствии со ст. 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно ранее действовавшему Порядку государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденному приказом Рослесхоза от 22.12.2011 N 545, утратившему силу 11.02.2017, в связи с принятием приказа Минприроды России от 26.09.2016 № 496 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов», государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее - Экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (п.2). Целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации (п.3). Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (далее - Лесопользователи), для проведения
Решение № 12-73/19 от 01.03.2019 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)
порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи. Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего. Кодекса, а также проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Муниципальная экспертиза проекта освоения лесов , расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается органом местного самоуправления. Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится в течение не более чем тридцать дней со дня его поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Государственная или муниципальная экспертиза изменений в проект освоения лесов, подготовленных на основании акта лесопатологического обследования, проводится в течение не более чем десять рабочих дней со дня
Решение № 2-2/063014Г от 04.04.2014 Санчурского районного суда (Кировская область)
со ст.12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно ст. 89 ЛК проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных ч.ч.3 и 4 настоящей статьи (участки, расположенные на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий). Муниципальная экспертиза проекта освоения лесов , расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается органом местного самоуправления. Как следует из представленных документов, 12 августа 2013 года между департаментом лесного хозяйства Кировской области (арендодатель) и главой Крестьянского (фермерского) хозяйства Петропавловских Д.Н. (арендатор) заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности. По условиям договора арендатор принял во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности площадью <данные изъяты>, расположенный: <адрес> участковое лесничество, кварталы №, условный номер №, номер учетной