ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Электронное голосование - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 5-АПА19-93 от 06.08.2019 Верховного Суда РФ
18 июля 2019 года № 102/3 «Об утверждении Положения о порядке дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва», указав на его противоречие статье 2 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», считая, что порядок не предусматривает удостоверение членами избирательной комиссии личности избирателя перед предоставлением возможности голосования и не предполагает возникновения недействительных избирательных бюллетеней; дистанционное электронное голосование будет производиться только в трех избирательных округах, чем нарушается равенство избирателей. Кроме того, считал, что оспариваемое решение не устанавливает ясных положений о соблюдении гарантий тайны голосования; предусмотренное «зашифровывание» данных ввиду отсутствия его законодательного регулирования и надлежащей технической возможности не способно в полной мере обеспечить тайну голосования, само решение нарушает активное и пассивное избирательные права административного истца. Решением Московского городского суда от 26 июля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано. В апелляционной жалобе
Решение № АКПИ24-87 от 08.02.2024 Верховного Суда РФ
избирательную комиссию в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва (приложение № 3); размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном на судне, которое в день голосования будет находиться в плавании, за работу по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва (приложение № 4); размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену участковой избирательной комиссии по дистанционному электронному голосованию в городе Москве, на которую решением Московской городской избирательной комиссии возложены полномочия иной участковой избирательной комиссии по дистанционному электронному голосованию, за работу по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва (приложение № 41) и утвержден Порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва (приложение № 5). Пунктом 6 Постановления
Апелляционное определение № 41-АПА19-7 от 11.09.2019 Верховного Суда РФ
комплексов обработки избирательных бюллетеней на трех из пяти избирательных участках, входящих в избирательный округ № 7. Неиспользование комплексов обработки избирательных бюллетеней на двух других избирательных участках, по мнению административного истца, противоречит постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 марта 2013 года № 165/1212-6 «О порядке использования при голосовании на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдумах технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней и комплексов для электронного голосования » и нарушает принцип равенства всех кандидатов в депутаты. Решением Ростовского областного суда от 2 сентября 2019 года в удовлетворении административного иска отказано. В апелляционной жалобе ФИО1. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска. Относительно доводов апелляционной жалобы Избирательной комиссией Ростовской области и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения. Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по
Апелляционное определение № АПЛ24-72 от 16.02.2024 Верховного Суда РФ
Думы восьмого созыва - в соответствии с приложением № 3 к указанному постановлению (пункт 3). Размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном на судне, которое в день голосования будет находиться в плавании, за работу по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы восьмого созыва - в соответствии с приложением № 4 к поименованному постановлению (пункт 4). Размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену участковой избирательной комиссии по дистанционному электронному голосованию в городе Москве, на которую решением Московской городской избирательной комиссии возложены полномочия иной участковой избирательной комиссии по дистанционному электронному голосованию, за работу по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы восьмого созыва установлен в соответствии с приложением № 4 к названному постановлению (пункт 41). Утвержден Порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва (приложение №
Решение № А34-3788/15 от 22.12.2015 АС Курганской области
в суд не явился. 16.12.2015 направил ходатайство о рассмотрении заявления без его участия (в деле). Решение вопроса по существу оставил на усмотрение суда. Временный управляющий в суд не явился. 21.12.2015 направил правовое обоснование проведения первого собрания кредиторов должника в электронном виде (в деле). ФИО4 указывает, что в электронном виде голосование было осуществлено в целях уменьшения расходов на процедуру банкротства, именно в интересах кредиторов должника. Кредитор должника, обладающий более 95% голосов, дал свое согласие на электронное голосование . 17.11.2015 при разговоре с представителем уполномоченного органа, так же было получено устное согласие на проведение собрания в электронном виде. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заседание суда проведено в отсутствии не явившихся лиц. Согласно части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании. Разбирательство по делу может быть отложено
