ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Факт проживания гражданство - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление Конституционного Суда РФ от 20.10.2016 N 20-П "По делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 25.10 и подпункта 1 части первой статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина Республики Корея Х."
Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, страдающего инфекционным заболеванием, представляющим опасность для окружающих, в случае его отказа проходить лечение в Российской Федерации и выезда с этой целью в другое государство, равно как и порядок отмены такого решения в случае подтверждения факта излечения иностранного гражданина или лица без гражданства, прошедшего лечение в другом государстве, а также порядок подтверждения данного факта. Впредь до внесения в правовое регулирование соответствующих отношений надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, суд вправе отменить решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства , принятое в связи с выявлением у него инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, в случае документального подтверждения факта его излечения от данного заболевания и медицинского освидетельствования в Российской Федерации, для прохождения которого такому иностранному гражданину или лицу без гражданства должна быть предоставлена возможность въехать на территорию Российской Федерации. Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 47.1, 71, 72, 74,
Распоряжение Правительства РФ от 27.09.1997 N 1451-р "О награждении Почетной грамотой Правительства Российской Федерации Лазаренкова А.А."
2014 года факт его постоянного проживания на эту дату на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя. Закрепляя данное условие, направленное на предоставление гражданства Российской Федерации тем находящимся на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя лицам, которые имеют реальную связь с этой территорией или выразили явное стремление к ее установлению и входят в состав постоянного населения соответствующей территории, а значит, с 18 марта 2014 года - и с Российской Федерацией в целом, федеральный законодатель основывался на понимании гражданства Российской Федерации как устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (статья 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"). Само по себе такое регулирование отвечает как требованиям Конституции Российской Федерации, так и предписаниям международно-правовых актов, в частности Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 55/153 от 12 декабря 2000 года "Гражданство физических лиц
Кассационное определение № 36-КА20-1 от 10.06.2020 Верховного Суда РФ
февраля 1998 года № 4-П, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Рождение Башмакова Н.Ф. на территории РСФСР, как указано выше, подтверждается заключением об установлении его личности, наличие у него гражданства бывшего СССР - паспортом гражданина СССР образца 1974 года, выданным на его имя. В соответствии с пунктом «а» части 2 статьи 14 Закона о гражданстве иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части 1 статьи 13 названного закона, если указанные граждане и лица родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР. Суд, разрешая вопрос о праве на
Постановление № А51-19894/15 от 19.05.2016 АС Приморского края
Российской Федерации» (далее – Закон №109-ФЗ). Апеллянт ссылается на подтверждение материалами дела факта нахождения и проживания гражданина КНДР Ким Вон Чер 18.12.1970 г.р. с 20.04.2015 по адресу: район многоквартирного жилого дома № 1 в микрорайоне п. Радужный УГО. С этой даты, как считает ответчик, подлежит исчислению 7-дневный срок (в семь рабочих дней входят: 20, 21, 22, 23, 24, 27, 28 апреля), в течение которого у общества, как организации, возникла обязанность уведомления органа миграционного учета о прибытии иностранного гражданина. В свою очередь, общество не представило доказательств направления указанного уведомления в адрес органа миграционного учета. Таким образом, не направление 28.04.2015 (последний день) уведомления о поставки на миграционный учет (не позднее семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания), является нарушением требования статей 20, 22 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». В представленном в материалы дела в порядке статьи 262
Постановление № А51-19885/15 от 19.05.2016 АС Приморского края
в Российской Федерации» (далее – Закон №109-ФЗ). Апеллянт ссылается на подтверждение материалами дела факта нахождения и проживания гражданина КНДР Ли Ен Су с 20.04.2015 по адресу: район многоквартирного жилого дома № 1 в микрорайоне п. Радужный УГО. С этой даты, как считает ответчик, подлежит исчислению 7-дневный срок (в семь рабочих дней входят: 20, 21, 22, 23, 24, 27, 28 апреля), в течение которого у общества, как организации, возникла обязанность уведомления органа миграционного учета о прибытии иностранного гражданина. В свою очередь, общество не представило доказательств направления указанного уведомления в адрес органа миграционного учета. Таким образом, не направление 28.04.2015 (последний день) уведомления о поставки на миграционный учет (не позднее семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания), является нарушением требования статей 20, 22 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». В представленном в материалы дела в порядке статьи 262 АПК
Постановление № А51-19886/15 от 19.05.2016 АС Приморского края
в Российской Федерации» (далее – Закон №109-ФЗ). Апеллянт ссылается на подтверждение материалами дела факта нахождения и проживания гражданина КНДР Ли То Сам с 20.04.2015 по адресу: район многоквартирного жилого дома № 1 в микрорайоне п. Радужный УГО. С этой даты, как считает ответчик, подлежит исчислению 7-дневный срок (в семь рабочих дней входят: 20, 21, 22, 23, 24, 27, 28 апреля), в течение которого у общества, как организации, возникла обязанность уведомления органа миграционного учета о прибытии иностранного гражданина. В свою очередь, общество не представило доказательств направления указанного уведомления в адрес органа миграционного учета. Таким образом, не направление 28.04.2015 (последний день) уведомления о поставки на миграционный учет (не позднее семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания), является нарушением требования статей 20, 22 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». В представленном в материалы дела в порядке статьи 262 АПК
Решение № А45-20460/13 от 05.02.2014 АС Новосибирской области
с нарушением установленного порядка, услуг. По смыслу данной нормы, под предоставлением жилого помещения понимается право владения, пользования или распоряжения жилым помещением или транспортным средством на любых условиях. Таким образом, при привлечении лица к административной ответственности необходимо доказать как факт оказания услуг иностранному гражданину, так и факт пребывания иностранного гражданина на территории РФ с нарушением установленного порядка. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее разрешение на временное проживание. Согласно статье 7 Федерального закона от 19.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Закон о миграционном учете), постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания. Согласно части 1 статьи 20
