ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Готовность сил и средств гражданской обороны - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Указ Президента РФ от 09.10.1993 N 1624 "О выходе из гражданства Российской Федерации Голубева В.А. и Руденко А.А."
чрезвычайных ситуациях "соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" 1. Готовность систем управления, связи, оповещения и информирования населения к бесперебойному функционированию в чрезвычайных ситуациях и при опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий "соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" 1. Организация функционирования единой дежурно-диспетчерской службы (для городского округа) "соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" 1. Готовность сил и средств гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению задач по предназначению. Создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований "готов к выполнению задач" "ограниченно готов к выполнению задач" "не готов к выполнению задач" 1. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций "соответствует предъявляемым требованиям" "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" "не соответствует предъявляемым требованиям" 1. Подготовка и обучение населения способам защиты от
Приказ МЧС России от 14.11.2008 N 687 (ред. от 24.12.2019) "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2008 N 12740)
основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) задач. Положение о спасательной службе муниципального образования разрабатывается органом местного самоуправления, согласовывается с руководителем соответствующей спасательной службы субъекта Российской Федерации и утверждается руководителем органа местного самоуправления. Положение о спасательной службе организации разрабатывается организацией и согласовывается с органом местного самоуправления, руководителем соответствующей спасательной службы муниципального образования и утверждается руководителем организации. Методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, а также контроль в этой области осуществляются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации. (в ред. Приказа МЧС России от 18.11.2015 N 601) (см. текст в предыдущей редакции) 9. Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий органами местного самоуправления и руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются
"План МЧС России по развитию гражданской обороны Российской Федерации на период до 2020 года" (утв. МЧС России 31.03.2015)
современных средств поражения; - создание и организация работы по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики; - разработка и внедрение перечня мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения; - актуализация зонирования опасностей на территории Российской Федерации, а также требований, предъявляемых к территориальному планированию, объектам строительства и объектам гражданской обороны; - разработка, внедрение и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны. 15. По обеспечению постоянной готовности сил и средств гражданской обороны : - актуализация мероприятий по обеспечению постоянной готовности сил и средств гражданской обороны; - оптимизация требований к выполнению актуализированного перечня мероприятий; - совершенствование порядка организации выполнения мероприятий по обеспечению постоянной готовности сил и средств гражданской обороны; - оптимизация управленческого аппарата и подразделений обеспечения спасательных воинских формирований; - создание и внедрение органов управления и группировки сил для Крымского федерального округа; КонсультантПлюс: примечание. Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа. 16. Разработка
"Методические рекомендации по организации и ведению гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании" (утв. МЧС России 13.12.2012 N 2-4-87-30-14)
к этому моменту выполнен не весь объем предусмотренных мероприятий, то он продолжается уже в военное время до выполнения указанных мероприятий в полном объеме. Перевод гражданской обороны с мирного на военное время состоит в своевременном и организованном выполнении комплекса мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, сохранение объектов, необходимых для функционирования экономики и выживания населения в военное время, и приведение в готовность к действиям органов управления, сил и средств гражданской обороны по ликвидации последствий применения противником современных средств поражения. В целях обеспечения последовательного наращивания возможностей гражданской обороны на выполнение ее задач с учетом приоритетности их выполнения перевод гражданской обороны осуществляется по мере нарастания угроз, поэтапно. При внезапном развязывании войны противником перевод гражданской обороны на военное время осуществляется с одновременным выполнением всех мероприятий, предусмотренных предшествующими состояниями готовности гражданской обороны. Мероприятия гражданской обороны при ее переводе с мирного на военное время планируются и
Постановление № 4-АД22-24 от 17.10.2022 Верховного Суда РФ
обороны» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению, поддержанию устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; обеспечивать сохранность существующих объектов гражданской обороны , принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию. Из материалов дела об административном нарушении следует, что в ходе проверки, проведенной 15 октября 2020 года в АО «НИИП им. В.В. Тихомирова», выявлены нарушения требований Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804, Положения об
