ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Градостроительный регламент - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 46-АПА19-5 от 16.05.2019 Верховного Суда РФ
допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. В соответствии со статьей 85 ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации
Апелляционное определение № 18-АПА19-22 от 16.05.2019 Верховного Суда РФ
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 18-АПА19-22 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 16 мая 2019 г. г. Москва Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Александрова В.Н. судей Борисовой Л.В., Нефедова О.Н. при секретаре Гроховской В.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Саакян Ш.С. о признании не действующим решения Совета Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района от 05 сентября 2017г. № 1 протокол № 37 «О внесении изменений в градостроительный регламент Правил землепользования и застройки Усть- Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района, утвержденные решением Совета Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района от 27 октября 2016г. № 3, протокол № 25» в части исключения из территориальной зоны Правил землепользования и застройки ОД-3 «Зона обслуживания и деловой активности при транспортных коридорах и узлах» вида разрешенного использования земельного участка - «для индивидуального жилищного строительства» по апелляционной жалобе Саакян Ш.С. на решение Краснодарского краевого суда от 20 ноября 2018г., которым в
Определение № 01АП-3615/18 от 16.07.2018 Верховного Суда РФ
с кадастровым номером 52:52:0020315:141, который должен быть обозначен в межевом плане формата XML в разделе Cadastre Number, объект капитального строительства частично выходит за границы вновь образуемого участка. Комитет оспорил решение Управления от 07.11.2017 в арбитражный суд, ссылаясь на следующее. На спорном земельном участке расположен объект недвижимости – гараж, возведенный в 1973 году, в отношении которого осуществлен кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 52:52:0020315:141, право собственности муниципального образования «Город Выкса» зарегистрировано в установленном законом порядке. Градостроительный регламент для зоны О-4, в которой находится данный объект гаражного назначения, был установлен решением Совета от 01.03.2017 № 22. Полагает, что в силу части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) указанное недвижимое имущество, возведенное до утверждения градостроительного регламента, а также сформированный для эксплуатации этого объекта земельный участок могут быть использованы по прежнему виду разрешенного использования. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды трех инстанций исходили из того, что, в силу пункта
Апелляционное определение № 53-АПА19-27 от 01.07.2019 Верховного Суда РФ
индивидуальными жилыми домами (Ж-1)» и «Зона территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ)». Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно- делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей
Апелляционное определение № 53-АПА19-32 от 11.09.2019 Верховного Суда РФ
жилыми домами (Ж-4) и зоне делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (0-1). Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации
Постановление № А33-4237/17 от 20.11.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
уже после Правилами землепользования и застройки городского округа г. Красноярска (в редакции, действовавшей до 23.12.2016) в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:3211 были установлены две территориальные зоны. В отношении спорного земельного участка установлены конкретные виды разрешенного использования, в соответствии с которыми было получено разрешение на строительство жилого дома, при этом зона Ж-2, действие которой суд распространяет на весь участок, занимает менее 3% от его площади. ЖСК «Академик» считает вывод суда о том, что градостроительный регламент зоны Ж-2 действует также как и градостроительный регламент зоны Ж-4 на весь земельный участок, что не предусматривает возможность многоэтажной жилой застройки, нарушает право застройщика определять возможный к применению градостроительный регламент. В возражениях на апелляционные жалобы административный орган указал, что образование земельного участка до утверждения правил землепользования и застройки не подразумевает, что в отношении такого земельного участка градостроительные регламенты, содержащиеся в правилах землепользования и застройки, не подлежат применению. Градостроительный план № RU24308000-15082 земельного участка с
Постановление № 17АП-10406/18-ГК от 29.08.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Согласно ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно- делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями,
Постановление № 17АП-5497/2022-АК от 16.06.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
решением Думы Серовского городского округа от 29.12.2009 № 249. В адрес общества «АльфаМет» 28.07.2021 направлен ответ Главы Серовского городского округа, содержащий информацию о том, что Комиссией по результатам рассмотрения предложения общества «АльфаМет» рекомендовано рассмотреть его на публичных слушаниях после их назначения в установленном порядке. В адрес общества «АльфаМет» 28.10.2021 Главой Серовского городского округа направлена информация о том, что на основании заключения Комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки Серовского городского округа включение в градостроительный регламент территориальной зоны О-5 общий вид разрешенного использования «предпринимательство» нецелесообразно, а также о наличии в градостроительном регламенте территориальной зоны О-5 условно разрешенного вида использования «складские площадки». Общество «АльфаМет» 01.11.2021 обратилось в администрацию о предоставлении заявителю заключения Комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки Серовского городского округа и Решения Администрации Серовского городского округа о подготовке проекта о внесении изменений в Правила или об отклонении предложения о внесении изменений в Правила с указанием причин отклонения. В
Постановление № А43-6654/2007 от 23.04.2008 АС Волго-Вятского округа
постановления администрации города Дзержинска от 15.03.2007 № 697 и у с т а н о в и л : сельскохозяйственный кооператив «Агро» (далее – СК «Агро», Кооператив) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 постановления администрации города Дзержинска (далее – Администрация) от 15.03.2007 № 697 «О предоставлении в собственность сельскохозяйственного кооператива «Агро» земельного участка, расположенного по адресу: город Дзержинск, проспект Свердлова, 6-я линия» в части пункта 2, утвердившего градостроительный регламент использования земельного участка от 01.02.2007 арх. № 1356-р. Исковые требования основаны на статьях 7, 36 и 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьях 32, 35 и 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что земельный участок СК «Агро» относится к зоне, занятой объектом сельскохозяйственного назначения. Отнесение спорного земельного участка к зоне застройки индивидуальными жилыми домами (в отсутствие утвержденных правил землепользования и застройки) нарушает законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
Постановление № А56-111512/2022 от 23.10.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
кв.м, ввиду его расположения на территории зеленых насаждений, представленных газоном с древесно-кустарниковой растительностью, по Пулковской улице. Суд первой инстанции указал, что в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» испрашиваемый земельный участок расположен в районе аэропорта «Пулково», в границах полос воздушных проходов аэропорта «Пулково», в пределах территориальной зоны ТЗЖ2, а использование земельного участка в целях размещения антенно-мачтового сооружения связи, являющегося объектом недвижимости, высотой 30 м нарушит градостроительный регламент указанной территориальной зоны. Между тем, в соответствии с п. 3 ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации на приаэродромной территории выделяются подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, всего семь подзон. В силу пп. «д» п. 5 Порядка утверждения и опубликования карт (схем), на которых отображены границы полос воздушных подходов и границы санитарно-защитных зон аэродромов гражданской авиации, утвержденного приказом Росавиации от 30.11.2017 № 972-П <25>, к графической части карт (схем), на
Решение № 3А-374/2018 от 14.05.2018 Алтайского краевого суда (Алтайский край)
обратилось в суд с административным исковым заявлением к Барнаульской городской Думе, в котором с учетом изменения административных исковых требований просило признать недействующим решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края» в редакции решения от ДД.ММ.ГГ *** в части изменения территориальной зоны Ж.4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и отнесения его к территории, для которой градостроительный регламент не установлен. В обоснование административных исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГ между административным истцом и Главным управлением имущественных отношений Алтайского края заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, *** для строительства автоматической телефонной станции по указанному выше адресу. После этого <данные изъяты> обратилось в комитет по строительству, архитектуре и развитию <адрес> с заявлением о выдаче чертежа градостроительного плана земельного участка и градостроительного дела. Данный муниципальный орган на основании решения Арбитражного суда
Решение № 2-3695(2014) от 06.11.2014 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)
из п.13 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта. При этом из данного правила устанавливаются исключения п.14 указанной статьи, позволяющие проводить публичные слушания в срок до одного месяца: в случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории городского округа, а также в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент , установленный для конкретной территориальной зоны. Порядок подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории городского округа также регламентируется ст. 31 ГрК РФ и предусматривает определенную этапность такой подготовки: принятие главой администрации решения о подготовке правил землепользования и застройки применительно к части территории (п.5 ст.31), утверждение состава комиссии по подготовке проекта Правил (п.6 ст. 31), опубликование сообщения о принятии такого решения (п.7,п.8 ст.31) и т.д. Исходя из этой требуемой этапности, проект изменений в
Решение № 2А-1744/2022 от 26.07.2022 Оренбургского районного суда (Оренбургская область)
использования (ВРИ) земельных участков «для ведения личного подсобного хозяйства» (ЛПХ) из зоны жилой застройки Ж1 поселка Ленина. Полагает, что незаконные действия администрации основаны на позиции главы администрации Ленинского сельсовета Бондарева Н.В., лично возражавшего против содержания птицы в ЖК «Заречье». Считает незаконными Правила землепользования и застройки муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области» № от ДД.ММ.ГГГГ., утвержденные Решением № от ДД.ММ.ГГГГ о перемещении ВРИ ЛПХ из основных в условно-разрешенные и внесением соответствующих изменений в градостроительный регламент зоны Ж1 Правил землепользования и застройки (Приложение 12), причине отсутствия данного документа и не размещения его на сайте ФГИС ТП в десятидневный срок. Полагает, что своими незаконными действиями работники администрации ущемляют права и законные интересы жителей поселка Ленина с лишением их правовой основы для содержания сельскохозяйственных животных и птицу в сельской местности. В ДД.ММ.ГГГГ года административным истцам дважды было отказано в переходе с ИЖС на ЛПХ, в связи с удалением ВРИ ЛПХ из основных