Решение № А40-249399/2020-57-1121 от 07.04.2021 АС города Москвы
последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Таким образом, бюллетени для голосования были надлежащим образом доставлены ФИО1 Также акционерам была предоставлена возможность заполнить электронную форму бюллетеней и проголосовать путем электронного голосования. Электронное голосование в сети интернет осуществлялось по адресу http://www.aoreestr.ru/shareholders/e-voting О возможности осуществить электронное голосование акционеры были уведомлены в сообщении о ГОСА, размещенном 19.05.2020 на официальном сайте МГТС. Формы бюллетеней для голосования в рамках проектов решений по вопросам повестки дня ГОСА (п.3 ст.52 ФЗ об АО) также были размещены на официальном сайте МГТС https://mgts.ru/companv/investors/stockholder/infoformen/ и желающие проголосовать акционеры могли их распечатать, а заполненные формы направить в адрес Регистратора или МГТС. Таким образом, МГТС были предоставлены все возможные
Определение № А73-6922/18 от 07.06.2022 АС Хабаровского края
не устанавливает специальные правила, регулирующие порядок организации и проведения заочного голосования на собрании кредиторов должников-юридических лиц, в том числе с помощью электронных и иных технических средств, в тоже время, к организации и проведению собраний кредиторов, заседаний комитетов кредиторов, собраний участников строительства в полной мере применяются нормы Главы 9.1 ГК РФ, в том числе статьи 181.2 ГК РФ в части принятия решений посредством заочного голосования с использованием электронных и иных технических средств (далее - дистанционное электронное голосование ). Федеральным законом от 28.06.2021 г. №225-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации», вступившим в силу 1 июля 2021 года, общие нормы статьи 181.2 ГК РФ о решениях собраний дополнены положениями, закрепляющими возможность дистанционного участия в заседаниях с помощью электронных либо иных технических средств. Использование сервиса для проведения собрания должно позволять проводить собрания путем видеоконференции, а регистрация на собрании производится путем использования усиленной электронно-цифровой подписи с целью проверить полномочия участников
Постановление № А40-249399/20 от 21.09.2021 АС Московского округа
сайте www. mgts.ru было размещено соответствующее сообщение о созыве годового собрания в заочной форме; кроме того, бюллетени для голосования на собрании акционеров были направлены регистратором истцу ФИО1 по адресу, имеющемуся в системе ведения реестра акционеров, суды пришли к выводам, что обществом был соблюден порядок извещения истцов о проведении годового общего собрания акционеров 19.06.2020. Суды также признали, что акционерам МГТС была предоставлена возможность заполнить электронную форму бюллетеней и проголосовать путем электронного голосования; о возможности осуществить электронное голосование акционеры были уведомлены в сообщении о проведении годового общего собрания акционеров, размещенном 19.05.2020 на официальном сайте МГТС; формы бюллетеней для голосования в рамках проектов решений по вопросам повестки дня ГОСА (п.3 ст.52 ФЗ об АО) также были размещены на официальном сайте МГТС https://mgts.ru/companv/investors/stockholder/infoformen/ и желающие проголосовать акционеры могли их распечатать, а заполненные формы направить в адрес регистратора или МГТС, таким образом суды констатировали, что МГТС были предоставлены все возможные способы для участия в голосовании
Решение № 2-100/2023 от 07.06.2023 Ногинского городского суда (Московская область)
После 20 марта с заявлением об ознакомлении с результатами голосования не обращалась. По месту регистрации она проживает. В сторожку она заходит нечасто. Их извещают о собраниях через письма. СМС не было. Сайт не открывается. Она пыталась зайти на сайт. В группе в Ватсапе она не состоит. Урну во время собрания она не видела в пункте охраны, поскольку зимой в ТСН она не была. Она раз в месяц бывает на участке. Ей не известно про электронное голосование . Свидетель ФИО6 показала суду, что сейчас ее статус не может сообщить, получила уведомление об исключении из СНТ, но решения не получала. На сайте она может зайти, но доступа к документам нет. На документах и реквизитах висят замочки. Она членом СНТ была с 2014 года. Раньше обзванивали и смс направляли о собрании. Собрания проводились до 2020 года очно. Собрания проводились весной. Потом как-то на позднюю осень проводиться. Это практика ФИО52. Нет, но в июле
