ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Гарантированный перечень услуг по погребению - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 307-КГ16-12200 от 30.09.2016 Верховного Суда РФ
На основании указанного решения администрации выдано предписание о прекращении выявленного нарушения. Признавая указанные ненормативные акты антимонопольного органа законными, суды исходили из того, что поскольку оказание спорных услуг является потребностью органа местного самоуправления и обеспечивается за счет средств бюджета муниципального образования, то данные работы следует признать муниципальной нуждой. При этом суды, с учетом положений Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», указали, что названные выше услуги не входят в гарантированный перечень услуг по погребению , оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, следовательно, такая услуга может быть оказана любым хозяйствующим субъектом, занимающимся деятельностью в указанной сфере, на конкурентной основе. С учетом изложенного суды пришли к выводу, что администрация, принимая решение о включении спорных услуг в устав бюджетного учреждения без проведения процедуры торгов, создала ему преимущественные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рассматриваемом товарном рынке, что является нарушением требований части 1 статьи
Определение № А19-27113/18 от 01.02.2021 Верховного Суда РФ
достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. При рассмотрении дела судами установлено, что предприятие является специализированной службой по вопросам похоронного дела, оказывающим на безвозмездной основе гарантированный перечень услуг по погребению . Предприятием в период с февраля 2016 по декабрь 2017 осуществлено погребение 26 тел невостребованных умерших, личность которых не установлена, на общую сумму 346 147 рублей 65 копеек. Полагая, что понесенные расходы должны быть возмещены за счет средств Иркутской области, предприятие обратилось в арбитражный суд. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для взыскания за счет казны Иркутской области в
Определение № 302-ЭС21-15581 от 27.08.2021 Верховного Суда РФ
не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводыне находят подтверждения в материалах дела. При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, предприятие является специализированной службой по вопросам похоронного дела, оказывающей на безвозмездной основе гарантированный перечень услуг по погребению . В период с января 2017 по декабрь 2018 года предприятием осуществлено погребение 66 умерших, не являющихся работающими и пенсионерами на день смерти на общую сумму 712 345 рублей 80 копеек (с применением тарифов, утвержденных постановлением администрации от 18.12.2014 № 031-06-1525/14). В обоснование иска предприятие ссылается на невозмещение понесенных расходов в размере 265 053 рублей 03 копеек (расходы по погребению возмещены на сумму 447 292 рубля 77 копеек, исходя из размера социального
Определение № А19-27113/18 от 17.01.2022 Верховного Суда РФ
достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. При рассмотрении дела судами установлено, что предприятие является специализированной службой по вопросам похоронного дела, оказывающим на безвозмездной основе гарантированный перечень услуг по погребению . Постановлением администрации от 21.01.2013 № 031-06-113/13 (в редакции постановления от 18.12.2014 № 031-06-1525/14) утверждены тарифы на оказание предприятием услуг. Предприятием в период с февраля 2016 по декабрь 2017 осуществлено 28 погребений невостребованных умерших, личность которых не установлена. Считая, что предприятию причинен ущерб в размере 292 939 рублей 07 копеек, истец обратился в арбитражный суд. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации,
Определение № А19-8688/20 от 22.02.2022 Верховного Суда РФ
повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. При изучении доводов заявителя и принятых по делу судебных актов таких оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено. Как следует из судебных актов, предприятие является специализированной службой по вопросам похоронного дела, оказывающей гарантированный перечень услуг по погребению . В период с января 2017 по декабрь 2018 года предприятием осуществлено погребение 147 тел невостребованных умерших, являющихся пенсионерами на день смерти, на общую сумму 1 575 410 руб. 29 коп. Управление Пенсионного фонда по Иркутской области возместило предприятию понесенные расходы на сумму 996 638 руб. 05 коп., исходя из примененного тарифа, предусмотренного абзацем 6 пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Полагая, что
Постановление № А12-7908/07 от 27.11.2007 АС Поволжского округа
только специализированная организация, созданная органом исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Статьей 6 указанного Закона установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 Закона лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела. Согласно статье 9 Закона специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам гарантированный перечень услуг по погребению . При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет различных фондов. Статья 10 Закона предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается. Следовательно, Федеральный закон предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники
Постановление № 13АП-30358/2014 от 25.03.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
Постановлением от 22.05.2013 № 211 Администрацией было принято решение о проведении конкурса по выбору хозяйствующего субъекта для наделения статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела и содержанию мест захоронения на территории муниципального образования «Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области». Вышеуказанным Постановлением была утверждена конкурсная документация, в составе которой также утвержден проект договора (Приложении № 6), заключаемый с победителем по результатам торгов. Согласно проекту договора, победитель конкурса помимо обязанности предоставлять населению гарантированный перечень услуг по погребению , берет на себя обязанности осуществлять работы по благоустройству кладбища. При этом бюджетное финансирование работ по благоустройству кладбищ проектом договора не предусмотрено. 19.06.2013 Администрацией Муниципального образования «Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области» был проведен конкурс по выбору хозяйствующего субъекта для наделения статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела и содержанию мест захоронения на территории муниципального образования «Сясьстройское городское поселение». По результатам конкурса победителем признано ООО «Феникс», с которым 24.06.2013 заключен
