ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Инструкция по инвентаризации - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 13АП-7518/2015 от 21.12.2015 Верховного Суда РФ
04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", пунктами 8, 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183, Порядком установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию и Перечнем вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.12.2010 № 579, Инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденной Госкомприроды СССР, суды пришли к выводу о недоказанности Управлением Росприроднадзора по Мурманской области вмененному обществу "Кольская горно-металлургическая компания" нарушения, в связи с чем удовлетворили заявленные требования. Довод заявителя о неподведомственности спора арбитражному суду был рассмотрен судом первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка. Иная оценка заявителем кассационной жалобы обстоятельств спора, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и
Постановление № А42-8045/14 от 08.09.2015 АС Северо-Западного округа
Порядка источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности) и на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности). Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников и разработка проектной документации осуществляются в установленном законодательством порядке. Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу утверждена Госкомприроды СССР в 1991 году (далее – Инструкция). В соответствии с пунктами 1.3, 1.7 Инструкции инвентаризацию проводят все организации, в ведении которых находятся производственные подразделения, имеющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Инвентаризация должна проводиться периодически, один раз в пять лет. В случае реконструкции и изменения технологии производства данные проведенной ранее инвентаризации подлежат уточнению. Согласно пункту 2.1 Инструкции под источником выделения загрязняющих веществ понимается объект, в котором происходит
Постановление № 07АП-8414/19 от 03.09.2019 Седьмой арбитражного апелляционного суда
в графе наименование объекта промышленные выбросы, что не позволяет использовать полученные результаты замеров данной лабораторий, указанные в Таблице, к установлению нормативов для организованных источников промышленных выбросов АО «КемВод». В соответствии пунктом 9(6) Положения № 183 основаниями для отказа органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установлении нормативов предельно допустимых выбросов является, в частности, предоставление неполной, недостоверной или искаженной информации. Согласно пункту 3.3. Инструкции выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (утверждена Госкомприроды СССР) (далее - Инструкция по инвентаризации ) инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными, а в случаях отсутствия инструментальных методик для определения выброса какого-либо вещества допускается применение расчетных отраслевых методик. Иные нормативные документы, устанавливающие требования к определению характеристик источников загрязнения, утвержденных в установленном законом порядке, отсутствуют, заинтересованное лицо не приводит нормативное обоснование по определению характеристик источников загрязнения. Исследовав представленные участвующими в деле лицами доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, проанализировав пункт 23
Постановление № 07АП-664/2017 от 20.02.2017 Седьмой арбитражного апелляционного суда
в Управление Росприроднадзора об установлении нормативов предельно допустимых выбросов поступило 30.03.2016. 12.Часть информации, представленная в Проекте, не поддается прочтению. 13.В «Списки литературы» Отчетов по инвентаризации включены не все источники, использованные при проведении инвентаризации («Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ атмосферный воздух», Санкт-Петербург 2012 и др.), что не соответствует рекомендациям раздела 1.5 Методического пособия. При разработке Проекта и Отчетов по инвентаризации использованы и включены в Списки литературы неактуальные документы (« Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ», Госкомприрода, 1986, «Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия», М., Госкомприрода, 1990). Не согласившись с отказом (оформленным письмом от 20.05.2016 № 14-5/3325) в установлении предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходи из обоснованности вынесенного решения и отсутствия нарушения прав заявителя. Рассмотрев материалы дела
Постановление № 12АП-11935/2014 от 24.02.2015 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда
договора водопользования на использование акватории водного объекта Золотой затон и акватории водного объекта. В настоящее время отсутствует законодательно определенный порядок установления (утверждения) нормативов предельно-допустимых выбросов. Как следует из письма Росприроднадзора от 21.10.2011 № ВК-08-02-36/13737 «О порядке установления (утверждения) нормативов и выдачи разрешений на выбросы», в связи с отсутствием до настоящего времени указанного Порядка необходимо руководствоваться следующими основными нормативными документами: Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденная Госкомприроды СССР 11.09.1989 года; Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, Л. 1991; Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для предприятия, утвержденные Госкомгидрометом СССР от 28.08.1987, включенные в Перечень нормативных документов, рекомендуемых к использованию при проведении государственной экологической экспертизы, а также при составлении экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности, утвержденный Приказом Госкомэкологии России от 25.09.1997 № 397; ОНД-86, утвержденный Госкомгидрометом СССР от 04.08.1986 №192; ГОСТ 17.2.1.04-77 «Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные
Решение № 21-2571/17 от 26.12.2017 Московского областного суда (Московская область)
атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. В силу ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Как следует п.п. 3.2,3.3 " Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" (утв. Госкомприроды СССР) при проведении инвентаризации предприятие обязано учесть все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в материальном балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных источников загрязнения (организованных и неорганизованных), имеющихся на предприятии, и автотранспорта, при инвентаризации выбросов загрязняющих веществ должны использоваться непосредственные инструментальные замеры в соответствии с действующими стандартами и рекомендованными методиками, согласованными с Госкомприродой СССР. В случаях отсутствия инструментальных методик для определения выброса какого-либо вещества
Решение № 12-1133/2017 от 08.11.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)
которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Согласно ст.30 вышеуказанного закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. В силу п.п.3.2, 3.3 раздела 3 " Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" (утв. Госкомприроды СССР) при проведении инвентаризации предприятие обязано учесть все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в материальном балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных источников загрязнения (организованных и неорганизованных), имеющихся на предприятии, и автотранспорта. При инвентаризации выбросов загрязняющих веществ должны использоваться непосредственные инструментальные замеры в соответствии с действующими стандартами и рекомендованными методиками, согласованными с Госкомприродой СССР. В случаях отсутствия инструментальных методик для определения выброса какого-либо вещества
Решение № 21-262/2018 от 03.04.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)
которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Согласно ст.30 вышеуказанного закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. В силу п.п.3.2, 3.3 раздела 3 « Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» (утв. Госкомприроды СССР) при проведении инвентаризации предприятие обязано учесть все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в материальном балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных источников загрязнения (организованных и неорганизованных), имеющихся на предприятии, и автотранспорта. При инвентаризации выбросов загрязняющих веществ должны использоваться непосредственные инструментальные замеры в соответствии с действующими стандартами и рекомендованными методиками, согласованными с Госкомприродой СССР. В случаях отсутствия инструментальных методик для определения выброса какого-либо вещества
Решение № 21-413/2018 от 05.06.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)
которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Согласно ст.30 вышеуказанного закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. В силу п.п.3.2, 3.3 раздела 3 « Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» (утв. Госкомприроды СССР) при проведении инвентаризации предприятие обязано учесть все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в материальном балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных источников загрязнения (организованных и неорганизованных), имеющихся на предприятии, и автотранспорта. При инвентаризации выбросов загрязняющих веществ должны использоваться непосредственные инструментальные замеры в соответствии с действующими стандартами и рекомендованными методиками, согласованными с Госкомприродой СССР. В случаях отсутствия инструментальных методик для определения выброса какого-либо вещества,
Решение № 7-735/2023 от 08.11.2023 Челябинского областного суда (Челябинская область)
26.07.2019 и п.6.5 приказа Минприроды и экологии РФ от 29 ноября 2019 № 814 законодательно не предусмотрена, по состоянию на 13 апреля 2023 года у ООО ЧЛЗ «Фест Про» отсутствовала обязанность по разработке соответствующих планов мероприятий. По второму протоколу формальное несоответствие программы ПЭК требованиям Приказа Минприроды России от 28 февраля 2022 года № 109, разработанной в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 28.02.2018 года № 74, нарушением не является. По третьему протоколу инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утв. Госкомприроды СССР не является действующей, поскольку противоречит Приказу Минприроды и экологии России от 07.08.2018 № 352 и приказу Минприроды и экологии России от 19.11.2021 № 871. Представители ООО ЧЛЗ «Фест Про», Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении дела суду не направили. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц. Проверив материалы