ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Хозяйственное ведение недвижимым имуществом - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Роспотребнадзора от 21.02.2012 N 115 "Об утверждении перечня документов, предоставляемых территориальными органами и организациями Роспотребнадзора для согласования распоряжения недвижимого имущества"
экспликацию с указанием передаваемых площадей); 1.8 инвентарная карта учета основных средств на передаваемый объект недвижимого имущества. 2. Для принятия решения о закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за органами и организациями Роспотребнадзора, передаваемого из собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности или от федерального органа необходимо представить следующие документы: 2.1 письменное обращение на бланке за подписью руководителя; 2.2 пояснительная записка с указанием необходимости принятия на баланс и закрепления на праве оперативного управления ( хозяйственного ведения) недвижимого имущества ; 2.3 письменное подтверждение о намерении передающей стороны передать недвижимое имущество органу или организации, подведомственной Роспотребнадзору. 3. Для принятия решения о приеме-передаче недвижимого имущества между органами и организациями, подведомственными Роспотребнадзору, необходимо представить следующие документы: 3.1 письменное обращение на бланке за подписью руководителя; 3.2 письменное обращение, подтверждающее намерение принять (передать) недвижимое имущество; 3.3 пояснительная записка с указанием причин приема-передачи недвижимого имущества; 3.4 копия свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления (хозяйственного ведения) на передаваемый
Распоряжение Президента РФ от 14.11.1998 N 405-рп "О поощрении Фальц-Фейна Э.А."
распоряжения недвижимым имуществом федерального государственного учреждения, в том числе в части передачи его в аренду (безвозмездное пользование), принимаются Минздравом России, осуществляющим функции и полномочия учредителя, по согласованию с Росимуществом путем направления ему проекта решения. В соответствии со статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" федеральное государственное унитарное предприятие не вправе сдавать в аренду принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" Росимущество осуществляет согласование с учетом предложений Минздрава России сделок с недвижимым имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения, в том числе в случае передачи его в аренду. 1. Настоящее письмо Минздрава России направляется взамен письма Минздрава России от
Письмо ФАС РФ от 28.09.2010 N АЦ/32580 "О разъяснении вопросов применения антимонопольного законодательства"
(далее - Правила), организатором торгов (конкурса, аукциона) могут являться, в частности, уполномоченный собственником обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления (государственное или муниципальное унитарное предприятие, учреждение) или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества. Согласно пункту 2 статьи 295 ГК РФ, пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное предприятие не вправе распоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом без согласия собственника. Пунктом 1 статьи 296 ГК РФ установлено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Таким образом, в силу статей 295 и 296 ГК РФ передача государственными унитарными предприятиями и учреждениями прав владения и (или) пользования в отношении имущества, закрепленного за ними на праве
Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 N 909 (ред. от 11.12.2023) "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации; о проведении аукционов на право заключения охотхозяйственного соглашения; о проведении конкурсов и аукционов на право пользования участками недр; о продаже приватизируемого государственного или муниципального имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; о продаже федеральными государственными унитарными предприятиями закрепленного за ними в хозяйственном ведении недвижимого имущества в соответствии с правилами, установленными федеральным антимонопольным органом; о проведении конкурсов на право заключения договора пользования рыболовным участком; (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.10.2017 N 1264) (см. текст в предыдущей редакции) о проведении аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договора пользования водными биоресурсами; о проведении торгов по реализации имущества должника; о проведении открытых аукционов на право заключения договора о создании искусственного земельного участка;
Статья 295 ГК РФ. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении.
Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении 1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. 2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество , сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Определение № 307-ЭС21-28142 от 14.02.2022 Верховного Суда РФ
и иной экономической деятельности. Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, проверив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего. Как следует из обжалуемых актов, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией Октябрьского района г. Калининграда 29.08.2002, единственным участником которого и его генеральным директором являлся ФИО1 Предприятие в лице Калининградского филиала владеет на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом – гидротехническими сооружениями, расположенными по адресу: <...> (производственный и судоремонтные причалы, Восточный мол). Согласно договору от 01.09.2013 № КФ-20/07, заключенному между Обществом (заказчиком) и Предприятием в лице Калининградского филиала (исполнителем), Предприятие предоставляет услуги по постановке (стоянке) и отстою судов, владельцем и/или представителем которых является заказчик, а также иные услуги по обслуживанию судов у причалов удаленного морского терминала «Пионерский» Калининградского морского порта, а заказчик принимает и оплачивает услуги по тарифам исполнителя. В соответствии с
Определение № 18-В03-57 от 17.02.2004 Верховного Суда РФ
края указывает, что судом были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, выразившиеся в следую- щем. Как видно из материалов дела, Анапская автоколонна на момент за- ключения соглашения о предоставлении отступного (26.07.98 г.) являлась государственным унитарным предприятием, имущество унитарного пред- приятия находится в государственной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ч.2ст.113ГКРФ). В соответствии с ч.2 ст.295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество , сдавать его в аренду или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. В силу вышеуказанных норм материального права Анапская автоко- лонна не вправе была распоряжаться принадлежащим ей имуществом без согласия департамента имущественных отношений Краснодарского края, яв- ляющегося собственником данного имущества. Суд не привлек к участию в деле представителей департамента имущественных отношений Краснодарского края (ст.38 ГПК РСФСР действовавше- го на момент вынесения решения) и разрешил вопрос о его правах, что в силу
Определение № 303-ЭС21-24003 от 27.12.2021 Верховного Суда РФ
№ 649720. КГУП «Госнедвижимость» (принципал) и общество с ограниченной ответственностью «Дальневосточный региональный центр недвижимости» (далее – ООО «ДВР Центр недвижимости»; агент) 18.11.2005 подписали агентский договор № 3, согласно которому принципал поручил, а агент принял на себя обязательство за вознаграждение осуществить от имени и за счет принципала действия по продаже отдельными лотами на открытых торгах в форме аукциона, открытого по составу участников и по форме подачи предложений о цене, находящегося у принципала на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества , являющегося объектом собственности Приморского края, определенного дополнительным соглашением сторон. Задаток на участие в аукционе составляет 20% от начальной цены имущества. Шаг аукциона определяется дополнительным соглашением сторон по каждому объекту недвижимости. Установленная на торгах начальная цена спорного имущества соответствует определенном в составленном обществом с ограниченной ответственностью «Корона-Дис» отчете об оценке № 467.25.00.690-2005 рыночной стоимости этого имущества, которая на 01.10.2005 составляла 22 495 000 рублей. Продажа спорного имущества КГУП «Госнедвижимость» согласована Распоряжением Комитета от
Определение № 305-КГ15-18077 от 25.12.2015 Верховного Суда РФ
«Интерцентр» занимает объект на законных основаниях. НП содействия развитию промышленности "Содействие" занимает недвижимое имущество – памятник архитектуры, «Дом Долгоруковых», середина XVIII в. с палатами XVII в., расположенный по адресу <...>, на основании заключенного с ГУОП г.Москвы охранно-арендного договора от 01.11.2000 №117, с учетом соглашения №117-с от 01.07.2004, срок аренды до 01.07.2019г. С учетом положений статей 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что закрепление и передача на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества на основании оспариваемого распоряжения нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, а также создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности. Заявитель лишен права на переоформление охранно-арендного договора в порядке, установленном статьями 55 и 63 ФЗ от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 года N 865 "Об утверждении положения об охране и использовании памятников истории и культуры".