Решение № 3А-908/2023 от 23.11.2023 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)
области от 07 июня 2022 года №81-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Нижегородской области по вопросам подготовки и проведения выборов и референдумов в Нижегородской области», УСТАНОВИЛ: Законом Нижегородской области от 07 июня 2022 года №81-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Нижегородской области по вопросам подготовки и проведения выборов и референдумов в Нижегородской области» Закон Нижегородской области от 20 июля 2006 года №75-З «О референдуме Нижегородской области» дополнен статьей 492 «Дистанционное электронное голосование », Закон Нижегородской области от 06 сентября 2007 года №108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» дополнен статьей 632 «Дистанционное электронное голосование», Закон Нижегородской области от 28 июня 2012 года №70-З «О выборах Губернатора Нижегородской области» дополнен статьей 662 «Дистанционное электронное голосование». Закон Нижегородской области от 07 июня 2022 года №81-З опубликован на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru, 08.06.2022 года. ФИО1 обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением
Решение № 2А-1623/2021 от 25.10.2021 Выксунского городского суда (Нижегородская область)
электронного голосования. Выборы депутата Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №14 проходили на избирательных участках №692, №693 и путем Дистанционного электронного голосования в соответствии с Постановлением Центральной Избирательной Комиссии РФ от 25 мая 2021г. №7/49-8 "О дистанционном электронном голосовании на выборах 19 сентября 2021 года". Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 25 мая 2021г. №7/49-8 «О дистанционном электронном голосовании на выборах 19 сентября 2021 года» определено, что дистанционное электронное голосование на выборах, которые, должны быть назначены на 19 сентября 2021 года, проводится в Курской области, Мурманской области, Нижегородской области, Ростовской области, Ярославской области, в городе федерального значения Москве и городе федерального значения Севастополе. Порядок дистанционного электронного голосования на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года определен постановлением ЦИК России от 20.07.2021 года № 26/225-8. Дистанционное электронное голосование представляет собой голосование без использования избирательного бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения, установленного
Решение № 2А-1624/2021 от 19.10.2021 Выксунского городского суда (Нижегородская область)
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума в случаях и порядке, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, может быть предусмотрена возможность голосования избирателей, участников референдума по почте, а также посредством дистанционного электронного голосования. Центральной избирательной комиссией Российской Федерации ….. принято постановление № …………….. Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от ……………. определено, что дистанционное электронное голосование на выборах, которые должны быть назначены на………. года, проводится в ………………. В соответствии со статьями 12 и 14 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года № 108-3 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" организацию подготовки и проведения муниципальных выборов депутатов Совета депутатов городского округа города Выкса осуществляет территориальная избирательная комиссия городского округа города Выкса, исполняющая полномочия избирательной комиссии муниципального образования городского округа город Выкса. ………………………………….. В соответствии с Постановлением
Решение № 2А-1622/2021 от 26.10.2021 Выксунского городского суда (Нижегородская область)
условий для реализации активного избирательного права граждан Российской Федерации, руководствуясь пунктом 14 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частью 17 статьи 81 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", учитывая положения Федерального закона "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации было постановлено определить, что дистанционное электронное голосование на выборах, которые должны быть назначены на 19 сентября 2021 года, проводится в Курской области, Мурманской области, Нижегородской области, Ростовской области, Ярославской области, в городе федерального значения Москве и городе федерального значения Севастополе (п.1 постановления ЦИК). Доводы о недостаточном законодательном регулировании электронного голосования в Нижегородской области согласуются с положениями Федерального закона от 29 мая 2019 года N 1ОЗ-ФЗ "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы