ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Химическое потребление - гражданское законодательство и судебные прецеденты

"РД 51-1-96. Инструкция по охране окружающей среды при строительстве скважин на суше на месторождениях углеводородов поликомпонентного состава, в том числе сероводородсодержащих" (утв. Минтопэнерго России 25.01.96, Минприроды России 10.08.96)
вблизи водных объектов, должен предусматриваться контроль за состоянием поверхностных вод по существующей сети водомерных постов. При необходимости должны быть организованы дополнительные пункты наблюдений (уровни, расходы, качество воды). Пункты определения качества поверхностных вод организуются при входе водотока в зону влияния строительства скважин и при выходе из нее. На водоеме пункт контроля качества поверхностных вод устанавливается у берега со стороны очага возможного загрязнения /71/. 8.7. Основными контролируемыми ингредиентами в водоемах и водотоках являются pH, растворенный кислород, химическое потребление кислорода, биологическое потребление кислорода, сухой остаток, хлориды, сульфаты, железо общее, азот аммонийный, нефтепродукты, СПАВ, сероводород, сульфиды (другие химические реагенты по мере применения в бурении или содержащиеся в аварийных пластовых выбросах). 8.8. В проектной документации на строительство скважин должен быть предусмотрен контроль за состоянием подземных (грунтовых) вод по сети наблюдательных скважин, оборудованных комплектом требуемых приборов. Плотность сети наблюдательных скважин зависит от плотности разведочного и эксплуатационного бурения на разведочной площади месторождения. Расчет необходимого количества наблюдательных скважин
Указ Президента РСФСР от 05.08.1991 "О присвоении почетного звания "Заслуженный учитель школы РСФСР" работникам народного образования Астраханской области"
Форма 7 Вода: _________________________________________ (название (откуда вода [место отбора])) ┌───┬─────────────────────────────┬─────────┬────────────────────┐ │ N │ Название характеристики │ Единицы │Значение характе- │ │п/п│ компонента │измерения│ристики (содержание)│ ├───┼─────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ ├───┼─────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┤ │1 │Водородный показатель рН │ │ │ │2 │Взвешенные вещества │ │ │ │3 │Сухой остаток при t = 105 °С │ │ │ │4 │Окисляемость по О │ │ │ │ │ 2 │ │ │ │5 │ Химическое потребление │ │ │ │ │кислорода (ХПК) │ │ │ │6 │Биологическое потребление │ │ │ │ │кислорода (БПК) │ │ │ │7 │Жесткость общая │ │ │ │8 │Жесткость карбонатная │ │ │ │9 │Нефтепродукты │ │ │ │10 │Фенолы │ │ │ │11 │Хлориды │ │ │ │12 │Сульфаты │ │ │ │13 │Силикаты │ │ │ │14 │Цианиды │ │ │ │15 │Нитриты │ │ │ │16 │Нитраты │ │ │ │17
"Рекомендации о содержании и порядке составления паспорта гидротехнического сооружения" (утв. Госгортехнадзором РФ 02.06.1998)
│11 │Химический состав │ │ └───┴─────────────────────────────────────┴──────────────────────┘ Форма 7 ВОДА: _________________________________________ (название (откуда вода [место отбора])) ┌───┬─────────────────────────────┬─────────┬────────────────────┐ │ N │ Название характеристики │ Единицы │Значение характе- │ │п/п│ компонента │измерения│ристики (содержание)│ ├───┼─────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ ├───┼─────────────────────────────┼─────────┼────────────────────┤ │1 │Водородный показатель рН │ │ │ │2 │Взвешенные вещества │ │ │ │3 │Сухой остаток при t = 105 °С │ │ │ │4 │Окисляемость по О2 │ │ │ │5 │ Химическое потребление │ │ │ │ │кислорода (ХПК) │ │ │ │6 │Биологическое потребление │ │ │ │ │кислорода (БПК) │ │ │ │7 │Жесткость общая │ │ │ │8 │Жесткость карбонатная │ │ │ │9 │Нефтепродукты │ │ │ │10 │Фенолы │ │ │ │11 │Хлориды │ │ │ │12 │Сульфаты │ │ │ │13 │Силикаты │ │ │ │14 │Цианиды │ │ │ │15 │Нитриты │ │ │ │16 │Нитраты │ │ │ │17
"Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (введено письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 N 14-01-333)
твердых продуктов. Удельная балансовая оценка сверхравновесного газовыделения при биохимическом разложении ("сбраживании") промышленно-бытовых стоков зависит от следующих параметров: - степени загрязнения исходных стоков (определяется по инструментальным замерам концентраций взвешенных и растворенных веществ на входе биологических очистных сооружений (БОС)); - соотношения зольной и беззольной составляющих осадков сточных вод, взвешенных веществ и нефтепродуктов (определяется инструментально по данным термогравиметрического анализа); - окисляемости (восстанавливаемости) органической и минеральной составляющих загрязнений (окисляемость определяется инструментально, характеризуется показателями биохимического потребления кислорода (БПК) и химического потребления кислорода (ХПК)); - массового соотношения сбраживаемых компонентов и "активного ила" (задается регламентом БОС по существующим нормативам или стандартам); - сезонного (регионального) колебания температур "сбраживания", определяющих скорости "мезофильного" (ниже 50 °С) разложения либо величины, обратные скоростям, - периоды полного сбраживания (устанавливаются по эмпирическим экспериментально установленным зависимостям для конкретных составов сбраживаемых компонентов, исходя из того, что при отрицательных температурах скорости сбраживания равны нулю, т.е. происходит так называемое "консервирование"). Поскольку мощность объектов БОС в различных населенных пунктах
Кассационное определение № 83-УД22-19 от 06.07.2022 Верховного Суда РФ
первой и апелляционной инстанции и отвергнута как несостоятельная в результате исследования всех юридически значимых обстоятельств с приведением в судебных решениях выводов, опровергающих доводы защиты. Установленные судом обстоятельства оборудования осужденным в доме лаборатории по изготовлению наркотических средств, обнаруженные специальные предметы и химические реактивы в больших количествах для производства наркотических средств, объем изготовленных наркотических средств и их прекурсоров обоснованно расценены судом как серийное изготовление наркотических средств и квалифицированы по ч.5 ст.2281 УК РФ, то есть незаконное производство наркотических средств в особо крупном размере. Несостоятельна позиция стороны защиты о необходимости изменения приговора и квалификации действий осужденного по одной статье - ч.З ст.З0,ч.Зст.228 УК РФ. Утверждения Ткача об изготовлении наркотического средства для личного потребления , об отсутствии в материалах дела доказательств наличия у него умысла на сбыт наркотических средств, опровергнуты в приговоре и апелляционном определении. Судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что масса произведенных им наркотических средств, расфасовка и упаковка в удобную
Определение № 304-ЭС22-6838 от 26.05.2022 Верховного Суда РФ
права и законные интересы общества, поскольку из текста предписания не представляется возможным установить необходимые сведения, формулировка соответствующих пунктов предписания об устранении выявленных нарушений не отвечает принципам конкретности, определенности, исполнимости. Суды отметили, что в оспариваемом предписании не указано какие земельные участки используются заявителем, их площадь, местоположение, границы и иные индивидуализирующие характеристики, и другие обстоятельства; какими химическими веществами загрязнен земельный участок и каким образом возможно устранение данного нарушения; за какой период не представлена отчетность, которую следовало представить согласно предписанию; не указано конкретное описание (существо) выявленного нарушения в части неосуществления учета в области обращения с отходами производства и потребления ; за какой период не разработаны планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; в чем состоит искажение информации о размещенных отходах. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию управления по спору, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Приведенные доводы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального права и норм процессуального
Апелляционное определение № 81-АПА19-20 от 10.10.2019 Верховного Суда РФ
численности основного производственного, цехового и административно-управленческого персонала является мотивированным и экономически обоснованным. Отчисления на социальные нужды подлежат пересчету исходя из расходов на оплату труда. По другим подконтрольным расходам расчет административного ответчика является экономически обоснованным, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, данный расчет не опровергают. В части признания обоснованности определения РЭК Кемеровской области расходов АО «Теплоэнерго» на химические реагенты суд исходил из следующего. В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных
Постановление № А65-20999/2021 от 16.05.2022 АС Республики Татарстан
7), истцом в контрольном канализационном колодце ответчика, произведен отбор проб воды в присутствии представителей ответчика, что отражено в актах № 87 ОЭН-2020 от 07.05.2020 г., № 154 ОЭН-2020 от 20.08.2020 г., и претензий к процедуре отбора проб и актам ответчиком не заявлено. На основании исследований, выявлено превышение за сброс загрязняющих веществ в сети горканализации сверх установленных нормативов. Также произведен расчет за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, согласно которому за превышение следующих веществ: химическое потребление кислородов (ХПК) на сумму 10 855,05 руб. (протокол № 135ПС от 25.05.2020 г.); химическое потребление кислорода (ХПК) на сумму 23 254,06 руб. (протокол № 135ПС от 25.05.2020 г.); БПК полн. на сумму 5 555,85 руб., нитрит - ион на сумму 15,73 руб., АПАВ на сумму 848,62 руб. (протокол № 135ПС от 25.05.2020 г.); жиры на сумму 59 780,45 руб., (протокол № 252 ПС от 25.07.2020 г.) ХПК на сумму 59 780,45 руб. (протокол №
Постановление № А26-3324/20 от 15.12.2020 АС Республики Карелия
исследования в Испытательную лабораторию контроля качества воды АО «ПКС-Водоканал», что подтверждается актами отбора сточных вод №418, №421, №422, №423, №424, №425, №426, №427 и №428 от 04.12.2019, подписанными уполномоченным представителем ответчика без замечаний (том 1 л.д.38 – 46). Лабораторией истца проведен количественный химический анализ сточных вод ответчика, показавший превышение максимальных допустимых концентраций загрязняющих веществ в КК-2205 и КК-5007, негативно воздействующих на работу реализованной системы водоотведения по следующим показателям: - в КК-2205 показатель ХПК ( химическое потребление кислорода) составил 550 мг/дм3 при допустимом значении 500 мг/дм3, фактическая концентрация нефтепродуктов составила 15 мг/дм3 при допустимом значении 10 мг/дм3; азота общего - 99 мг/дм3 при допустимом значении 50 мг/дм3, что подтверждается протоколом измерений №481к-19 от 17.12.2019; - в КК-5007 водородный показатель (рН) составил 10 единиц при допустимом значении от 6 до 9 единиц; показатель ХПК (химическое потребление кислорода) составил 1010 мг/дм3 при допустимом значении 500 мг/дм3; показатель БПК5 (биохимическое потребление кислорода через 5-суточный
Постановление № А26-9705/15 от 13.02.2017 АС Республики Карелия
водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения. 14.01.2015 лаборантом химического анализа Испытательной лаборатории контроля качества воды ОАО «ПКС-Водоканал» в присутствии представителя ООО «Мерецкова,11» произведен отбор проб сточных вод в контрольном колодце КК-1972, о чем составлен акт №3 от 01.01.2015. По результатам анализа воды составлен протокол №8к от 27.01.2015, согласно которому в отобранной пробе воды химическое потребление кислорода (ХПК) составляет 1950 мг/дм3, биологическое потребление кислорода (БПК5) – 910 мг/дм3, содержание азота общего - 223 мг/дм3, АПАВ – 20 мг/дм3, фенолов – 0,82 мг/дм3. Приложением №3 к Правилам №644 установлены следующие максимальные допустимые значения показателей и (или) концентрации в натуральной пробе сточных вод: химическое потребление кислорода (ХПК) - 500 мг/дм3, биологическое потребление кислорода (БПК5) – 300 мг/дм3, азот общий – 50 мг/дм3, АПАВ – 10 мг/дм3, фенолы – 0,25 мг/дм3 В соответствии
Постановление № А58-5233/2021 от 07.06.2022 АС Восточно-Сибирского округа
3 части 3 статьи 22, части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), подпункта 13 пункта 2.3 решения о водопользовании, осуществляет пользование водным объектом р. Вилюй (Светлинское водохранилище) с превышением концентрации веществ, установленных в условиях использования водного объекта в сточных водах после очистки, сбрасываемых в р. Вилюй с очистных сооружений Г'ЭС-2 каскад Вилюйских ГЭС им. Е.И. Батенчука, по следующим веществам: взвешенные вещества - 17,0±3,4 мг/дм3, при допустимых - 3,25 мг/дм3; химическое потребление кислорода - 96,4±19,3 мг/дм3 при допустимых - 15 мг/дм3; биохимическое потребление кислорода - 54,1±7,0 мг/дм3 при допустимых - 3 мг/дм3; цинк - 0, 025±0, 009 мг/дм3 при допустимых - 0,01 мг/дм3; медь - 0,034±0,007 мг/дм3, при допустимых - 0,001 мг/дм3; общее железо - 0,255±0,061, при допустимых - 0,1 мг/дм3; нефтепродукты 0,042±0,015 при допустимых - 0,05 мг/дм3; АПАВ - 0,026±0,010 мг/дм3, при допустимых - 0,1 мг/дм3; фенолы общие -0,0011±0,0006 мг/дм3 при допустимых - 0,001 мг/дм3;
Постановление № 5-55/20 от 25.03.2020 Кумертауского городского суда (Республика Башкортостан)
выявлены нарушения требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: Согласно экспертному заключению <...> от <...> Филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в <...>» в городах Кумертау, Сибай: - по результатам лабораторных испытаний образца (пробы) «Сточная вода», указанным в протоколе лабораторных испытаний <...> от <...>, отобранный после очистки Маячинских очистных сооружений, в объеме проведенных исследований по микробиологическому показателю (общие колиформные бактерии), по санитарно-химическим показателям (аммиак, нефтепродукты, общая минерализация, сульфиды, фосфаты, химическое потребление кислорода, хлориды) не соответствует НДС предприятия МУП «МРКВК» (нормативы допустимых сбросов в реку Большой Юшатырь с отстойника <...> МУП «МРКВК» <...>, выпуск <...>), установлено, что в исследованной пробе сточной воды после очистки содержание общих колиформных бактерий составило – 600 КОЕ/100 мл (норматив по НДС предприятия не более 500 КОЕ/100 мл); содержание загрязняющих веществ составило: аммиак – 7,4 + 1,0 мг/дм3 при НДС не более 0,5 мг/дм3; нефтепродукты – 2,0 + 0,5 мг/дм3 при НДС
Решение № 21-392/19 от 24.10.2019 Тверского областного суда (Тверская область)
от ЛОС. На момент осмотра ДД.ММ.ГГГГ в период времени с ДД.ММ.ГГГГ установлен факт сброса воды из указанной трубы. Пробоотборщиком ОАО «ИТЦ «<данные изъяты>» отобраны пробы сточной воды из обнаруженной трубы, природной воды из ручья. В результате лабораторных исследований (протоколы КХА от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №) установлено, что концентрации загрязняющих веществ имеют превышение нормативов ПДК, установленных для рыбохозяйственных водоемов, в том числе: - в пробе сточной воды по следующим показателям (протокол КХА от ДД.ММ.ГГГГ №): химическое потребление кислорода (ХПК) – в 1,4 раза; биохимическое потребление кислорода – (БПК) – в 1,2 раза; нефтепродукты – в 4,8 раза; фосфор фосфатов – в 27,5 раза; аммоний ион – в 1,2 раза; азот аммония – в 1,15 раза; нитрит-ион – в 23,9 раза; азот нитритов в 28,5 раза; нитрат-ион – в 1,5 раза; фенолы летучие – в 2 раза; железо общее – в 1,3 раза; - в пробе природной воды, отобранной в ручье Малица,
Решение № 21-26/2022 от 24.02.2022 Липецкого областного суда (Липецкая область)
на выпуске), разрешенных к сбросу в соответствии с разрешением № от ДД.ММ.ГГГГ, решение от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: <данные изъяты>. В соответствии с заключением филиала ЦЛАТИ по Липецкой <адрес> ФБГУ «ЦЛАТИ» по ЦФО» от ДД.ММ.ГГГГ № по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний к протоколу от ДД.ММ.ГГГГ № было установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ в природной воде <адрес>, а именно: 11 мг/дм3 взвешенных веществ, 0,20 мг/дм3 железа общего, 26 мг/дм3 ХПК ( химическое потребление кислорода), что является превышением в 1,1, в 1,3 и в 1,1 раз. В соответствии с заключением филиала ЦЛАТИ по Липецкой <адрес> ФБГУ «ЦЛАТИ» по ЦФО» от ДД.ММ.ГГГГ № по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний к протоколу от ДД.ММ.ГГГГ № было установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ (проба № - сточные воды после локальных очистных сооружений на выпуске), разрешенных к сбросу в соответствии с разрешением № С11171014 от ДД.ММ.ГГГГ, решение от ДД.ММ.ГГГГ №-ДД.ММ.ГГГГ.003-Р-РСВХ-С-2017-00401/00,
Решение № 7Р-1151/2022 от 29.06.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)
ст.8.13 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей. Согласно постановлению, в ходе проведения в период с 24.08.2021 г. по 07.09.2021 г. плановой выездной проверки выявлено, что Краснотуранским РМПП ЖКХ осуществляется сброс сточных вод в Красноярское водохранилище (залив Сыда) с превышением нормативов ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства России от 13.12.2016 г. №552 по ряду загрязняющих веществ: аммоний-иона, БПК5, марганца, меди, фосфат-иона, химическое потребление кислорода (ХПК). Более подробно фабула правонарушения изложена по тексту постановления (№). Решением № старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника отдела государственного земельного надзора и надзора в области использования и охраны водных объектов по Красноярскому краю Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ильяшенко М.Г. от 15.11.2021 года, по жалобе законного представителя Трусова В.А., вышеуказанное постановление, изменено в части назначенного Краснотуранскому РМПП ЖКХ наказания, размер назначенного административного штрафа