ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Государственная программа охрана окружающей среды - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 302-ЭС20-23130 от 05.04.2021 Верховного Суда РФ
21.08.2012 № 847 между агентством и Правительством Иркутской области заключены соглашения от 14.02.2018 № 052-07-2018-001, 14.02.2019 № 052-09-2019-064 (в редакции дополнительных соглашений от 24.04.2019, 29.08.2019, 30.12.2019) предметом которых является предоставление из федерального бюджета бюджету Иркутской области субсидии на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных агентству как получателю средств федерального бюджета в рамках проекта «Сохранение озера Байкал» (входящего в состав национального проекта «Экология») в рамках Федеральной целевой программы государственной программы «Охрана окружающей среды ». Министерством и администрацией заключено соглашение от 30.03.2019 № 25612000-1-2019-003 о предоставлении из бюджета Иркутской области в 2019-2021 годах бюджету Иркутского муниципального района субсидии в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 31.05.2016 № 180-пп «Об утверждении Положения о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам на защиту от негативного воздействия вод населения и объектов экономики и субсидии на повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем их приведения к
Постановление № 46-АД21-77 от 26.07.2021 Верховного Суда РФ
информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 этого Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. Как усматривается из материалов дела, учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной приведенной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение в установленный срок обязанности по представлению в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области отчета за 2019
Апелляционное определение № 4-АПА19-43 от 29.01.2020 Верховного Суда РФ
Подмосковья» на 2017-2026 годы» недействующим в части положений, предусматривающих строительства и эксплуатации объектов размещения отходов на базе полигона твердых бытовых отходов «Алексинский карьер». В частности, заявитель просил признать недействующими приведенные выше нормы государственной программы в части оценки остаточной вместимости полигона твердых бытовых отходов «Алексинский карьер», а также в части планов строительства и эксплуатации объектов размещения отходов на базе данного полигона, ссылаясь в обоснование своих требований на противоречие оспариваемых положений государственной программы требованиям законодательства, касающимся сферы обращения с отходами, охраны окружающей среды , санитарно- эпидемиологического благополучия населения, а также воздушного законодательства. Решением Московского областного суда от 15 августа 2019 года в удовлетворении административного иска отказано. В апелляционной жалобе Котов А.Н. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска. Относительно доводов апелляционной жалобы правительством Московской области, министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения. Проверив материалы административного дела, обсудив
Постановление № А04-9750/2017 от 15.03.2018 Шестого арбитражного апелляционного суда
помещений, или непосредственно собственники помещений в многоквартирных домах в случаях, предусмотренных жилищным законодательством. В силу приведенных норм, на управляющие организации кроме услуг, установленных Правилами №491 и Жилищным кодексом, возлагается обязанность по приобретению у организаций коммунального комплекса услуги утилизации (захоронения) ТБО, которая в соответствии с частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса должна быть оплачена собственниками (нанимателями) жилых помещений в составе платы за жилое помещение. Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 453 утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды в Амурской области на 2014 - 2020 годы». Как следует из указанного постановления, в области действуют специализированные предприятия, осуществляющие сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение отходов и имеющие соответствующие лицензии, в том числе ООО «АВТОСИТИ» (г. Белогорск, полигон ТБО), осуществляющая сбор, транспортировку, размещение твердых бытовых отходов. Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 20.11.2013 № 220-пр/у «О внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов от 01.11.2013 №
Постановление № А43-36266/2022 от 14.08.2023 Первого арбитражного апелляционного суда
указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц (пункт 20 указанной статьи Кодекса). Согласно статье 43 Устава города Нижнего Новгорода к полномочиям администрации города Нижнего Новгорода относится обеспечение исполнения вопросов местного значения в области использования земли и других природных ресурсов, охраны окружающей природной среды. Администрация от имени города управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 №306 утверждена государственная программа "Охрана окружающей среды Нижегородской области" (далее - Программа), в рамках реализации которой и в целях выполнения федерального проекта "Чистая страна", входящего в состав национального проекта "Экология" Администрацией города Нижнего Новгорода осуществляется реализация мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок "Рекультивация земельного участка, занятого свалкой отходов с адресным ориентиром: г.Нижний Новгород, Московское шоссе, д.473, д.475". Согласно приказу Минприроды России от 18.05.2022 №344 земельный участок, занятый свалкой отходов с адресным ориентиром: г.Нижний Новгород, Московское шоссе, д.473, д.475, включен в
Решение № А10-3585/2023 от 25.01.2024 АС Республики Бурятия
работы), а заказчик обязуется принять и оплатить в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств выполненные в соответствии с условиями настоящего контракта работы. Объем работ, выполняемых подрядчиком, требования к выполняемым работам, требования к результатам работ и сроки выполнения работ определены техническим заданием (приложение №1) и календарным планом (приложение № 2), являющимися неотъемлемой частью контракта. Нарушение Подрядчиком п.1.2. является основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (п. 1.2. контракта). Основание для проведения работ - государственная программа «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» утвержденная постановлением Правительства РБ от 30.05.2013 № 261, постановление Правительства РФ от 18.04.2014 № 360. Работы проводятся за счет средств бюджета муниципального образования «Окинский район». (пункт 1.3. контракта). В соответствии с пунктом 1.4. контракта результатом работы по контракту является подготовленный подрядчиком в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» проект предложения об определении границ зон затопления, подтопления (далее -