Постановление № 13АП-24277/15 от 07.12.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
деятельность на рынке ритуальных услуг, и в ограничении доступа к участию в торгах на право осуществления работ по благоустройству муниципальных кладбищ, а именно: - в срок до 19.02.2015 исключить из договора от 28.06.2011 № РУ-1 пункты, предоставляющие ООО «Исток» приоритетное право оказывать комплекс ритуальных услуг, предоставляемых населению муниципального образования Большеижорское городское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, а также исключить пункты, возлагающие на ООО «Исток» обязанности и функции, не входящие гарантированный перечень услуг по погребению : предоставление места на кладбище (отвод места на кладбище); текущее содержание и благоустройство кладбища; услуги, связанные с ведением учета захоронений и контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах. Посчитав решение и предписание незаконными, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего. В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам
Постановление № Ф09-5798/22 от 22.09.2022 АС Уральского округа
дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов (статья 29 Закона о погребении). Пунктом 1 статьи 9 Закона о погребении установлен гарантированный перечень услуг по погребению , оказываемых на безвозмездной основе: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). В силу части 2 статьи 9 Закона о погребении услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление
Решение № 2А-195/19 от 23.04.2019 Онежского городского суда (Архангельская область)
по административному исковому заявлению Онежского межрайонного прокурора Федоровцева И.Д., поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности, установил: Онежский межрайонный прокурор Федоровцев И.Д. в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о признании незаконным бездействия по непринятию мер к созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела, оказывающих гарантированный перечень услуг по погребению на территориях общественных кладбищ муниципальных образований «Порожское», «Золотухское», «Чекуевское», «Покровское», «Нименьгское», «Кодинское», входящих в состав Онежского муниципального района; возложении обязанности в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу создать специализированные службы по вопросам похоронного дела, оказывающие гарантированный перечень услуг по погребению на территориях общественных кладбищ муниципальных образований «Порожское», «Золотухское», «Чекуевское», «Покровское», «Нименьгское», «Кодинское», входящих в состав Онежского муниципального района. В обоснование заявленных требований указано, что Онежской межрайонной прокуратурой
Решение № 2-1362/2022 от 09.03.2022 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)
покрывала – 800 рублей, церковного набора – 150 рублей, предпохоронной подготовки умершего – 5500 рублей, бритья – 1000 рублей, оформления документов – 2000 рублей, кремации – 18000 рублей, прощания в траурном зале – 3000 рублей, услуг бригады – 5000 рублей, катафалка – 5000 рублей на общую стоимость 47250 рублей. Также произведена оплата надгробного знака в размере 102000 рублей. 20.10.2021 было отказано в компенсации расходов на погребение, поскольку указанные расходы не входят в гарантированный перечень услуг по погребению , установленный федеральным законом. Единственным основанием для отказа в выплате компенсации расходов на погребение умершего реабилитированного лица (при предоставлении всех необходимых документов) является отсутствие у лица, подавшего заявление, права на компенсацию таких расходов. Нормы действующего законодательства не содержат каких-либо ограничений, связанных со сроками предоставления и доставки надгробного знака на могиле реабилитированного (непосредственно в момент погребения либо позднее), а также все оказанные услуги по погребению входят в перечень, в связи с чем решение
Апелляционное определение № 2-2763/2023 от 11.01.2024 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)
«Память» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, возложении обязанности разместить информацию. В обоснование требований указала, что 23 января 2023 г. Семенова Т.В. обратилась в ООО СП «Память» для организации погребения ее сына – Семенова Р.Л. в рамках гарантированного перечня услуг по погребению, с кремацией тела и выдачей на руки урны с прахом с целью захоронения на территории Республики Крым. В ответ на обращение, сотрудниками ООО СП «Память» истцу было сообщено, что гарантированный перечень услуг по погребению оказывается на территории г. Волгограда комплексно, не включает в себя выдачу после кремации урны с прахом, поскольку по гарантированному перечню услуг предусмотрено рытье могилы для урны и ее последующее захоронение. Поскольку Семеновой Т.В. не был оказан гарантированный перечень услуг по погребению, 23 января 2023 г. она оплатила ответчику за услуги по погребению, включающие в себя выдачу урны с прахом на руки, 35 752 рубля, также оплатив ритуальные принадлежности на сумму 4 458
Решение № 2-2414/2016 от 01.02.2016 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)
умершего ФИО5, являющегося его родственником. В виду тяжелого материального положения, Соболев ФИО11 потребовал осуществить погребение ФИО5 на основании гарантированного перечня услуг по погребению, то есть на безвозмездной основе. При этом истец указал ответчику на необходимость замены гроба входящего в такой перечень, на другой гроб, приобретенный им самостоятельно у ИП ФИО6, в чем ему было отказано. После получения письменного отказа ООО «СП «Память» в произведении замены, истец повторно потребовал заменить гроб, входящий в гарантированный перечень услуг по погребению на более дорогой гроб имеющейся у похоронного дома «Память», а также произвести зачет стоимости гроба предоставляемого по гарантированному перечню в стоимость более дорогого гроба и доплатой разницы в их стоимости за счет собственных средств истца. Такое предложение было отвергнуто ответчиком, о чем у него имеется письменное уведомление. Как следует из ответа ООО «СП «Память» на второе заявление Соболева ФИО12 гарантированный перечень услуг по погребению предоставляется на безвозмездной основе и какие-либо доплаты за