ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Исключительная компетенция представительного органа муниципального образования - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 25. Сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования
граждан. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 100 и не более 300 человек для решения вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования может проводиться сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 165-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования . 3. Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой муниципального образования. (в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3.1. Порядок организации и проведения схода граждан определяется уставом муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения схода граждан, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального
Статья 35. Представительный орган муниципального образования
определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек. 9. Представительный орган городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, внутригородского района может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования. (в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 10. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 4) утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования; (п. 4 в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 299-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в
Апелляционное определение № 127-АПА19-1 от 03.04.2019 Верховного Суда РФ
иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Частью 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ определен круг полномочий, находящихся в исключительной компетенции представительных органов муниципального образования , одним из которых является определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. При этом частью 11 указанной статьи установлено, что иные полномочия органов представительной власти местного самоуправления определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. В целях решения вопросов
Определение № 03/05- от 27.06.2016 Верховного Суда РФ
Бюджетного кодекса Российской Федерации. Внесение изменений в сводную бюджетную роспись для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования. Иное приводило бы к произвольному изменению воли местного сообщества относительно осуществления права муниципальной собственности на средства местного бюджета, выраженной от его имени представительным органом муниципального образования, и являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования , как она определена Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 2 части 10 статьи 35). Иное толкование заявителем положений гражданского и бюджетного законодательств, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует об их неправильном применении судами. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено. Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного
Определение № 12АП-290/20 от 14.09.2020 Верховного Суда РФ
на существенное нарушение судами норм материального права. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судебными инстанциями не принято во внимание, что передаваемый объект - здание общежития находится в аварийном состоянии, непригоден для проживания и подлежит сносу или реконструкции. По мнению Администрации, возлагая на орган местного самоуправления обязанность принять в собственность спорное имущество, истец имеет намерение предусмотреть в бюджете муниципального образования финансирование для реконструкции, тогда как утверждение местного бюджета действующее законодательство относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования . В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов
Кассационное определение № 7-КАД22-3 от 24.08.2022 Верховного Суда РФ
должность, по основаниям, предусмотренным Законом о противодействии коррупции. В этом случае принятие решения о прекращении полномочий такого лица будет находиться в компетенции суда независимо от принятых представительным органом местного самоуправления решений об отказе в прекращении его полномочий, следовательно, суды первой и апелляционной инстанции правомерно удовлетворили требования прокурора в полном объеме. Тогда как возложение на административного ответчика обязанности досрочно прекратить полномочия главы сельского поселения в связи с утратой доверия представляет собой вмешательство в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования , которому законом предоставлено право принятия самостоятельного решения по данному вопросу (пункт 10 части 10 статьи 35 Закона № 131-ФЗ), что, однако, как указано выше, не исключает прекращения таких полномочий в судебном порядке. Таким образом, вывод суда кассационной инстанции о незаконности судебного решения и апелляционного определения в части удовлетворения требования прокурора о досрочном прекращении полномочий главы сельского поселения является неверным, кассационное определение в этой части, как принятое с существенным нарушением норм материального
Решение № А51-426/09 от 15.04.2009 АС Приморского края
постановления по вопросам местного значения и распоряжения в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Статьей 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ определена исключительная компетенция представительного органа муниципального образования и установлено, что иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Относительно полномочий главы муниципального образования статьей 36 данного закона указано, что глава подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования, а также издает в пределах своих полномочий правовые акты. В соответствии с пунктом 3 статьи 34
Решение № А47-6608/06 от 20.04.2007 АС Оренбургской области
утратил силу с 01 января 2006 года. В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. В подпункте 5 пункта 10 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-ФЗ, определена исключительная компетенция представительного органа муниципального образования , которая не может быть делегирована другим органам местного самоуправления – определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Аналогичное положение содержится в подпункте 4 пункта 7 статьи 15 Закона Оренбургской области «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», в подпункте 5 пункта 2 статьи 25 Устава муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области. В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Устава муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области право принимать
Постановление № А65-6153/2021 от 13.01.2022 АС Поволжского округа
занимаемого предприятием на праве собственности (аренды). Заявитель полагая, что вывеска (световой короб) была установлена на фасаде здания в соответствии с законом, обратился в суд с рассматриваемым заявлением. В силу пункта 11 части 10 статьи 35, части 1 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) утверждение правил благоустройства на территории муниципального образования и внесение в них изменений является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования . Перечень вопросов, которые могут регулироваться правилами благоустройства территории муниципальных образований, закреплен в части 2 статьи 45.1 Закона № 131-ФЗ, и включает в себя вопросы внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений (пункты 2, 4 части 2 статьи 45.1 Закона № 131-ФЗ). Решением Альметьевского районного Совета от 06.04.2012 № 180 (с изменениями, внесенными Решением Совета Альметьевского муниципального района от
Постановление № А03-1987/2021 от 15.03.2022 АС Западно-Сибирского округа
действующего правового регулирования не предполагают возможность неисполнения или просрочки исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов по причине отсутствия или недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете. В силу пункта 1 статьи 153 Бюджетного кодекса, пункта 2 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) утверждение местного бюджета находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования . Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительных органов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение представительных органов, обеспечивают управление муниципальным долгом, осуществляют иные полномочия, определенные данным Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения (пункт 1 статьи 154,
Решение № 2А-2701/2022УИД230002-01-2022-001699-43 от 13.05.2022 Адлерского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)
земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органы местного самоуправления осуществляют распоряжение и управление муниципальными землями - земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Муниципальное управление использованием земли - исключительная компетенция представительного органа муниципального образования , в связи с чем, земли данной территории могут быть использованы для муниципальных нужд, в рамках различных мероприятий, а именно: размещение объектов инженерных сетей муниципального значения (электро-, газо-, тепло- и водоснабжение), строительство автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов и между ними (а кроме того, мостов и иных транспортных инженерных сооружений), размещение объектов социальной инфраструктуры, строительство искусственных водных объектов на землях, находящихся в муниципальной собственности и т.д. Согласно п. 1 ст.
Решение № 2А-2082/2022УИД230002-01-2022-000171-68 от 16.05.2022 Адлерского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)
земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органы местного самоуправления осуществляют распоряжение и управление муниципальными землями - земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Муниципальное управление использованием земли - исключительная компетенция представительного органа муниципального образования , в связи с чем, земли данной территории могут быть использованы для муниципальных нужд, в рамках различных мероприятий, а именно: размещение объектов инженерных сетей муниципального значения (электро-, газо-, тепло- и водоснабжение), строительство автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов и между ними (а кроме того, мостов и иных транспортных инженерных сооружений), размещение объектов социальной инфраструктуры, строительство искусственных водных объектов на землях, находящихся в муниципальной собственности и т.. Статьей 39.16. ЗК РФ,
Решение № 2А-3351/2022УИД230002-01-2022-004948-93 от 04.08.2022 Адлерского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)
земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органы местного самоуправления осуществляют распоряжение и управление муниципальными землями - земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Муниципальное управление использованием земли - исключительная компетенция представительного органа муниципального образования , в связи с чем, земли данной территории могут быть использованы для муниципальных нужд, в рамках различных мероприятий, а именно: размещение объектов инженерных сетей муниципального значения (электро-, газо-, тепло- и водоснабжение), строительство автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов и между ними (а кроме того, мостов и иных транспортных инженерных сооружений), размещение объектов социальной инфраструктуры, строительство искусственных водных объектов на землях, находящихся в муниципальной собственности и т. д. В соответствии с
Кассационное определение № 33-4051/11 от 09.06.2011 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)
местного самоуправления в Российской Федерации" органы муниципальной власти вправе принимать решения только по вопросам местного значения, либо по вопросам, не отнесенным к таковым, но прямо указанным в данном законе. Исходя из этого, полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения могут устанавливаться уставами муниципальных образований. В силу ст. 18 указанного закона, перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Исключительная компетенция представительного органа муниципального образования , к которому относится Совет депутатов города Бердска, установлена в ч.10 ст. 35 данного закона. При этом часть 11 той же статьи предусматривает, что иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Часть 3 статьи 43 данного закона предусматривает, что решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования и составляющие систему муниципальных правовых актов,
Апелляционное определение № 33-846 от 04.03.2015 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)
них незаконно возложена какая- либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Порядок деятельности представительного органа городского поселения, муниципального района, городского округа (каковым в рассматриваемом случае является Улан-Удэнский городской Совет депутатов) регламентирован ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131-ФЗ (далее-ФЗ № 131) и Уставом городского округа «город Улан-Удэ» (далее-Устав), утвержденным решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 8 мая 2007г. № 624-63. Исключительная компетенция представительного органа муниципального образования определена в п. 10 ст. 35 приведенного Федерального закона. Пунктом 11 этой же статьи установлено, что иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований. В соответствии со ст. 20 Устава основной организационно-правовой формой работы городского Совета являются сессии (очередные, внеочередные), проводимые не реже одного раза в три месяца. В соответствии со ст.ст. 19, 21 Устава городской