ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Газ для бытовых нужд - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ ФАС России от 21.09.2018 N 1323/18 "Об утверждении Положения об Управлении регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности Федеральной антимонопольной службы"
заместителя руководителя ФАС России, временно исполняющего его обязанности; 3.1.23. Осуществляет рассмотрение заявлений хозяйствующих субъектов об установлении (пересмотре) тарифов и вынесение их в установленном порядке на рассмотрение коллегиального органа ФАС России по следующим видам тарифов: 3.1.23.1. Оптовых цен на газ на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации; 3.1.23.2. Платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа, оказываемые его потребителям, в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации; 3.1.23.3. Оптовых цен на сжиженный газ для бытовых нужд ; 3.1.23.4. Тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций; 3.1.23.5. Тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам независимых организаций; 3.1.23.6. Тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям; 3.1.23.7. Тарифов на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; 3.1.23.8. Цен на виды продукции ядерно-топливного цикла, в отношении которых осуществляется государственное регулирование; 3.1.23.9. Плановых значений показателей надежности и качества услуг по транспортировке газа по
Письмо ФАС РФ от 23.06.2010 N АГ/19556 "О рассмотрении обращений по вопросам формирования тарифов на услуги организаций, осуществляющих деятельность в сфере газоснабжения"
выходе из системы магистрального газопроводного транспорта, кроме газа, добываемого организациями, не являющимися аффилированными лицами акционерного общества "Газпром" и (или) организаций - собственников региональных систем газоснабжения либо созданными во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992 г. N 1403 "Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения" (кроме организаций, являющихся собственниками региональных систем газоснабжения) - подпункт 5.3.1.16; оптовые цены на сжиженный газ для бытовых нужд (подпункт 5.3.1.18); размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ) - подпункт 5.3.1.19. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством оптовые и розничные цены на газ, тарифы на транспортировку газа и специальные надбавки к ним, плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, подлежат государственному регулированию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен
Решение Верховного Суда РФ от 10.12.2013 N АКПИ13-826 <О признании недействующими пунктов 2, 6, 7, 10, 24 - 30, 32, 34 - 36, 80 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410, в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа>
его компетенции, конкретизируют понятие "специализированная организация", определение которого дано в статье 7 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации". В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" допускается принятие органами государственной власти актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Решение законодательно закрепить обязанность по выполнению работ, связанных с содержанием внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, за газораспределительными организациями было принято в целях обеспечения безопасности граждан, использующих газ для бытовых нужд , с учетом многолетнего опыта этих организаций по организации и проведению таких работ и роста числа случаев, связанных с ненадлежащим техническим обслуживанием внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Федеральная антимонопольная служба, привлеченная к участию в деле на основании части 2 статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в письменном отзыве на заявление сообщила, что, по ее мнению, положения Правил от 14 мая 2013 г. N 410, предусматривающие осуществление технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового
Постановление Правительства РФ от 28.06.2002 N 471 "О поставках сжиженных углеводородных газов на внутренний рынок во втором полугодии 2002 г."
экспорт осуществляется таможенными органами при условии представления нефтяными и нефтегазоперерабатывающими организациями ресурсных справок, подтверждающих наличие у организаций, осуществляющих поставки сжиженных углеводородных газов на экспорт, указанной продукции в объемах, достаточных для экспорта, с учетом балансовых заданий, установленных в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления. 3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Министерством энергетики Российской Федерации в четвертом квартале 2002 г. разработать и представить в Правительство Российской Федерации концепцию развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд . Председатель Правительства Российской Федерации М.КАСЬЯНОВ ------------------------------------------------------------------
Определение № 23-КГ19-4 от 30.07.2019 Верховного Суда РФ
Мадаев М.Ш. (сын). <...> г.р., Мадаева Р.Ш. (дочь) <...> г.р., Мадаева М.Ш. (дочь) <...> г.р., Мадаева С.Ш. (дочь) <...> г.р. Из уведомлений о предоставлении субсидии следует, что Мадаеву Ш.Л. ежегодно предоставлялись различные суммы субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг в период с 1 января 2007 г. по май 2016 г. включительно. 1 июня 2012 г. между поставщиком ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» и потребителем Мадаевым Ш.Л. заключен договор газоснабжения, по которому поставщик обязуется поставлять потребителю газ для бытовых нужд по газораспределительным сетям в находящиеся в пользовании потребителя помещения расположенные по указанному выше адресу. 3 августа 2016 г. Мадаев Ш.Л. обратился к начальнику абонентского отдела Ачхой-Мартановского района ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» с заявлением, в котором ссылался на то, что 2 июня 2016 г. неизвестные лица незаконно отключили его домовладение от газоснабжения, в связи с чем просил приостановить начисление за потребленный газ, а также выдать справку о задолженности и акт об отключении газа. На
Определение № 307-ЭС15-10226 от 01.09.2015 Верховного Суда РФ
изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Таких оснований не усматривается. Исковые требования мотивированы тем, что общество, являясь уполномоченной организацией по поставкам сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения Ленинградской области, понесло убытки в результате тарифного регулирования его деятельности, так как приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 16.12.2010 № 242-п установлены максимальные розничные цены на уровне, не восполняющем производственные затраты общества. Отказывая в удовлетворении иска, суды пришли к выводу о недоказанности совокупности всех условий, необходимых в силу статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, для возложения на ответчика ответственности в виде взыскания убытков. Одновременно суды указали
Определение № 307-ЭС22-17566 от 06.10.2022 Верховного Суда РФ
оснований для ее передачи на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего. Как следует из обжалуемых актов, между Обществом и Компанией отсутствует договор на оказание услуг по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах (далее – МКД), находящихся под управлением ответчика. В соответствии с распоряжением Главы администрации Архангельской области от 22.06.2005 № 607р Общество является уполномоченной газораспределительной организацией по поставкам сжиженного газа для бытовых нужд населения Архангельской области. Являясь специализированной организацией, оказывающей услуги по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию внутридомового газового оборудования, Общество имеет свою аварийно-диспетчерскую службу, которая принимает заявки граждан о наличии аварийных ситуаций и выезжает для ликвидации таких аварий. Компания является управляющей организацией для ряда МКД Архангельской области. По утверждению Общества, несмотря на отсутствие заключенного между сторонами договора на оказание услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, в период с января по май 2021 года Общество осуществляло аварийно-диспетчерское обслуживание в
Определение № 308-ЭС16-15291 от 22.11.2016 Верховного Суда РФ
нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам заявителей не имеется. Иск предъявлен в связи с невозмещением ответчиком в рамках соглашения от 07.03.2013 о предоставлении субсидий (в редакции дополнительного соглашения от 05.09.2013) недополученных доходов за ноябрь и декабрь 2013 года, обусловленных разницей между розничной ценой на сжиженный углеводородный газ и ценой его реализации для коммунально-бытовых нужд граждан с применением понижающего коэффициента, установленного приказом Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 25.07.2013 № 19/2013-газ. При разрешении спора суды руководствовались статьями 309, 310, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом Краснодарского края от 13.12.2011 № 2388-КЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате услуг газоснабжения сжиженным углеводородным газом для бытовых нужд», согласно статье 3 которого недополученные доходы поставщиком сжиженного углеводородного газа в связи с реализацией мер
Постановление № А82-12451/2010 от 29.08.2011 АС Волго-Вятского округа
2009 года оптовые цены на газ выросли на 47 процентов, что вызвало увеличение розничных цен в той же пропорции, однако ОАО «Рыбинскгазсервис» повысило розничную цену лишь на 15 процентов. Комиссия Управления, рассмотрев дело № 03-03/56-10, вынесла решение, изготовленное в полном объеме 13.10.2010, которым действия ОАО «Рыбинскгазсервис», являющегося уполномоченной газораспределительной организацией для обеспечения поставок сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населения Ярославской области, по реализации сжиженного углеводородного газа, приобретенного по оптовой цене на сжиженный газ для бытовых нужд , установленной Федеральной службой по тарифам, через автозаправочную станцию для заправки автотранспортных средств по свободным ценам признаны нарушением части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции. На основании решения Обществу выдано предписание прекратить недобросовестную конкуренцию: в течение одного дня с момента получения предписания прекратить реализацию сжиженного углеводородного газа, приобретенного по оптовой цене на сжиженный газ для бытовых нужд, установленной Федеральной службой по тарифам, по свободным ценам, в том числе через автозаправочные станции. ОАО
Постановление № 13АП-709/14 от 17.03.2014 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
Российской Федерации от 03.07.2003 № 908-р и в целях обеспечения гарантированных поставок сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населения Российской Федерации утверждена Методика организации работы по сбору и обработке информации по учету производства и поставок сжиженных углеводородных газов потребителям Российской Федерации (далее - Методика). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 № 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства» оптовые цены на сжиженный газ для бытовых нужд утверждаются Федеральной службой по тарифам, розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств) утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 приказом Федеральной службы по тарифам от 28.11.2006 № 312-э/8 утверждены Методические указания
Постановление № 18АП-2037/09 от 02.04.2009 АС Республики Башкортостан
от 28.08.2008 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.01.2009 требования ООО «Башкиргаз» удовлетворены. Суд признал недействительным решение Управления ФАС по Республике Башкортостан от 28.08.2008 и предписание №П-39-А-103/10-08 от 28.08.2008 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. Антимонопольный орган не согласился с решением арбитражного суда и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе антимонопольный орган указывает, что судом неверно сделан вывод о том, что счет - извещение (квитанция), направляемая гражданам, потребляющим газ для бытовых нужд , не может быть признана офертой. Полагает, что взимание платы за услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в рамках публичного договора поставки газа, является навязыванием иных условий договора, не относящихся к предмету публичного договора газоснабжения. Считает, что судом не принято во внимание, что начисление и включение суммы оплаты услуг технического обслуживания внутридомового газового оборудования в общий счет за жилищно - коммунальные услуги, противоречат условиям договора от 28.12.2007 №1196. Выставляемая плата за техническое