Постановление № 06АП-389/2024 от 27.02.2024 Шестого арбитражного апелляционного суда
представители участвующих в деле лиц поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе, и отзыве на нее. Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Из материалов дела установлено следующее. Постановлением от 29.07.2013 № 329 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности» Правительством Амурской области утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды в Амурской области» (далее - государственная программа № 453), включающая, в том числе подпрограмму «Развитие водохозяйственного комплекса и охрана окружающей среды в Амурской области». Координатором государственной программы № 453 и подпрограммы является МПР по Амурской области. В соответствии с приложением 4.1 к государственной программе № 453 общий объем финансирования в 2022 году составил 609 756,10 млн. руб., в том числе федеральный бюджет - 500 000 000 руб. В рамках реализации мероприятия между
Решение № 2-4095/2021 от 10.08.2021 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)
осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в данных сферах в соответствии с федеральным законодательством. Согласно п.3.31 Положения Минэкологии Нижегородской области участвует в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории области, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 №306 утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды Нижегородской области», а также подпрограмма №1 «Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга». Основной целью подпрограммы №1 является комплексное решение проблем развития и совершенствования системы регионального экологического мониторинга. В целях реализации мероприятий вышеуказанной подпрограммы предполагалось приобретение оборудования для обеспечения функционирования стационарных постов наблюдения как в городах, атмосферный воздух которых испытывает наибольшую антропогенную нагрузку (Н. Новгород, Дзержинск, Арзамас, Кстово), так и в городах, ранее не охваченных системой стационарных наблюдений (Бор, Заволжье, Павлово, Выкса, Кулебаки).
Решение № 2А-431/2022 от 05.08.2022 Лукояновского районного суда (Нижегородская область)
значения: Кленово-липовый лес у д. Санки», «Дубрава по оврагу во 2 квартале Кутумского лесничества», «Участок широколиственного леса и его производных у истоков р. Ежать», расположенных в границах Лукояновского муниципального округа Нижегородской области и предоставлению в орган государственного кадастрового учета в соответствии с требованиями действующего законодательства документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет границ указанных охранных зон особо охраняемых природных территорий. Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года N306 утверждена Государственная программа "Охрана окружающей среды Нижегородской области", в рамках которой в подпрограмме 4 «Биологическое разнообразие» предусмотрена постановка ООПТ и охранных зон особо охраняемых природных территорий на государственный кадастровый учет. Данная подпрограмма реализуется в два этапа: 1 этап – 2015-2020 годы, 2 этап – 2021-2024 годы. Таким образом, обязанность по постановке на государственный кадастровый учет границ охранных зон ООПТ возникла у Минэкологии с 2015 года и длительное время не исполнялась. Как установлено судом, работа по постановке на государственный
Апелляционное определение № 33А-5090/2021 от 08.09.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)
30-37, 38-43 Тулунском лесничестве, Присаянском участковом лесничестве, Аршанской даче, кварталах №№ 2ч, 3-7, 18ч.-20ч, 22ч., 23ч., относятся к лесам, расположенным в нерестоохранных полосах лесов, эксплуатационных лесах, и других, за исключением территорий ООПТ. При этом информации о выделении территории планируемых памятников природы и предлагаемой резервной территории как особо защитных участков лесов лесохозяйственный регламент Тулунского лесничества не содержит. С целью сохранения и защиты окружающей среды постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 444-ПП утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды » на 2014-2020 годы. Одна из подпрограмм – «Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий Иркутской области» направлена на обеспечение устойчивого развития экологически значимых природных комплексов и сохранение биологического разнообразия. На территории Тулунского лесничества обнаружены редкие виды растительного мира, подлежащие охране. Кроме того, на территории Тулунского лесничества обитают охотничье-промысловые виды птиц и животных. Создание особо охраняемых природных территорий позволит сохранить растительный мир, животных и способствовать их расселению на сопредельные участки и
Решение № 2-594/2023 от 29.11.2023 Красногвардейского районного суда (Оренбургская область)
статьи 6 указанного Закона регламентировано, что полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению, (в том числе, раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Полномочия по осуществлению деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области возложены на министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области. Правительством Оренбургской области по постановлению от 25.12.2018 года № 892-пп утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды Оренбургской области». Государственная программа разработана, в том числе, с целью создания устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза. С целью оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств муниципальных образований Оренбургской области соответствии с закрепленными полномочиями, связанных с участием в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых