ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Категория воздействия на окружающую среду - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Росприроднадзора от 06.09.2018 N 351 (ред. от 29.05.2019) "Об утверждении Ведомственной программы комплексной профилактики нарушений обязательных требований на 2018 - 2020 годы"
промышленными предприятиями о проведении природоохранных мероприятий, в частности переоснащения оборудования и аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. В результате данной работы по некоторым предприятиям уже отмечено снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. На 2018 год запланировано внедрение "пилотного" проекта по автоматическому контролю промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах негативного воздействия высоких категорий риска (I категория негативного воздействия), которое будет способствовать повышению ответственности природопользователей, уменьшению количества правонарушений в установленной сфере и снижению негативного воздействия на окружающую среду . Совместно с промышленными предприятиями и субъектами Российской Федерации в 2018 году планируется разработка и внедрение паспортов по оздоровлению территорий особого внимания (г. Красноярск, г. Челябинск, г. Череповец и др.), включающих мероприятия по снижению выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух. 1.1.4. Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации, государственный экологический надзор во внутренних морских
Определение № 03АП-4855/2022 от 28.07.2023 Верховного Суда РФ
на окружающую среду, такие лица используют формулу, указанную в пункте 17 настоящих Правил. В пункте 12 Правил № 255 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1904 (далее – Постановление № 1904), применяемого к правоотношениям, возникшим с 01.01.2019)) определено общее правило исчисления платы лицами, осуществляющими деятельность на объектах I, II и III категорий в случае отсутствия у них разрешительных документов (комплексных экологических разрешений – для лиц, эксплуатирующих объекты I категории, Декларации о воздействии на окружающую среду – для лиц, эксплуатирующих объекты П категории и Отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов – для лиц, эксплуатирующих объекты III категории) – такие лица, при расчете платы используют формулы, содержащие в себе повышающие коэффициенты (пункты 20 и 21(1) Правил № 255). По утверждению Управления, срок действия установленных Обществу нормативов на выбросы загрязняющих веществ и образования отходов и лимитов на их размещение истек в 2018 году (24.09.2018 и 22.11.2018 соответственно).
Определение № А19-12455/2021 от 13.05.2022 Верховного Суда РФ
НВОС I категории. Суды отметили, что, вопреки доводам общества, каждый турбоагрегат в отдельности не может быть идентифицирован в качестве самостоятельного объекта НВОС, о чем также свидетельствует тот факт, что обществом подана единая заявка о постановке на учет в целом промплощадки ТЭЦ-6, как единого объекта. Кроме того судами принято во внимание письмо Росприроднадзора от 17.05.2021 № МК-02-02-31/14930, в котором разъяснено, что в соответствии со статьей 4.2 Закона № 7-ФЗ категория присваивается объекту в зависимости от уровня его негативного воздействия на окружающую среду . Таким образом, при принятии решения о присвоении объекту НВОС соответствующей категории, необходимо учитывать максимальный уровень негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого таким объектом, в связи с чем, Критерии № 2398 (а до их вступления Критерии № 1029) определяют в качестве критерия отнесения объекта НВОС к соответствующей категории при осуществлении на таком объекте хозяйственной деятельности по обеспечению электрической энергией, газом, паром, с использованием оборудования установленную мощность используемого на
Определение № А76-31863/19 от 02.08.2021 Верховного Суда РФ
на государственный учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду эксплуатируемого объекта с присвоением III-й категории негативного воздействия на окружающую среду. Общество 26.03.2019 обратилось в министерство с заявкой об актуализации учетных сведений в связи с заменой юридического лица, осуществляющего хозяйственную деятельность на объекте, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. По результатам рассмотрения заявки министерством выдано свидетельство от 04.07.2019 № DFWFLNZC, в соответствии с которым объекту Юго-Западная котельная присвоена II категория негативного воздействия на окружающую среду . Полагая указанные действия министерства незаконными и нарушающими права и интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении требования, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572, Критериями отнесения объектов, оказывающих
Постановление № 47-АД23-2 от 20.07.2023 Верховного Суда РФ
которого согласился судья районного суда при рассмотрении жалобы на это постановление. Отменяя данные постановление должностного лица и решение судьи районного суда и прекращая производство по настоящему делу на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Оренбургского областного суда пришел к выводам о необходимости применения в рассматриваемом случае положений части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку эксплуатируемый Обществом объект отнесен ко II категории негативного воздействия на окружающую среду , а на день вынесения 07 декабря 2021 года судьей районного суда решения по жалобе на постановление по делу действовали изменения, внесенные в статью 11 Федерального закона № 219-ФЗ, согласно которым юридическому лицу, эксплуатирующему объект II категории негативного воздействия на окружающую среду, с 01 января 2019 года не требуется получение разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух (часть 1.2 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ), что, по мнению судьи областного суда,
Постановление № 46-АД21-77 от 26.07.2021 Верховного Суда РФ
и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории. Приложением № 2 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и
Постановление № 03АП-3095/2022 от 09.08.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда
иное имущество, предназначенные для эксплуатации с целью оказания услуг населению города Ачинска по тепло, водоснабжению и очистке сточных вод. В состав переданного имущества входят объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Общество поставило на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее также – НВОС) «Общество с ограниченной ответственностью «Теплосеть» (г. Ачинск)», о чем выдано свидетельство от 20.04.2017 № BD308VWG. Согласно свидетельству объекту НВОС присвоен код № 04-0124-001053-П и 1 категория воздействия на окружающую среду , объект включает в себя 55 источников негативного воздействия на окружающую среду. 31.05.2018 сведения о вышеуказанном объекте актуализированы, о чем выдано свидетельство №CF4IU84C, в котором изменено наименование объекта НВОС на «территории производственных участков г. Ачинска», а также устранена техническая ошибка по массе загрязняющих веществ. Всего согласно пояснениям заявителя в объект НВОС входит 13 промышленных площадок заявителя, расположенных на территории г. Ачинска, в том числе левобережные очистные сооружения (ЛОС). Общество неоднократно обращалось в
Постановление № А33-19266/2021 от 27.10.2022 АС Восточно-Сибирского округа
переданы объекты недвижимого и движимого имущества, а также оборудование и иное имущество, предназначенные для эксплуатации с целью оказания услуг населению города Ачинска по тепло-, водоснабжению и очистке сточных вод. В состав переданного имущества входят объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. ООО «Теплосеть» поставило на государственный учет объект НВОС «Общество с ограниченной ответственностью «Теплосеть» (г. Ачинск)», о чем выдано свидетельство от 20.04.2017 № BD308VWG; объекту НВОС присвоен код № 04-0124-001053-П и 1 категория воздействия на окружающую среду , объект включает в себя 55 источников негативного воздействия на окружающую среду. 31.05.2018 сведения о вышеуказанном объекте актуализированы, о чем выдано свидетельство № CF4IU84C, в котором изменено наименование объекта НВОС на «территории производственных участков г. Ачинска», а также устранена техническая ошибка по массе загрязняющих веществ. Всего согласно пояснениям заявителя в объект НВОС входит 13 промышленных площадок Общества, расположенных на территории г. Ачинска, в том числе ЛОС. Общество неоднократно обращалось в Управление с
Решение № А33-19266/2021 от 14.04.2022 АС Красноярского края
негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС). МУП «АКС» с 01.03.2014 фактически прекратило производственную, хозяйственную и иную деятельность по оказанию услуг населению города Ачинска по тепло, водоснабжению и очистке сточных вод. ООО «Теплосеть» поставило на государственный учет объект НВОС «Общество с ограниченной ответственностью «Теплосеть» (г. Ачинск)», о чем выдано свидетельство от 20.04.2017 № BD308VWG. Согласно указанному свидетельству о постановке на государственный учет объекту НВОС присвоен код № 04-0124-001053-П и 1 категория воздействия на окружающую среду , указанный объект включает в себя 55 источников негативного воздействия. 31 мая 2018 года сведения о вышеуказанном объекте актуализированы, о чем выдано свидетельство №CF4IU84C, в котором изменено наименование объекта НВОС на «территории производственных участков г. Ачинска», а также устранена техническая ошибка по массе загрязняющих веществ. Всего согласно пояснениям заявителя в объект НВОС входит 13 промышленных площадок ООО «Теплосеть», расположенных на территории г. Ачинска, в том числе левобережные очистные сооружения (ЛОС). В период
Постановление № 16-6349/2021 от 01.10.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции
участии главного специалиста – эксперта отдела государственного контроля Уфимского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан проведена проверка исполнения законодательства в области окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности обществом с ограниченной ответственностью «Лимакмаращавтодороги», расположенным по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Лесной проезд, 3а, д.Федоровка, по результатам которой составлено заключение о том, что общество осуществляет хозяйственную деятельность по строительству автомобильных дорог и автомагистралей на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, которому категория воздействия на окружающую среду не присвоена, свидетельства о постановке на учет объекта, оказывающего негативного воздействия на окружающую среду, общество не имеет. Должностным лицом, ответственным за организацию работы по подготовке и выполнению мероприятий и программ, направленных на обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования, организацию выполнения планов мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организацию регулярного мониторинга, учета и расследования аварий, отказов и остановок работы оборудования на объектах общества, организацию обеспечения эффективной и