Постановление № 11АП-5555/08 от 04.09.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
сделал правильный вывод в решении о том, что налоговый орган необоснованно применил пункт 2 статьи 40 НК РФ, поскольку при определении налоговых обязательств заявителя следовало руководствоваться пунктом 13, а не пунктом 2 статьи 40 НК РФ. Как правильно установлено судом первой инстанции, заявитель в проверяемом периоде осуществлял поставки сжиженного газа для бытовых нужд населения в объеме и по ценам, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15.11.2002 года № 374 «Об оптовой цене на сжиженный газ для бытовых нужд », в соответствии с Приказом Министерства топлива и энергетики РФ № 405 от 30.11.1999 года «Об обеспечении поставок сжиженных углеводородных газов потребителям Российской Федерации для бытовых нужд» и Балансовым заданием поставок на внутренний рынок сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд на 2005 год. В договорах с покупателями сжиженного газа, содержится указание на их заключение в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 426 от 15.07.2003 г. и на исполнение Балансового задания поставок на внутренний
Постановление № 14АП-488/2022 от 13.07.2022 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда
поскольку ответчик сформировал и подал заявку в Департамент на установление регулируемого тарифа на газ для нужд населения, то он соответственно запланировал как сам факт реализации газа населению, так и определил уровень экономически обоснованных расходов на такую деятельность, объем закупаемого и реализуемого газа по регулируемым ценам. В противном случае, экономическая цель обращения в Департамент на установление регулируемого тарифа на газ для нужд населения отсутствует. Податель жалобы настаивает на возможности со стороны Компании поставить сжиженный газ для бытовых нужд населения. Также заявитель ссылается на то, что у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в заключении публичного договора, а у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в иске. В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными. В судебном заседании представитель Компании подтвердил доводы, приведенные в кассационной жалобе. Общество, Департамент, Инспекция, Прокуратура, Управление, Администрация о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим
Постановление № 1-147/2022 от 15.07.2022 Туапсинского городского суда (Краснодарский край)
в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности; определение основ ценовой политики в отношении газа; обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.2003 908-р одобрена Концепция развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд, основными целями которой являлось надежное и бесперебойное обеспечение населения сжиженным газом для бытовых нужд; создание механизмов, ограничивающих рост цен на сжиженный газ для бытовых нужд и обеспечивающих социальную защиту населения; создание экономических условий, стимулирующих производство сжиженного газа и наполнение внутреннего рынка сжиженного газа (для различных целей, но в первую очередь для бытовых нужд). Согласно п. 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен
Решение № 3А-121/2021 от 15.11.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)
права, свободы и законные интересы. Оспариваемый НПА вынесен в отношении административного истца, в связи с чем он вправе обращаться в суд с данным иском. Из устава ООО «Новосибирскоблгаз» следует, что предметом деятельности Общества является, в том числе поставка, оказание услуг по реализации сжиженного газа потребителям, то есть Общество осуществляет регулируемый вид деятельности. Постановлением администрации Новосибирской области от 09.10.2007 №125-па (л.д.160) ООО «Новосибирскоблгаз» утверждено региональной газораспределительной организацией по Новосибирской области, уполномоченной реализовывать сжиженный углеводородный газ для бытовых нужд . Из пояснений представителя ответчика, решения Арбитражного суда Новосибирской области от 16.05.2019 г. №А45-47061/2018 на л.д.141 (оборот), постановления губернатора Новосибирской области от 05.10.2020 №176 (л.д.161) следует, что ООО «Новосибиркоблгаз» является единственной организацией, уполномоченной реализовывать сжиженный углеводородный газ для бытовых нужд населения. Реализация сжиженного газа в баллонах осуществляется Обществом как с доставкой так и без доставки до потребителя. Согласно п.2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его
Определение № 33-990 от 15.04.2015 Липецкого областного суда (Липецкая область)
15 апреля 2015 года дело по частной жалобе истца Киселева С.А. на определение Усманского районного суда г Липецка от 03 марта 2015 года, которым постановлено: «Прекратить производство по делу по иску Киселева С.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Липецк», Усманскому подразделению Общества с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Липецк» в части требований: о признании неправомерной образовавшуюся за период с 01 апреля 2013 года по 30 апреля 2014 года задолженность за потребленный природный газ для бытовых нужд абонента №, расположенного по адресу: <адрес> сумме <данные изъяты>; обязании ООО «Газпром Межрегионгаз Липецк» произвести перерасчет задолженности за потребленный природный газ для бытовых нужд абоненту №, расположенного по адресу: <адрес> период с 01 апреля 2013 года по 30 апреля 2014 года, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом помещении; о признании недействительным договора поставки газа от 15 июля 2004 года, заключенного между ООО «Липецкрегионгаз» и Б., согласно которому поставщик (ООО «Липецкрегионгаз») обязался поставлять