ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Идентификация выгодоприобретателя - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 77-АД19-1 от 08.04.2019 Верховного Суда РФ
с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - это совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; осуществлением внутреннего контроля признается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей , по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров. В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. № 308-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны
Решение № АКПИ23-985 от 20.12.2023 Верховного Суда РФ
клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца является одной из программ, включаемых в правила внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данная программа разрабатывается с учетом требований к идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, установленных Положением № 444-П, и должна включать в себя в том числе положения о способах и формах фиксирования сведений (информации), получаемых некредитной финансовой организацией в результате идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, указание способов взаимодействия некредитной финансовой организации с клиентом при запросе сведений и документов, необходимых для проведения идентификации (обновления идентификационных сведений), а также особенностей взаимодействия с клиентом, который обслуживается с использованием систем дистанционного обслуживания (в случае если некредитная финансовая организация использует в своей деятельности технологии дистанционного обслуживания клиентов) (пункты 3.1, 3.2 Положения № 445-П). Из содержания подпунктов 1.1 и 1.5 Положения № 444-П следует, что некредитная финансовая организация обязана идентифицировать,
Определение № 308-ЭС15-14231 от 23.11.2015 Верховного Суда РФ
процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, руководствуясь статьями 421, 425, 450, 453, 845, 846, 859 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ), Положением о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма № 375-П (утверждено Банком России 02.03.2012), Положением об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма № 262-П (утверждено Банком России 19.08.2004), Правилами внутреннего контроля банка от 22.10.2013 № 2267, суды пришли к выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявленных обществом требований. Суды исходили из того, что совершение обществом операций по снятию крупных сумм наличных денежных средств, отказы в предоставлении банку информации для дополнительной идентификации совершаемых операций, отсутствие достаточных сведений, позволяющих соотнести данные операции с обычной
Постановление № 06АП-5821/2015 от 19.11.2015 Шестого арбитражного апелляционного суда
наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, определения принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу, выявления лиц, имеющих регистрацию или место нахождения в государстве, которые не выполняют рекомендации группы разработки финансовых мер борьбы с отмываем денег, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве, оценки и присвоении клиенту степени (уровня) риска, обновления сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификация выгодоприобретателя ; 6) не проводило фиксацию результатов проверки клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев на предмет наличия, отсутствия информации о них в Перечне в анкете клиента; 7) нарушило порядок выявления операций с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма – не приняло меры, направленные на предоставление сведений по семи
Решение № А07-20622/10 от 24.02.2011 АС Республики Башкортостан
места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении "юридических лиц - наименование, идентификационный номер» налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения. В ходе проверки административным органом установлено, что, идентификация клиентов ООО «Лото-сервис» при выплате выигрышей в размере до 1 000 рублей не проводится, паспортные данные клиентов организации не фиксируются Согласно п. 1.1. и п. 1.2 ст.7 Федерального закона идентификация клиента - физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма). При осуществлении физическим
Решение № А47-6859/09 от 14.08.2009 АС Оренбургской области
п. 1.1 ст. 7 Федерального закона, указывает на то, что у него не было обязанности идентифицировать клиентов по денежным операциям на сумму 1 900 рублей и на сумму 5 000 рублей, поскольку такая обязанность отсутствует, если денежная операция проводится на сумму, не превышающую 30 000 рублей. Данный довод заявителя судом не принимается, как основанный на неверном толковании нормы закона. Пункт 1.1 ст. 7 Федерального закона предусматривает, что идентификация клиента - физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц следующих платежей, если их сумма не превышает 30 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 30 000 рублей: 1) связанных с расчетами с бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (включая предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы); 2)
Решение № А71-15256/09 от 23.11.2009 АС Удмуртской Республики
одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и подлежит опубликованию. Согласно п. 1.1. ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» идентификация клиента - физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц следующих платежей, если их сумма не превышает 30 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 30 000 рублей: 1) связанных с расчетами с бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (включая предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы); 2)
Решение № А32-10578/10 от 27.05.2010 АС Краснодарского края
указанию таких организации или лица (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ). Согласно пункту 1 статьи 7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: - идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7. Идентификация клиента - физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма). В этой связи,
Решение № 590007-01-2020-005167-82 от 13.10.2020 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)
клиента Банк направлял истцу официальные письма, в которых указывал, что возможность внесения вклада в банк на имя третьего лица без личного присутствия лица, в пользу которого вносится вклад, возможно в случае предоставления банку сведений, позволяющих определить и идентифицировать лицо, в чью пользу внесен вклад. Банк не отказывал и не отказывает в открытии вкладов в пользу третьих лиц. Однако для проведения такой операции в соответствии с требованиями ФЗ № 115-ФЗ банком должна быть проведена предварительная идентификация выгодоприобретателя , под которой понимается установление сведений с использованием оригиналов документов и (или)надлежащим образом заверенных копий. Идентификация осуществляется до приема на обслуживание и заключение соответствующих гражданско-правовых сделок, при этом для целей ее проведения необходимо предоставление в Банк необходимых для проведения идентификации сведений (в составе документов по форме, утвержденной Банком) и документов, предусмотренных банковскими правилами. Поскольку сумма вклада в пользу третьего лица с открытием соответствующего счета составляла <данные изъяты> рублей, что подтверждается обращением Истца в Банк
Решение № 2-488/2021-ПУБЛИКОВА от 29.01.2021 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)
документами и сведениями о третьем лице в силу ч.5 ст.10 ГК, п.1 Постановления ПВС РФ от <дата> № "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ", что подтверждается Претензией, не имеется. В любом случае, исходя из ст.3 ч.5, ч.5.4 ст.7 ФЗ-115 запрещена заочная идентификация, то есть принятие на обслуживание лица без его явки в банк и без предъявления им своего паспорта. Таким образом, исходя из ст.842 ГК, п.1 ч.1 ст.7 ФЗ-115, идентификация выгодоприобретателя производится банком не в момент заключения вкладчиком договора вклада, а в момент первой явки третьего лица в банк с правами на вклад и при принятии его на обслуживание. Поэтому третье лицо в момент заключения договора вклада вкладчиком не подлежит идентификации, невозможна идентификация выгодоприобретателя и путем предъявления вкладчиком паспорта третьего лица. Определение же в чью пользу вкладчик вносит вклад не установлено ФЗ-115 до момента когда клиент будет принят на обслуживание (ч.14 ст.7 ФЗ-115). Кроме того,