Постановление № 16-572/2022 от 03.02.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции
дороги составит 4482,44511 тонн, в том числе 1 этап строительства - 3684,07 тонн, 2 этап - 798,38 тонн. Объектом негативного воздействия на окружающую среду является не автомобильная дорога, а строительная площадка (заключение от 11 ноября 2020 года, л.д.57-59). ООО «ЛМА» осуществляет хозяйственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду и подлежащем постановке на государственный учет. Объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, на котором ООО «ЛМА» осуществляет деятельность, не присвоена категория воздействия на окружающую среду . Свидетельство о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, ООО «ЛМА» не имеет. Таким образом, ООО «ЛМА» ведет производственную деятельность на объекте, не поставленном на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Факт совершения указанного правонарушения судебные инстанции посчитали доказанным постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 16 ноября 2020 года, заключением по результатам проверки исполнения законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической
Решение № 21-1855/19 от 10.10.2019 Московского областного суда (Московская область)
а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Из материалов дела следует, что по итогам проведенной внеплановой выездной проверки юридического лица ООО «Скоропусковский Синтез» по адресу: Московская область, Сергиево- Посадский район, пгт. Скоропусковский, на основании приказа от 21.02.19г. №280-пр, 28 марта 2019 года в 14.30 час установлено наличие события административного правонарушения, выраженного в следующем: с территории промышленной площадки ООО «Скоропусковский синтез» (код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду-22-0177-005470-П, 1-я категория воздействия на окружающую среду ), в точках с координатами 56.374719 с.ш.; 38.158767 в.д.; 56.374725 с.ш. 38.158799 в.д., 56.376383 с.ш., 38.160575 в.д., осуществляется сброс сточных вод в окружающую среду. Далее данные стоки, распределяясь по водосборной площади реки Кунья в виде ручьев, попадают в водный объект-реку Кунья. Установлено, что стоки поступающие в окружающую среду в точках с координатами 56.374719 с.ш., 38.158767 в.д., 56.374725 с.ш., 38.158799в.д.; формируются на почвенном покрове около резервуара, предназначенного для накопления артезианской воды. Также с
Решение № 21-421/2021 от 12.04.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)
дороги составит 4482,44511 тонн, в том числе 1 этап строительства – 3684,07 тонн, 2 этап – 798,38 тонн. Объектом негативного воздействия на окружающую среду является не автомобильная дорога, а строительная площадка (заключение от 11 ноября 2020 года, л.д.57-59). ООО «ЛМА» осуществляет хозяйственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и подлежащем постановке на государственный учет. Объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, на котором ООО «ЛМА» осуществляет деятельность, не присвоена категория воздействия на окружающую среду . Свидетельство о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, ООО «ЛМА» не имеет. Таким образом, ООО «ЛМА» ведет производственную деятельность на объекте, не поставленном на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «ЛМА» подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 16 ноября 2020 года, заключением по
Решение № 21-550/2021 от 01.06.2021 Приморского краевого суда (Приморский край)
на основании приказа ДМУ Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ. № должностными лицами Управления проведена внеплановая выездная проверка, с целью проверки информации, указанной в обращении директора АО «...» ФИО4 о разливе нефтепродуктов в акватории бухты ... вдоль причалов №, подтвержденных в ходе проведенного Управлением ДД.ММ.ГГГГ. рейдового мероприятия в городском ливневом коллекторе, морской акватории бухты ..., территории котельной № КГУП «...» по адресу: <адрес>. Внеплановая проверка проведена по объекту негативного воздействия на окружающую среду №, III категория воздействия на окружающую среду , значительная категория риска, котельная №, по адресу: <адрес>. По результатам проведенной проверки должностными лицами ДМУ Росприроднадзора сделан вывод, что шлам от неочищенных промышленных сточных вод котельной № при переливе из нефтеловушки напрямую без очистки сбрасывается в городской коллектор и далее через выпуск в теле причала № сбрасываются в акваторию б. .... Привлекая КГУП «...» к административной ответственности, должностное лицо ДМУ Росприроднадзора, и согласившийся с ним судья городского суда пришел к выводу