ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Классификация гидротехнических сооружений - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-ЭС21-11504 от 26.07.2021 Верховного Суда РФ
В соответствии с утвержденной декларацией безопасности спорного объекта учреждения от 16.01.2020 № 19-20 (02)0136-02-ВОД и заключением экспертной комиссии на декларацию безопасности от 16.01.2020 № 02-ДБ-0136-2020, управлением установлен гидроузлу III класс опасности, и такой класс присвоен этому объекту при внесении в Российский регистр гидротехнических сооружений. Не согласившись с действиями управления по отнесению гидротехнического сооружения к III классу опасности, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Постановлением Правительства РФ от 02.11.2013 № 986 «О классификации гидротехнических сооружений » (далее – Постановление № 986) классы гидротехнических сооружений определены в зависимости от последствий возможных гидродинамических аварий. Согласно разделу 4 Критериев классификации гидротехнических сооружений, утвержденных Постановлением № 986, по признаку «Характеристика территории распространения чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии гидротехнического сооружения» к третьему классу опасности относится гидротехническое сооружение в случае возникновения аварии на нем в пределах территории одного муниципального образования. Четвертый класс опасности присваивается гидротехническому сооружению в случае возникновения чрезвычайной ситуации в пределах
Определение № 17АП-16943/19 от 11.11.2020 Верховного Суда РФ
сооружения, предназначенные для обеспечения установленных габаритов судовых ходов и обеспечения пропуска судов, а также комплекс таких гидротехнических сооружений. В то время как под причалом понимается гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов. Поскольку причальные сооружения общества не являлись судоходными гидротехническими сооружениями, у административного органа отсутствовали основания для классификации правонарушений, допущенных в области безопасной эксплуатации портовых гидротехнических сооружений , по статье 9.2. КоАП РФ. Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации полагает, что состоявшиеся по делу судебные акты трех инстанций подлежат отмене на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятые при существенном нарушении норм материального права. Поскольку постановление административного органа оспаривалось обществом только по основанию неправильной квалификации административного правонарушения, но при этом не оспаривалось событие правонарушения, и судами не установлены
Постановление № 11АП-11115/2014 от 25.08.2014 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
положительных экспертизах, требуют получения разрешения на строительство (реконструкцию). СНиП 33-01-2003 "Гидротехнические сооружения. Основные положения", принятый постановлением Госстроя от 30 июля 2003 года, содержит перечень сооружений, относящихся к основным ГТС. ГТС подразделяют на постоянные и временные (п.4.) постоянные ГТС (приложение А) в зависимости от их назначения подразделяют на основные и второстепенные. Дамба обвалования относится к основным ГТС (приложение А обязательное). Постановлением Правительства РФ от 02 ноября 2013 года №986 "О классификации гидротехнических сооружений" предусмотрена классификация гидротехнических сооружений деление на четыре класса: низкой, средней, высокой и чрезвычайно высокой опасности. Установлены критерии отнесения таких сооружений к соответствующим классам, в зависимости от их назначения и условий эксплуатации, от их высоты и типа грунта оснований, от последствий возможных гидродинамических аварий, от максимального напора на водоподпорное сооружение. Временные гидротехнические сооружения, используемые на стадиях строительства, реконструкции и капитального ремонта постоянных гидротехнических сооружений являются 4 классом, а если создают угрозу, то поднимаются на единицу вверх, т.е становятся
Постановление № А33-672/17 от 07.09.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
аварий подразделяют на классы. Назначать класс гидротехнического сооружения следует в соответствии с Приложением Б. В соответствии с пунктом 8.2 СП 58.13330.2012 класс основных гидротехнических сооружений (кроме оговоренных в 8.5, 8.8, 8.9) следует принимать равным наиболее высокому его значению из определенных по таблицам Б.1 - Б.4 Приложения Б. Вместе с тем, с 21.04.2017 пункты 8.1 и 8.2, а также Приложение Б СП 58.13330.2012 исключены из СП 58.13330.2012. Заголовок «Назначение класса гидротехнических сооружений» заменен словами: Классификация гидротехнических сооружений и их критерии устанавливается по Постановлению Российской Федерации от 02.11.2013 № 986 «О классификации гидротехнических сооружений». Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2013 № 986 «О классификации гидротехнических сооружений» установлено, что гидротехнические сооружения подразделяются на четыре класса опасности; утверждены критерии классификации гидротехнических сооружений. Также, класс ограждающих дамб золоотвалов устанавливается пунктом 12.5.2.1 «СП 90.13330.2012. Свод правил. Электростанции тепловые. Актуализированная редакция СНиП II-58-75», утвержденного Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 282 (далее - СП 90.13330.2012), в