Решение № А59-4062/16 от 19.12.2016 АС Сахалинской области
средств массовой информации о фактах нарушений работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований; 3) выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований; 4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Порядок проведения выездных плановых, внеплановых и документарных проверок предусмотрен Административным регламентом по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников, утвержденным Приказами ФМС России № 367, МВД России №
Апелляционное определение № 2-2966/19 от 07.09.2020 Астраханского областного суда (Астраханская область)
факт постоянного проживания Николаева А.Я. на территории Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, в том числе по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В апелляционной жалобе УМВД России по Пензенской области ставит вопрос об отмене решения в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права. Указывают, что решением Ленинского районного суда г.Астрахани от 08 октября 2019 года установлен факт проживания Николаева А.Я. на территории РФ, в том числе и на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. фактически признано право Николаева А.Я. на получение паспорта гражданина РФ без проведения процедуры его приема в гражданство РФ. При этом, районным судом не были исследованы сведения о гражданстве родителей Николаева А.Я. Факт постоянного проживания на территории Российской Федерации Николаева А.Я. подтвержден только свидетельскими показаниями, документальное подтверждение этому отсутствует. Учитывая, что Николаев А.Я. на день вступления в силу Закона РФ «О гражданстве РФ» являлся несовершеннолетним, оба его родителя являются гражданами республики Армения, гражданство РФ в установленном законом
Апелляционное определение № 33-34133 от 21.12.2020 Московского областного суда (Московская область)
другими доказательствами, в том числе отсутствуют сведения о наличии постоянного места работы на территории РФ или иных законных оснований для постоянного проживания. Суд пришел к обоснованному выводу, что само по себе пребывание на территории РФ не свидетельствует о факте постоянного проживания, которое предполагает наличие для этого законных оснований. Кроме того, суд учел, что Самсонов Владимир Ильич был признан гражданином Республики <данные изъяты>. Согласно Определению Верховного Суда РФ № 78-В09-25, установление факта постоянного проживания на территорий Российской Федерации исключает наличие гражданства другого государства, в связи с чем при наличии у заявителя гражданства иностранного государства, установление в судебном порядке факта постоянного проживания на территории Российской Федерации по состоянию на 06 февраля 1992 года не влечет юридических последствий в виде их признания полномочными органами гражданами Российской Федерации. Поскольку заявитель в настоящее время является гражданином Республики <данные изъяты>, то оснований для установления юридического факта постоянного проживания на территории Российской Федерации на <данные изъяты> года
Апелляционное определение № 33-6364/19 от 13.08.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)
то обстоятельство, что домовая книга по месту регистрации Коржевых А.В. не сохранилась, в связи с чем ему были возвращены документы и разъяснена необходимость установления факта проживания. А поскольку нахождение в местах лишения свободы является местом пребывания гражданина, то заинтересованное лицо полагает, что не имелось оснований в данный период считать его проживающим на территории Российской Федерации. Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что факт проживания на территории Российской Федерации подлежал установлению в судебном порядке, поскольку от него зависит возникновение личных прав заявителя на принятие в гражданство в упрощенном порядке. В соответствии с положениями статьи 41.1 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" к лицам, находящимся на территории Российской Федерации, к которым применяются условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации, предусмотренные главой 8.1 указанного закона, относятся дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября
Апелляционное определение № 33А-6118/19 от 15.04.2019 Ростовского областного суда (Ростовская область)
Федерации без учета требования о соблюдении ими условий, предусмотренных пунктами «а», «в», «д» ч.1 ст.13 настоящего Федерального закона, без представления разрешения на временное проживание и вида на жительство при отсутствии оснований отклонения заявлений, предусмотренных ст.16 настоящего Федерального закона. В соответствии со ст. 41.6 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ территориальные органы по реализации настоящего Федерального закона устанавливают факт прибытия заявителей на территорию Российской Федерации до 01.11.2002г. и факт их проживания на территории Российской Федерации до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, принимают мотивированное решение об отнесении либо о не отнесении заявителей к категории лиц, указанных в п.«а» ч.1 ст.41.1 настоящего Федерального закона. Как установлено судом первой инстанции, 01.06.2018г. Григорьев П.М. обратился в отдел по вопросам миграции Отдела МВД России по Сальскому району с заявлением по форме Г-2 об установлении личности. По результатам проверки представленных заявителем документов и допроса свидетелей заключением ведущего специалиста ОМВД России по РО
Определение № 33-6808/17 от 29.11.2017 Тюменского областного суда (Тюменская область)
желании приобрести гражданство Российской Федерации. Следовательно, при отсутствии регистрации по месту жительства на 1 июля 2002 г. или разрешения на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство, российское гражданство не может быть приобретено вышеназванными лицами в упрощенном порядке. Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 08 ноября 2005 г. N 402-О, сам по себе установленный судом факт постоянного проживания лица на территории Российской Федерации на 1 июля 2002 года не отнесен законодателем к правообразующим юридическим фактам, то есть служащим основанием для принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, поскольку Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" под проживанием понимает проживание на территории Российской Федерации на законном основании (абзац 8 ст. 3), а Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящимся на территории Российской Федерации иностранным гражданином признает лицо, имеющее действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо