Российской Федерации считает, что оснований для передачи жалобы Общества на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется. Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 11, 81-84, 89 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), Порядком государственной или муниципальной экспертизыпроектаосвоениялесов , утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 № 496, Административным регламентом предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.02.2018 № 57, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки»,
№ 304-ЭС18-20042 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 10 декабря 2018 г. Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г. Попова, изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Бор-3» (Новосибирская область) на постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.08.2018 по делу № А45-33117/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бор-3» (далее – общество) к Департаменту лесного хозяйства Новосибирской области (после переименования – Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области, далее – министерство) о признании недействительными отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 22.02.2017 № 16, обязании устранить нарушение прав общества путем выдачи положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг», установил: решением Арбитражного суда Новосибирской области от 28.12.2017, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2018, заявленные требования удовлетворены. Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.08.2018 указанные судебные акты отменены. В удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной
«ГиЛ горные леса» на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2020 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.11.2020 по делу Арбитражного суда Челябинской области № А76-18038/2019 по заявлению, уточненному в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общества с ограниченной ответственностью «ГиЛ горные леса» (далее – общество) к Главному Управлению лесами Челябинской области (далее – управление), Министерству экологии Челябинской области (далее – министерство) о признании недействительными: заключения экспертной комиссии по государственной экспертизеПроектаосвоениялесов на лесной участок, представленный в аренду для заготовки древесины от 29.03.2019 № 96-э управления; приказа управления от 16.04.2019 № 199 «Об утверждении заключений экспертной комиссии» в части утверждения отрицательного заключения от 29.03.2019 № 96-э по договору аренды от 27.12.2007 № 131; требования министерства по доработке проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду для заготовки древесины обществом в Катав-Ивановском лесничестве, выраженные в ответах от 20.05.2019 № 01/5541, от 23.07.2019 № 01/8425, к
постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, пунктами 16-19, 39 Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственной услуги по утверждению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, утвержденного приказом Минприроды России от 09.11.2012 № 379, к полномочиям Министерства отнесено проведение и утверждение государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий. Таким образом, Министерство является уполномоченным органом на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов , расположенных на территории государственного природного заказника федерального значения «Баджальский». Вместе с тем на государственную экспертизу в Министерство проект освоения лесов 73 квартала Баджальского участкового лесничества не поступал. При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчик использовал лесной участок, расположенный на особо охраняемой природной территории, в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, без учета соответствия деятельности Общества режиму особой охраны государственного природного заказника федерального значения, оспариваемые акты приняты о правах и обязанностях Министерства.
вины лица, не исполнившего судебный акт. В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.09.2014 № 2093-О, арбитражный суд, рассматривая вопрос о наложении судебного штрафа за неисполнение судебного акта, должен определить, имеются ли основания для применения к должнику мер публично-правового воздействия, направленных на его понуждение к надлежащему исполнению обязанностей, возложенных на него судебным актом. Согласно материалам дела, во исполнение постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2022 Комитетом проведена повторная экспертиза проекта освоения лесов , разработанного ИП ФИО2 в отношении лесного участка, предоставленного в аренду для осуществления рекреационной деятельности по договору аренды от 22.10.2008 № 49/Р-2008-10, по результатам которой подготовлено заключение от 16.02.2023 №12-Р, утвержденное распоряжением Комитета от 16.02.2022 № 286. Письмом от 17.02.2023 № 02-2873/2023 заключение государственной экспертизы от 16.02.2023 №12-Р и копия распоряжения об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 16.02.2023 № 286 направлены ИП ФИО2 Таким образом, Комитетом исполнено постановление Тринадцатого арбитражного
в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. В соответствии со статьей 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 (далее - Приказ № 69). Статьей 89 ЛК РФ установлено, что проект освоения лесов подлежит государственной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проекта освоения лесов проводится в течение не более чем тридцать дней со дня его поступления в Комитет. Государственная экспертиза изменений в проект освоения лесов, подготовленных на основании акта лесопатологического обследования, проводится в течение не более чем десять рабочих дней со дня их поступления в Комитет. На момент составления спорных актов ЛПО и внесения изменений в проекты освоения лесов государственная экспертиза проектов освоения лесов осуществлялась в соответствии с приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496 «Об утверждении
со ст.12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно ст. 89 ЛК проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных ч.ч.3 и 4 настоящей статьи (участки, расположенные на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий). Муниципальная экспертиза проекта освоения лесов , расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается органом местного самоуправления. Как следует из представленных документов, 12 августа 2013 года между департаментом лесного хозяйства Кировской области (арендодатель) и ИП ФИО1 (арендатор) заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности. По условиям договора арендатор принял во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности площадью <данные изъяты>, расположенный: <адрес>, условный номер №, номер учетной записи в государственно лесном реестре №. Арендатор вправе
федеральным органом исполнительной власти (ч.1); государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи (ч.2); государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.3); муниципальная экспертиза проекта освоения лесов , расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается органом местного самоуправления (ч.4); государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится в течение не более чем тридцать дней со дня его поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Государственная или муниципальная экспертиза изменений в проект освоения лесов, подготовленных на основании акта лесопатологического обследования, проводится в течение не более чем десять рабочих дней со
- в электронном виде (п.34.). В соответствии со ст. 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно ранее действовавшему Порядку государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденному приказом Рослесхоза от 22.12.2011 N 545, утратившему силу 11.02.2017, в связи с принятием приказа Минприроды России от 26.09.2016 № 496 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов», государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее - Экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (п.2). Целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации (п.3). Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (далее - Лесопользователи), для проведения
порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи. Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего. Кодекса, а также проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Муниципальная экспертиза проекта освоения лесов , расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается органом местного самоуправления. Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится в течение не более чем тридцать дней со дня его поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Государственная или муниципальная экспертиза изменений в проект освоения лесов, подготовленных на основании акта лесопатологического обследования, проводится в течение не более чем десять рабочих дней со дня
со ст.12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно ст. 89 ЛК проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных ч.ч.3 и 4 настоящей статьи (участки, расположенные на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий). Муниципальная экспертиза проекта освоения лесов , расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается органом местного самоуправления. Как следует из представленных документов, 12 августа 2013 года между департаментом лесного хозяйства Кировской области (арендодатель) и главой Крестьянского (фермерского) хозяйства Петропавловских Д.Н. (арендатор) заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности. По условиям договора арендатор принял во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности площадью <данные изъяты>, расположенный: <адрес> участковое лесничество, кварталы №, условный номер №, номер учетной