Постановление № А33-672/17 от 05.12.2017 АС Восточно-Сибирского округа
СП 58.13330.2012 класс основных гидротехнических сооружений (кроме оговоренных в 8.5, 8.8, 8.9) следует принимать равным наиболее высокому его значению из определенных по таблицам Б.1 - Б.4 Приложения Б. Указанные требования действовали на день вынесения предписания № 16/244-ГТС от 28.10.2016, но приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 20.10.2016 № 722/пр пункты 8.1 и 8.2, а также Приложение Б были исключены из СП 58.13330.2012 с 21.04.2017, в связи с чем классификация гидротехнических сооружений и их критерии устанавливается на основании Постановления Российской Федерации от 02.11.2013 № 986 «О классификации гидротехнических сооружений» (далее – Постановление № 986). Постановлением № 986 установлено, что гидротехнические сооружения подразделяются на четыре класса опасности, утверждены критерии классификации гидротехнических сооружений. Класс ограждающих дамб гидрозолоотвалов также устанавливается пунктом 12.5.2.1 «СП 90.13330.2012. Свод правил. Электростанции тепловые. Актуализированная редакция СНиП II-58-75» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 282) (далее - СП 90.13330.2012), в соответствии с которым
Решение № 12-46/2018 от 27.03.2018 Балаковского районного суда (Саратовская область)
и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, в ходе которого было установлено, что в районе вышеуказанного участка в береговой полосе *водохранилища гр. ФИО1 осуществляется строительство гидротехнического сооружения - вертикальной подпорной стенки (с контрфорсами), в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование. Но обнаруженное при проведении рейдовых мероприятий сооружение, по мнению ФИО1, не является гидротехническим сооружением в понятии, закрепленным ст. 3 Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Классификация гидротехнических сооружений установлена Постановлением Правительства РФ от 02.11.2013 г. № 986 «О классификации гидротехнических сооружений» и его объект не подпадает под приведенную классификацию, так как отсутствуют данные о предназначении сооружения, его функциях и характеристиках. ФИО1 указывает, что данная стенка находится на расстоянии около 20 метров от уреза воды водного объекта, в пределах границ земельного участка находящегося в его собственности и является частью элементов ландшафтного дизайна. Поэтому сооружение, находящееся на его земельном участке не является гидротехническим,
Решение № 2-769/2018 от 10.05.2018 Заволжского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)
на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Исходя из вышеуказанного термина, придомовой колодец не является гидротехническим сооружением. В постановлении Правительства РФ от 02.11.2013 № 986 «О классификации гидротехнических сооружений» приводится классификация гидротехнических сооружений , в которой придомовые колодцы также отсутствуют. Учитывая, что суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требования о признании права собственности на гидротехническое сооружение, суд не находит законных оснований к удовлетворению производного требования об обязании ДАЗО мэрии г.Ярославля согласовать предоставление в аренду ФИО1 земельного участка площадью 16 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, около <адрес>, используемого для размещения и обслуживания сооружения при жилом доме, в соответствии со схемой расположения земельного участка от 12.09.2017.
Решение № 2-1447/17 от 10.01.2018 Неклиновского районного суда (Ростовская область)
полном объеме исходя из следующего. Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее Федеральный закон №117 -ФЗ), который также устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.11.2013 №986 «О классификации гидротехнических сооружений» предусмотрена классификация гидротехнических сооружений зависимости от их назначения и условий эксплуатации, согласно которой наличие проживающих людей, которые могут пострадать от аварии гидротехнического сооружения и (или) людей, условия жизнедеятельности которых могут быть нарушены при аварии гидротехнического сооружения в пределах территории одного муниципального образования относит ГТС к III классу опасности. Согласно пункту 3 указанного постановления если гидротехническое сооружение в соответствии с критериями, утвержденными настоящие постановлением, может быть отнесено к разным классам, такое гидротехническое сооружение относится к наиболее высокому из
Решение № 21-293/20 от 03.08.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)
7 Федерального закона № 117-ФЗ сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из следующих четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений , установленными Правительством Российской Федерации: I класс - гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности; II класс - гидротехническое сооружение высокой опасности; III класс - гидротехническое сооружение средней опасности; IV класс - гидротехническое сооружение низкой опасности. Общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений установлены статьей 8 Федерального закона № 117-ФЗ. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного