ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 15АП-9929/18 от 11.04.2019 Верховного Суда РФ
разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса). Решением от 28.03.2018 по делу N А32-904/2018 предпринимателю отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 04.12.2017 по делу N 455-Т/201, которым признана необоснованной жалоба ФИО1 на акты и (или) действия уполномоченного органа при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства . В рамках дела N А32-44909/2016 по заявлению предпринимателя о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю в государственной регистрации договора аренды от 21.12.2012 N 3300005915, а также незаконным бездействия администрации в виде несовершения действий по исправлению замечаний к документам, представленным для государственной регистрации договора от 21.12.2012 N 3300005915, суды установили, что земельный участок (кадастровый номер 23:33:1504001:280), передан в аренду не свободным от прав третьих
Определение № 07АП-9262/16 от 06.04.2020 Верховного Суда РФ
Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшего на момент сделки по приватизации, Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктом 10.1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2017 № 452 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения и о правилах внесения в него изменений и ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения», приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России от 21.03.2014 № 111/пр «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее чем пятьсот тысяч человек», Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-94), утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии
Определение № А50-31044/19 от 07.04.2021 Верховного Суда РФ
не был наделен правом на оценку законности отказа департамента в выдаче разрешения на строительство; оценивая правомерность действий департамента, управление вышло за рамки своих полномочий и разрешил по существу спор, возникший из земельных правоотношений. Суд кассационной инстанции счел выводы судов ошибочными. Отказывая в удовлетворении заявления, суд округа, руководствуясь положениями статьи 51 Градостроительного кодекса, статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2017 № 346 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения», Положением о Департаменте градостроительства и архитектуры администрации города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 27.09.2011 № 193, не усмотрел оснований для признания оспоренных актов антимонопольного органа недействительными. Суд кассационной инстанции исходил из нарушения департаментом процедуры рассмотрения заявления общества о выдаче разрешения на строительство, поскольку к обществу предъявлены требования, не установленные законом. При исследовании обстоятельств дела установлено, что жалоба общества рассмотрена управлением в пределах предоставленных ей полномочий,
Определение № 309-ЭС21-1914 от 23.06.2021 Верховного Суда РФ
установленной компетенции и порядка реализации полномочий, судам необходимо принимать во внимание, при выполнении каких функций и во исполнение каких требований законодательства антимонопольным органом приняты соответствующие акты. В силу статьи 181 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 250-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции и Закон № 250-ФЗ соответственно) антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства , и реализуют указанные полномочия по правилам, установленным данной статьей. По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания (пункт 20 статьи 181 Закона о защите конкуренции). Наделяя антимонопольные органы указанными полномочиями и устанавливая отдельный административный порядок рассмотрения жалоб, законодатель преследовал
Постановление № 17АП-3103/2022-АК от 19.04.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
- Многоквартирный жилой дом, 2 этап строительства, расположенный по адресу: <...>. Вместе с тем, вместо направления в соответствии с пунктом 28 Порядка № 787 в течение 20 рабочих дней подписанного проекта договора о подключении к системе теплоснабжения, общество направило письмо (исх. № 51300-27-08/106 от 01.10.2021), согласно которому такой проект договора будет направлен в течение 20 рабочих дней со дня установления Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее - РЭК СО) тарифа на подключение. Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.03.2017 № 346 (далее - исчерпывающий перечень № 346), которое вступило в силу 30.09.2017. Согласно части 2 и части 3 статьи 6 Федерального закона от 01.07.2021 № 275-ФЗ до вступления в силу утвержденного Правительством РФ исчерпывающего перечня документов, сведений, 2 материалов, согласований, предусмотренного частью 9 статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке документации по планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции ОКС
Постановление № 17АП-6158/2022-АК от 09.08.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
«Дельтастрой» на подключение МКД со встроенными нежилыми помещениями по адресу Свердловская область, Первоуральск, улица Емлина, 25 с требуемой нагрузкой 1,50996 Гкал/час. Вместе с тем, вместо направления в соответствии с пунктом 28 Порядка № 787 в течение 20 рабочих дней подписанного проекта договора о подключении к системе теплоснабжения, общество в адрес ООО «Дельтастрой» направило письмо (от 07.09.2021 №51300-27-08/93), из которого следовало, что договор подключения будет заключен после установления РЭК СО тарифа на подключение. Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.03.2017 № 346 (далее - исчерпывающий перечень № 346), которое вступило в силу 30.09.2017. Согласно части 2 и части 3 статьи 6 Федерального закона от 01.07.2021 № 275-ФЗ до вступления в силу утвержденного Правительством РФ исчерпывающего перечня документов, сведений, 2 материалов, согласований, предусмотренного частью 9 статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке документации по планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции ОКС
Постановление № 17АП-11371/2022-АКУ от 19.10.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
процедур, не предусмотренных Исчерпывающим перечнем, что запрещено ч. 3 ст. 6 ГрК РФ. Утверждение исчерпывающих перечней процедур в сферах строительства было направлено на установление открытых, доступных, исчерпывающих перечней процедур, снижение административных барьеров в строительной сфере, сокращение сроков строительства. При этом, предъявление требования об осуществлении процедуры, хотя и включенной в исчерпывающий перечень процедур в сферах строительства, но только применительно к иному этапу градостроительной деятельности фактически является предъявлением требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства (дело № А40-87788/18). В исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства согласно п. 7.4 ч. 1 ст. 6 ГрК РФ с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов РФ и территориях муниципальных образований по представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) могут быть включены процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами. Исчерпывающим перечнем № 346 предусмотрена такая процедура, как предоставление заключения о
Постановление № 17АП-9720/2022-АК от 05.09.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
осуществления процедур, не предусмотренных Исчерпывающим перечнем, что запрещено частью 3 статьи 6 ГрК РФ. Утверждение исчерпывающих перечней процедур в сферах строительства направлено на установление открытых, доступных, исчерпывающих перечней процедур, снижение административных барьеров в строительной сфере, сокращение сроков строительства. При этом предъявление требования об осуществлении процедуры, хотя и включенной в исчерпывающий перечень процедур в сферах строительства, но только применительно к иному этапу градостроительной деятельности фактически является предъявлением требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства . Как следует из Административного регламента, план проектируемой трассы сети инженерно-технического обеспечения является результатом предоставления самостоятельной услуги, являющейся необходимой и обязательной для получения услуги в силу положений пункта 9.2 Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления Администрацией города Екатеринбурга муниципальных услуг, утвержденного решением Екатеринбургской городской думы от 24 января 2012 года № 1/52. Таким образом, указанный план проходит проверку и согласование еще до начала оказания муниципальной услуги по выдаче разрешения
Постановление № А82-299/2022 от 13.10.2022 АС Ярославской области
проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда) (подпункт «в» пункта 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ). Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган власти отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи. До 01.03.2022 исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения определялся постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2017 № 346, в пункте 123 которого к процедурам, связанным с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, была отнесена процедура предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта. Постановлением Правительства Ярославской области от 18.04.2018 № 270-п утвержден Порядок согласования архитектурно-градостроительного
Решение № 7-372/20 от 30.09.2020 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)
осуществлении в отношении заявителя процедуры выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, включенной в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, который утвержден постановлением Правительства Российской Федерации 30.04.2014 года № 403 обоснованной, выдала предписание Администрации города Бердска Новосибирской области 054/01/18.1-2564/2019 от 18 декабря 2019 года. С целью устранения нарушений Администрации города Бердска Новосибирской области было необходимо в срок до 17.01.2020 г. совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства , с этой целью отменить Постановление администрации города Бердска от 05.12.2019 № 4026 «Об отмене разрешения на ввод в эксплуатацию объекта от 25.11.2019 года № 54-301000-42-2019». Об исполнении указанного предписания Администрации города Бердска Новосибирской области надлежало сообщить в Новосибирское УФАС России до 22 января 2020 года. В соответствии с решением внеочередной сессии Совета депутатов города Бердска третьего созыва от 26 ноября 2015 года № 691 ФИО1 был избран Главой города Бердска Новосибирской
Решение № 2А-736/20 от 09.07.2020 Печорского городского суда (Республика Коми)
40 Градостроительного кодекса Российской Федерации; в представленной схеме земельного участка уменьшение площади за счет сокращения прилегающей территории благоустройства нецелесообразно ввиду отсутствия подъездного пути к входной группе помещения. Рассматривая требования административного истца о признании незаконным и отмене постановления, возложении обязанности рассмотреть заявление о разрешении на отклонение от предельных норм параметров разрешенного строительства, суд приходит к следующему. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2017 N 346 в соответствии с ч. 2 ст. 6 ГрК РФ утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения. К процедурам, связанным с осуществлением строительства, реконструкции объектов капитального строительства нежилого назначения согласно п. 11 Исчерпывающего перечня N 346 относится предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в силу ч. 1 ст. 38 ГрК РФ включают в себя: - предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в
Решение № 12-238/2021 от 28.09.2021 Усольского городского суда (Иркутская область)
«Выдача разрешения на осуществление земляных работ на территории Белореченского муниципального образования, утвержденным постановлением Администрации городского поселения Белореченского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) (далее - Административный регламент (данные изъяты)), тем самым нарушив пункт 1.13 статьи 10 Правил благоустройства территории городского поселения Белореченского муниципального образования, утвержденного решением Думы Белореченского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты), административная ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 2 Закона (данные изъяты)-оз. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ и Правила ведения реестра описаний указанных процедур (данные изъяты). Разделом 5 Исчерпывающего перечня от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) регламентированы процедуры, связанные с осуществлением строительства, реконструкции объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ. При этом, данный раздел не содержит обязательную процедуру - «предоставление разрешения на осуществление земляных работ». В силу пункта 77 Исчерпывающего перечня от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты), пункта 4 Правил от ДД.ММ.ГГГГ
Решение № 2А-3223/18 от 20.08.2018 Старооскольского городского суда (Белгородская область)
индивидуальные предприниматели, являющиеся правообладателями земельных участков и объектов (в случае реконструкции), в том числе собственниками, арендаторами, пользователями земельных участков, в отношении которых проведен государственный кадастровый учет и оформлен градостроительный план земельного участка, обеспечивающие на указанных участках подготовку архитектурных решений создаваемых (реконструируемых) объектов на территории Белгородской области (п. 23 Положения). Заявителем, при подаче заявления о выдаче разрешения на строительства, не было представлено свидетельство АГО. Постановлением Правительства РФ № 346 от 28.03.2017 года определен исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения, предшествующей процедуре по выдаче разрешения на строительство является процедура предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта (п. 123 приведенного Постановления). Суд считает, что оспариваемое решение соответствует приведенным требованиям закона. Суд, с учетом требований частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что порядок рассмотрения обращения соблюден, содержание оспариваемого решения основано на нормативных правовых актах, регулирующих спорные отношения. Напротив, административный истец не