Постановление № 50-АД20-4 от 07.12.2020 Верховного Суда РФ
№ 1274 (вступило в силу 29 октября 2019 г.) данная норма относит к основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения названной выше задачи, создание и поддержание в состоянии готовности локальных систем оповещения организациями, эксплуатирующими, в том числе опасные производственные объекты I и II классов опасности, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий. В силу пункта 14 Положения о гражданской обороне одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, является создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны . Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. № 1544-р «О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и
Решение № А07-17314/18 от 27.09.2018 АС Республики Башкортостан
специальной обработке техники и территории организации; п.14. Не спланировано проведение мероприятий по санитарной обработке работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий организациями. Предписано - организовать (спланировать), согласовать (при необходимости), утвердить план проведения мероприятий по санитарной обработке работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий организациями; п.16. Не созданы силы и средства гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями. Создать, провести подготовку и обеспечить готовность сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями. Полагая, что действия по проведению не включенной в ежегодный план проверок плановой проверки согласно распоряжению (приказа) о проведении плановой выездной проверки от 12.04.2018 №5 незаконными, и не согласившись с указанным предписанием, считая его незаконным и подлежащим отмене, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением. Исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все представленные доказательства по своему внутреннему убеждению
Решение № А43-39376/18 от 05.08.2019 АС Нижегородской области
№701 примерный перечень нештатных формирований гражданской обороны. Вместе с тем, Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях №687 предписывает обязанность организации в целях решения задач в области гражданской обороны создавать и оснащать силы охраны общественного порядка, подготовка их в области гражданской обороны (пункт 16.10); обеспечить готовность коммунальных служб (аварийных, ремонтно-восстановительных формирований) к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий (пункт 16.11); создавать, готовить и обеспечивать готовность сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями в рамках обеспечения срочного захоронения трупов в военное время (пункт 16.12), создавать противопожарные формирования (пункт 16.7). Таким образом, мероприятия, указанные Управлением в пунктах 11-14 предписания, относятся к основным мероприятия по гражданской обороне, планирование и осуществление которых носит обязательный для общества характер в силу отнесения к категории по гражданской обороне и эксплуатации опасного производственного объекта 3 класса опасности, в связи с чем, их выполнение
Постановление № 21АП-645/19 от 17.04.2019 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда
N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (далее – Положение), организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют основные мероприятия по подготовке населения в области гражданской обороны, к одним из которых относится осуществление подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны. В соответствии с п.16.14 Положения основными мероприятиями по вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны является проведение занятий по месту работы с личным составом аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и спасательных служб, проведение учений и тренировок по гражданской обороне. Подпунктом "г", пункта 5 Постановления Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны" определено, что организации планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне. В соответствии с пунктом 2 Приказа МЧС России от
Постановление № А27-10167/2021 от 03.03.2022 АС Западно-Сибирского округа
конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Условия эксплуатации объектов гражданской обороны, средств индивидуальной защиты относятся к требованиям в области гражданской обороны. К задачам гражданской обороны согласно статье 2 Закона № 28-ФЗ относится в том числе предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты, первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны . Как установлено судом апелляционной инстанции, содержание договора полностью соответствует условиям предусмотренного Постановлением № 359 типового договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны. Таким образом, договор в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны заключается в публичных интересах, на реализацию которых направлено большое число обязательств стороны договора, в том числе охранять защитные сооружения, принимать
Постановление № А55-38485/2021 от 15.09.2022 АС Поволжского округа