Определение № 305-ЭС14-442 от 13.11.2014 Верховного Суда РФ
в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 АПК РФ). Рассмотрев в судебном заседании дело и заслушав объяснения представителей сторон, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судебные акты подлежат отмене, дело – направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, территориальное управление распоряжением от 19.04.2007 № 01-05/117 закрепило за предприятием на праве хозяйственного ведения 19 незавершенных строительством объектов недвижимого имущества , расположенных по адресу: <...>. Перечень объектов содержится в приложении к распоряжению. Право собственности Российской Федерации на недвижимые объекты зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП). Территориальное управление 20.07.2007 передало, а предприятие приняло указанные объекты во владение по акту приема-передачи. Недвижимые объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 46:29:103167:0018 площадью 117855 кв. метров, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации. Право собственности
Решение № А60-28037/11 от 09.11.2011 АС Свердловской области
исключением совершения крупных сделок. В соответствии с п.2.4.1 спорного договора предприятие не вправе каким-либо способом распоряжаться переданным ему недвижимым имуществом. Данный пункт противоречит действующему законодательству, а именно п.2 ст.295 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также ч.ч. 2, 3, 4 ст.18 и пп. 10, 11, 15 ч. 1 ст.20 ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях». В соответствии с указанными законодательными положениями муниципальное предприятие не лишается в полном объеме права по распоряжению переданным в его хозяйственное ведение недвижимым имуществом . Такое распоряжение возможно, но только с согласия собственника и только в тех пределах, которые не лишают предприятие возможности осуществлять свою деятельность в соответствии с определенными уставом целями. Заместитель прокурора также указал на то, что действующему законодательству противоречит п. 2.5.2 оспариваемого договора, который обязывает предприятие нести затраты по страхованию имущества на условиях и в порядке, установленных актами местного самоуправления. В соответствии с пунктом «о» ст.71 Конституции Российской Федерации и ст.3 Гражданского кодекса Российской
Решение № А50-13563/07 от 11.10.2007 АС Пермского края
стороны и исследовав материалы дела, установил. Управлением Роснедвижимости по Пермскому краю на основании распоряжения от 31.08.2006 № 28 проведена проверка соблюдения земельного законодательства МУП «Россохи» на землях сельскохозяйственного назначения, используемых предприятием. По результатам проверки оформлен акт от 07 сентября 2007 года. В ходе проверки выявлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в том, что 1. на используемый сельскохозяйственный земельный участок площадью 1267 га договора аренды отсутствуют; 2. правоустанавливающие документы на землю расположенную под переданным в хозяйственное ведение недвижимым имуществом , находящимся на территории Никифоровского сельского поселения и вне границ населенных пунктов на землях сельскохозяйственного назначения (здания конторы, столовой АЗС, зернохранилищ, склады минеральных удобрений, кровники деревянные, семякомплекс, свинарник территория РММ) площадью 1 7860 кв. метров, не оформлены. Акт вручен законному представителю предприятия под роспись. 07.09.2007 года в присутствии законного представителя предприятия составлен протокол об административном правонарушении, где сделан вывод о том, что действия Заявителя подпадают под ст. 7.1 КоАП РФ. 13 сентября 2007
Постановление № А49-6945/17 от 22.01.2019 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
не представило. Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие оснований для удовлетворения требований МП «КБУ» о признании права хозяйственного ведения на часть нежилого здания. Кроме того, ссылаясь на то, что издав постановление от 21 ноября 2016 года № 2865 «О даче согласия муниципальному предприятию «Автотранс» гор. Заречный Пензенской области на совершение сделки, связанной с заключением договора залога недвижимого имущества», администрация ЗАТО гор. Заречного Пензенской области распорядилась переданным МП «КБУ» в хозяйственное ведение недвижимым имуществом , являющееся основанием для заключения договора залога, препятствующего, по мнению истца, государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорный объект, МП «КБУ» просит признать данное постановление недействительным. Также, в ходе рассмотрения настоящего спора основания для признания указанного постановления недействительным были дополнены истцом доводами о несоответствии спорного постановления положениям статьи 15 Закона о конкуренции. При этом как уточнил истец в ходе рассмотрения спора, данное постановление оспаривается им как ненормативный правовой акт. Согласно правовой позиции, изложенной
Решение № А47-6010/09 от 29.09.2010 АС Оренбургской области
унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников. Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию. Самостоятельно же распоряжаться переданными в хозяйственное ведение недвижимым имуществом и земельным участком МУП «Городской рынок» не могло, так как, согласно ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», п. 2 ст. 295 Гражданского кодекса РФ, унитарное предприятие не вправе передавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог без согласия собственника. Между тем, в ходе судебного разбирательства было установлено следующее. 12.04.2006 г. распоряжением №364-р заместителя главы МО «город Бугуруслан» для
Постановление № 5-148/17 от 27.04.2017 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)
было израсходовано <данные изъяты> тыс. м3 газа, и <данные изъяты> т. мазута. Согласно Распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О начале отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГг.», отопительный сезон начался ДД.ММ.ГГГГг. В ходе осмотра территорий и помещений предприятия, котельные МУП «Ахтубинск- Водоканал» на момент осмотра, эксплуатировались, что подтверждается справкой о расходе газа ДД.ММ.ГГГГ., справкой о расходе жидкого топлива за ДД.ММ.ГГГГ.г., декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ год, платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ, Договором хозяйственного ведения недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ.; Договором безвозмездного пользования (ссуды) недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ.; Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ. «О закреплении недвижимого имущества за МУП «Ахтубинск-Водоканал» на праве хозяйственного ведения»; Договором хозяйственного ведения недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ Договором хозяйственного ведения недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ Договором хозяйственного недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ.; Договором хозяйственного ведения недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ Договором хозяйственного ведения недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ Договором хозяйственного ведения недвижимого имущества № от
Решение № 2-157/2016 от 16.02.2016 Ясногорского районного суда (Тульская область)
права. Постановлением главы администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № нежилое помещение – подвал, назначение: объекты нежилого назначения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, исключено из состава казны муниципального образования <адрес>. Указанное муниципальное имущество передано в хозяйственное ведение МУП «Промторг». Однако, МУП «Промторг» право хозяйственного ведения на указанное недвижимое имущество в Управлении Росреестра по Тульской области не зарегистрировало. Просил признать бездействие МУП «Промторг», выразившееся в непринятии мер по регистрации права хозяйственного ведения недвижимым имуществом , незаконным; обязать МУП «Промторг» зарегистрировать в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним право хозяйственного ведения на нежилое помещение – подвал, назначение: объекты нежилого назначения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Истец, помощник прокурора Ясногорского района Баранов М.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении. Ответчик,
Решение № 2-156/2016 от 16.02.2016 Ясногорского районного суда (Тульская область)
по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Постановлением главы администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № встроенное нежилое помещение (спортивный клуб), назначение: объекты спортивного назначения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес> передано в хозяйственное ведение МУП «Промторг». Однако, МУП «Промторг» право хозяйственного ведения на указанное недвижимое имущество в Управлении Росреестра по Тульской области не зарегистрировало. Просил признать бездействие МУП «Промторг», выразившееся в непринятии мер по регистрации права хозяйственного ведения недвижимым имуществом , незаконным; обязать МУП «Промторг» зарегистрировать в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним право хозяйственного ведения на встроенное нежилое помещение (спортивный клуб), назначение: объекты спортивного назначения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Истец, помощник прокурора Ясногорского района Баранов М.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Решение № 2-158/2016 от 16.02.2016 Ясногорского районного суда (Тульская область)
на нежилое здание – <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Постановлением главы администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № нежилое здание – административное <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес> <адрес> передано в хозяйственное ведение МУП «Промторг». Однако, МУП «Промторг» право хозяйственного ведения на указанное недвижимое имущество в Управлении Росреестра по Тульской области не зарегистрировало. Просил признать бездействие МУП «Промторг», выразившееся в непринятии мер по регистрации права хозяйственного ведения недвижимым имуществом , незаконным; обязать МУП «Промторг» зарегистрировать в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним право хозяйственного ведения на нежилое здание – <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Истец, помощник прокурора Ясногорского района Баранов М.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении. Ответчик, директор муниципального унитарного предприятия «Промторг» ФИО1 в судебном
Решение № 2А-112/17 от 03.07.2017 Каа-хемского районного суда (Республика Тыва)
Каа-Хемского района РТ о признании незаконным бездействие администрации Каа-Хемского района Республики Тыва по непринятию мер к государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, об обязании администрации Каа-Хемского района Республики Тыва в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество и в течение 1 месяца со дня государственной регистрации, передать Муниципальному унитарному предприятию «Каа-Хемский» с. Ильинка Каа-Хемского района РТ на праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения недвижимое имущество , об обязании Муниципальное унитарное предприятие «Каа-Хемский» с. Ильинка Каа-Хемского района РТ в течение 2 месяцев со дня передачи недвижимого имущества зарегистрировать право оперативного управления или хозяйственного ведения на недвижимое имущество, установил: Прокурор Каа-Хемского района Республики Тыва в порядке ч.1 ст.39 КАС РФ обратился в суд с вышеуказанным административным иском к администрации муниципального образования «Каа-Хемский кожуун Республики Тыва и Муниципальному унитарному предприятию «Каа-Хемский» с. Ильинка Каа-Хемского района РТ. В обоснование иска указал, что