ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кадастровый учет - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 310-ЭС18-13357 от 20.12.2018 Верховного Суда РФ
полагает о наличии оснований для отмены оспариваемых судебных актов в силу следующего. Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит колонка бензозаправочная, назначение: нежилое, общая площадь 5,1 кв. м, инв. № 2442, лит. 49А, адрес объекта: Воронежская область, город Воронеж, ул. 121 Стрелковой дивизии, 11, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.11.2010 сделана запись регистрации № 36-36-01/285/2010-308, осуществлена постановка объекта на кадастровый учет . Объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0403029:0095, который на основании договора купли-продажи от 22.02.2011 передан истцом (продавец) в собственность ЗАО «Инвестстрой-15» (покупатель) с расположенными на нем другими объектами недвижимого имущества. Проведенной в 2017 году Воронежским отделением Черноземного филиала акционерного общества «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» экспертизой установлено, что объект исследования - колонка бензозаправочная - не обладает признаками объекта недвижимости и не является объектом капитального строительства, перемещение объекта исследования без несоразмерного ущерба его
Определение № 304-ЭС19-15640 от 03.07.2019 Верховного Суда РФ
на решение Арбитражного суда Омской области от 21.11.2018, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.05.2019 по делу № А46-12783/2018, УСТАНОВИЛА: Общество с ограниченной ответственностью «Сибирский подводник» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление Росреестра), содержащегося в сообщении от 06.07.2018, об отказе в постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства«Причальная стенка в затоне реки Иртыш (на 1816, 2 км реки Иртыш) в поселке Николаевка Советского административного округа города Омска»; об обязании Управления Росреестра поставить данный объект на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности Общества на него. Арбитражный суд Омской области решением от 21.11.2018, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.05.2019, удовлетворил требования Общества. В
Кассационное определение № 14-КА19-11 от 03.06.2020 Верховного Суда РФ
административное исковое заявление Дроздова Б.В. удовлетворено; решение заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от 11 декабря 2018 г., и действия должностного лица - государственного регистратора Управления Росреестра по Воронежской области по приостановлению осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав Дроздова Б.В. в отношении части жилого дома, расположенного по адресу: <...> признаны незаконными; на Управление Росреестра по Воронежской области возложена обязанность осуществить государственный кадастровый учет части жилого дома и государственную регистрацию прав Дроздова Б.В. на указанный объект недвижимости. Определением судьи Воронежского областного суда от 12 сентября 2019 г. Управлению Росреестра по Воронежской области отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. В кассационной жалобе административный ответчик просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Полагает, что судами необоснованно не учтены положения части 7 статьи 41,
Определение № 301-ЭС20-8186 от 23.06.2020 Верховного Суда РФ
суда от 16.10.2019 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.03.2020 по делу № А43-4672/2019, УСТАНОВИЛ: Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области (далее - Администрация) и кадастровому инженеру общества с ограниченной ответственностью "Кадастр Сервис" Кодочигову Алексею Геннадьевичу: - о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 52:08:0011139:4; - о признании недействительной постановки на кадастровый учет , об исключении из Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 52:08:0011139:4; - о восстановлении границы и площади в размере 9 246 квадратных метров квартала 202 Ковернинского участкового лесничества Ковернинского районного лесничества Нижегородской области в части пересечения с земельным участком с кадастровым номером 52:08:0011139:4 согласно координатам поворотных точек границ участков, установленных в заключении ФГБУ "Рослесинфорг" "Поволжский лесопроект" N 3. К участию в деле в качестве третьих
Постановление № 17АП-3936/2022-ГК от 27.04.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
участками с кадастровыми номерами 66:41:0110017:9, 66:41:0105015:6, 66:41:0105015:4, 66:41:0105015:5, а также с кадастровым номером 66:41:0105015:21. Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования – удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы указал, что ООО «Ролси» не имеет возможности в одностороннем порядке менять правовой статус земельных участков, на необходимость изменения которого указывало Управление Росреестра по Свердловской области в уведомлении о приостановлении постановки земельного участка на кадастровый учет и в последующем решении об отказе в постановке на учет земельного участка. ООО «Ролси» также не может осуществлять иных действий, возложенных Управлением Росреестра по Свердловской области на МУГИСО как собственника земельных участков. При этом в ходе приостановления постановки земельного участка на кадастровый учет ООО «Ролси» неоднократно письмами № 1-18/120 от 21.06.2021, № 01-18/133 от 05.08.2021 обращалось в МУГИСО с требованием об устранении обозначенных Управлением Росреестра по Свердловской области причин приостановления постановки на кадастровый учет
Постановление № Ф09-4315/22 от 26.07.2022 АС Уральского округа
действующим земельным законодательством (пункт 2 статьи 39.3, статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации) прав на приобретение земельного участка под принадлежащей ему недвижимостью в собственность. Так, как указывает заявитель, при обращении в Управление Росреестра по Свердловской области в соответствии с приказом МУГИСО от 04.06.2021 № 1833 общество «Ролси» действовало лишь в качестве представителя МУГИСО без права на определение правового статуса спорных земельных участков, на необходимость изменения которого указывало Управлениев уведомлении о приостановлении постановки земельного участкана кадастровый учет и в последующем в решении об отказе в постановкена учет этого земельного участка. В свою очередь неоднократные обращения общества «Ролси» к МУГИСО об устранении обозначенных Управлением причин приостановления постановки на кадастровый учет земельного участка были оставлены без удовлетворения. Заявитель жалобы указывает также на несогласие с выводами судов относительно обстоятельства выявленного пересечения границ образуемого земельного участка с условным номером 66:41:0000000:107482:ЗУ1с границами других земельных участков, относительно отсутствия в межевом плане данных о доступе (проходе или проезде
Постановление № А76-50855/20 от 07.09.2022 АС Уральского округа
жалобы полагает неправомерным вывод суда апелляционной инстанции о том, что целью иска является обход процедуры согласования генерального плана пос.Северные Печи и перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов, сделанный на основании сведений из выписки ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 74:00:0000000:573 в части его образования из земельного участка с кадастровым номером 74:34:0000000:61. В обоснование данного довода Администрация указывает на то, что датой образования земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:573 (постановки на государственный кадастровый учет ) является 17.12.2015, в то время как границы населенного пункта пос. Северные Печи установлены ранее генеральным планом пос. Северные Печи, утвержденным решением Собрания депутатов Миасского городского округа от 26.10.2012 № 4. Кроме того, заявитель жалобы отмечает, что в отзывах ответчиком не указан способ образования земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:573, документы, на основании которых был образован данный земельный участок, а также графическое изображение его спорной части в материалы дела ответчиком также не представлены. Администрация
Постановление № А51-23460/17 от 15.01.2019 АС Приморского края
общество «Ремстройцентр» (далее – заявитель, АО «Ремстройцентр», общество) обратилось в арбитражный суд с уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) требованиями к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее ответчик, Управление Росреестра по ПК) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации от 10.01.2018 № 25/011/205/2017-950; о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета (отказ в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости) от 21.09.2017 № 25/17-42884; об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю совершить следующие действия: поставить на кадастровый учет нежилое помещение (1,2) на этаже с отметкой -8500 площадью 1362,2 кв.м., расположенное по адресу: ул. Владикавказская, д. 3, г. Владивосток, и зарегистрировать права на нежилое помещение (1,2) на этаже с отметкой -8500 площадью 1362,2 кв.м., расположенное по адресу: ул. Владикавказская, д. 3, г. Владивосток. Арбитражный суд привлек к
Постановление № А32-37785/2022 от 09.08.2023 АС Северо-Кавказского округа
участка в координатах характерных точек таких границ, отраженных в реестре объектов недвижимости на дату аннулирования записи. С управления Росреестра в пользу общества взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 тыс. рублей. Суды установили, что Очкас С.И. обратилась в Анапский районный суд Краснодарского края с иском к Бондаренко А.В. об обязании последнего исполнить условия договора об оказании информационно-справочных и консультационных услуг от 14.05.2017. Очкас С.И. просила осуществить действия, связанные с постановкой на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: г. Анапа, ул. Ленина/пр. Революции, д, 4/12, с аннулированием сведений из государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 23:37:0101005:20, осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка площадью 1 720 кв. м, расположенного по адресу: г. Анапа, ул. Ленина/пр. Революции, д. 4/12, категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для административного здания, согласно межевому плану от 11.09.2017, выполненному кадастровым инженером Чугуновым С.М. Решением Анапского районного
Решение № 23О0000-01-2020-001716-91 от 27.01.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
по запросу суда информационному письму от14 января 2022 года № 27-00393-ГС/22 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю и выпискам из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости ИП Чебанову А.О. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: земельный участок с кадастровым номером <№...>; расположен по адресу: <Адрес...>; площадью 4 849 978 +/- 19 271 кв.м.; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства; дата постановки на государственный кадастровый учет – 24 мая 2012 года; кадастровая стоимость в размере 50 197 272,30 руб. утверждена приказом ДИО КК от 04 октября 2019 года № 2092 (применяется с 01 января 2020 года); дата определения кадастровой стоимости – 01 января 2019 года; земельный участок с кадастровым номером <№...>; расположен по адресу: <Адрес...>; площадью 47 300 +/- 1 903 кв.м.; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: для сельхозпроизводства; дата постановки на государственный кадастровый учет – 21
Решение № 3-943/2016 от 09.12.2016 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)
заявленных требований, указав, что кадастровая стоимость обоснована. Установление кадастровой стоимости в размере рыночной повлечет снижение доходов бюджета. Право истца на оспаривание кадастровой стоимости не оспаривает. Выводы эксперта не оспорила, ходатайство о назначении повторной экспертизы не заявила. Просит принять решение в соответствии с законом. Согласно письменному ответу от 14.10.2016 г. № 09057 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан спорные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет до 01.06.2014 г., земельный участок с кадастровым номером №... поставлен на государственный кадастровый учет 18.01.2016 г. В 2014 году проведен очередной тур по актуализации ГКОЗ городского округа г. Уфа, результаты ГКОЗ определены по состоянию на 01.06.2014 г. и утверждены постановлением Администрации городского округа г. Уфа РБ от 30.12.2014 № 5860. Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №... не была определена в рамках оценочных работ по ГКОЗ, т.к. на момент формирования Перечня объектов оценки
Решение № 3А-52/20 от 14.02.2020 Тульского областного суда (Тульская область)
статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Ранее кадастровый учет объектов производился согласно Федеральному закону от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (до 01.01.2017 года). Согласно части 5 статьи 4 указанного Закона сведения в государственный кадастр недвижимости вносились органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. Пункт 11 части 2 статьи 7 того же Закона предусматривал, что в государственный кадастр недвижимости, в числе иных сведений, вносились сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Порядок проведения государственной кадастровой