об административном правонарушении. А частью 1 статьи 28.4 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 7.24 КоАП РФ, возбуждаются прокурором. Статьей 2 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне» предусмотрены основные задачи в области гражданской обороны: предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны . В соответствии с частью 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Порядок содержания, использования, эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны определены Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об
Постановление № 16-8508/2021 от 17.12.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
уровнях и возложено, в том числе на органы местного самоуправления. В силу прямого указания названных нормативных правовых актов, администрация обязана была заблаговременно создать в целях обеспечения работы, запасов химических реагентов для тушения пожаров. Пунктом 15.3 названного Положения предусмотрено, что органы местного самоуправления в целях решения задач в области ГО по срочному захоронению трупов в военное время планируют и осуществляют мероприятия: заблаговременно, в мирное время, определяют места возможных захоронений; создают, подготавливают и обеспечивают готовность сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций; оборудуют места погребения (захоронения) тел (останков) погибших; организуют работу по поиску тел, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и документированию, перевозке и захоронению погибших; организуют санитарно-эпидемиологический надзор. Названные мероприятия выполняются заблаговременно, а не в период военных конфликтов или ЧС, как указано в жалобе заявителем. В соответствии с пунктом 5 Положения о накоплении, хранении и
Постановление № 5-32/2013 от 16.10.2013 Юрьевецкого районного суда (Ивановская область)
природного и техногенного характера»; Приказе МЧС от 21.12.2005 № 993; приказе МЧС России от 14.11.2008 № 687; Приказе МЧС России от 15.12.2002 № 583; Постановлении Правительства РФ от 29.11.1999 № 1390 Так, Соколовым А.А. не выполнено предписание, изложенные в следующих пунктах: Пункт 1: не согласован с территориальным органом МЧС России ( ГУ МЧС России по Ивановской области) план гражданской обороны. Срок исполнения истек 6 августа 2013 года. Пункт 2: не обеспечена постоянная готовность сил и средств гражданской обороны на территории района: 1) не согласован состав, структура, оснащение имеющихся штатных аварийно-спасательных формирований с ГУ МЧС России по Ивановской области. Срок исполнение 19 августа 2013 года. Пункт 3: не проводится подготовка и обучение населения в области гражданской обороны в части проведения учений и тренировок с участием сил и средств гражданской обороны района (аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования) отсутствуют отчетные документы о проведении практических учений и тренировок с НАСФ по
Решение № 2А-520/19 от 24.10.2019 Большереченского районного суда (Омская область)
того, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», одной из основных задач гражданской обороны является срочное захоронение трупов в военное время. Согласно п. 15.13 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 №687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны по срочному захоронению трупов в военное время создают, подготавливают и обеспечивают готовность сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе, на базе специализированных ритуальных организаций. Считают, что Администрацией неверно толкуется требование указанных нормативных правовых актов. В данном случае законодатель, не дает право выбора способа организации захоронения трупов, а наоборот уточняет обязательное условие их организации. По п. 17 предписания пояснили, что в соответствии с п. 15.14 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ
Решение № 2-132/20 от 02.06.2020 Нововятского районного суда г. Кирова (Кировская область)
обороны», убежища создаются для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне. В сложившейся ситуации убежище позволяет обеспечить своевременную готовность и возможность осуществления эвакуации и укрытия граждан, в том числе и в случае возникновения ЧС. Т.о., собственник защитного сооружения определен, муниципальная собственность используется собственником для решения вопросов местного значения в области гражданской обороны, возложенных на него Законом, и как следствие, соблюдается законодательство РФ о гражданской обороне, поскольку обеспечивается постоянная готовность сил и средств гражданской обороны . Представитель третьего лица Управления Росреестра в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктом 3 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N № "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты
Решение № 2А-1318/2021 от 13.09.2021 Нижнеудинского городского суда (Иркутская область)
межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Атагайского муниципального образования – администрации городского поселения о возложении обязанности создать запасы дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов, создать запасы оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем энерго-, водоснабжения, создать резервы мобильных устройств для очистки, опреснения и транспортировки воды, создать силы гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий, обеспечить создание, подготовку, готовность сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронений трупов, У С Т А Н О В И Л: в обоснование заявленных требований Нижнеудинский межрайонный прокурор, ссылаясь на положения п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, которым утверждено Положение о гражданской