их частей, в которых расположены земельные участки, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе с расположенными на них объектами капитального строительства, при условии, что такие земельные участки, объекты капитального строительства не обременены правами третьих лиц (далее - комплексное развитие незастроенной территории); 4) комплексное развитие территории, осуществляемое по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости (далее - комплексное развитие территории по инициативе правообладателей). 2. Комплексное развитие территории жилой застройки осуществляется в отношении застроенной территории, в границах которой расположены: 1) многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) многоквартирные дома, которые не признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и которые соответствуют критериям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Такие критерии устанавливаются исходя из одного или нескольких следующих требований: а) физический износ основных конструктивных элементов многоквартирного дома (крыша, стены, фундамент) превышает определенное
Статья 70. Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей (введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ) 1. Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется одним или несколькими правообладателями земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах комплексного развития территории, в том числе лицами, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в аренду, в безвозмездное пользование в соответствии с земельным законодательством. При этом участие указанных лиц, не являющихся собственниками земельного участка и (или) расположенного на нем
документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; (п. 7 введен Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ) 8) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений; (п. 8 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 289-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 456-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 9) заключение договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества; (п. 9 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 191-ФЗ) 10) принятие решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления; (п. 10 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 191-ФЗ) 11) принятие решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и
благоустройства территорий поселений, городских округов, повышения территориальной доступности таких инфраструктур (пункт 3); повышение эффективности использования территорий поселений, городских округов, в том числе формирование комфортной городской среды, создание мест обслуживания и мест приложения труда (пункт 4); создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования обновления застроенных территорий (пункт 5). Нормами статьи 65 ГрК РФ предусмотрено четыре вида комплексного развития территорий: комплексное развитие территории жилой застройки; комплексное развитие территории нежилой застройки; комплексное развитие незастроенной территории; комплексное развитие территории по инициативе правообладателей. По смыслу части 4 статьи 65 ГрК РФ комплексное развитие территории нежилой застройки осуществляется в отношении застроенной территории, в границах которой расположены земельные участки, на которых расположены объекты капитального строительства, не являющиеся многоквартирными домами и признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, либо снос или реконструкция которых планируются на основании адресных программ, утвержденных высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо признанные в соответствии с
привлекательными для инвестирования, учитывая, что границами для разработки проекта планировки и проекта межевания территории, подлежащей комплексному развитию по инициативе органа местного самоуправления должны являться границы территории, определенной решением указанного органа, а не произвольно выбранной правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, суд апелляционной инстанции, с выводами которого согласился суд округа, пришел к выводу, что предложение землепользователей развивать территорию, которая не занимает даже одного квартала, не отвечает нормам о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, в связи с чем счел оспариваемый отказ администрации в принятии и утверждении проекта планировки и проекта межевания территории и в заключении договора о комплексном развитии территории обоснованным, отказав в связи с этим в удовлетворении заявленных управляющей компанией требований. Приведенные управляющей компанией в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов и не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, в связи с чем
на основании которого ответчику выдано разрешение на строительство многоквартирного дома, подписано со стороны общества «Отрада?СПА» неуполномоченным лицом. Разрешая спор, суды руководствовались статьями 11, 12, 53, 154, 160, 421, 422, 432, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, учли вступивший в законную силу судебный акт по делу № А41?106004/2019 об отказе в признании незаконным выданного ответчику разрешения на строительство, и исходили из того, что подписанное сторонами соглашение является приложением к планируемому к заключению договору о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей, условия соглашения не действуют для сторон ввиду отсутствия заключенного основного договора, доказательств нарушения оспоренным соглашением прав и законных интересов, подлежащих судебной защите, истец не представил. Поскольку существенных нарушений судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, доводы жалобы не подтверждают, оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не имеется. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального
не соответствует пункту 8.6 приложения 2 Положения о городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 07.04.2009 №270-ПП ( в редакции от 18.08.2-020) «О создании городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы». Принятое Правительством Москвы незаконное, немотивированное решение об отказе в установлении границ комплексного развития территории в Правила землепользования и застройки города Москвы создает препятствие заявителю в реализации им процедуры комплексногоразвитиятерритории по инициативе правообладателя в соответствии со статьями 68, 69, 70 Градостроительного кодекса Российской Федерации посредством повторного обращения в Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы заключить договор о комплексном развитии территории. На дату обращения заявителя в Правительство Москвы сооружение, принадлежащее заявителю, используется недостаточно эффективно, в частности кадастровая стоимость объекта недвижимости –сооружения с площадью застройки 1710 кв.м по выписке из ЕГРН от 06.05.2021 составляет всего 768 627,9 руб. и поэтому сооружение нуждается в увеличении показателей
Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), разъяснениями, приведенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования заявителей. Суды исходили из следующего: согласно действовавшей в спорный период статье 46.10 ГрК РФ решение о комплексномразвитиитерритории по инициативе органа местного самоуправления могло быть принято, если не менее 50 процентов от общей площади территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, занимают, в том числе земельные участки, виды разрешенного использования которых и (или) виды разрешенного использования и характеристики расположенных на которых объектов капитального строительства не соответствуют видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и предельным параметрам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования
включает в себя подготовку документации по планировке территории, образование земельных участков в границах данной территории, строительство на земельных участках в границах данной территории объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, а также иных объектов в соответствии с документацией по планировке территории. Договор о комплексном освоении территории заключается по результатам аукциона с его победителем. Согласно части 1 статьи 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из видов деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории является комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества. При этом частью 11 этой же нормы предусмотрено заключение договора с такими лицами без проведения аукциона на право заключения договора. Комплексному развитию по инициативе правообладателей подлежит территория, в границах которой находятся земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, находящиеся как в государственной, муниципальной собственности (в том числе предоставленные в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации третьим лицам), так
собственником земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 78:40:1911602:3175, 78:40:1911602:3174, 78:40:1911602:3189, 78:40:1911602:3181, 78:40:1911602:3182, 78:40:1911602:3179, 78:40:1911602:3149, 78:40:1911602:3146, 78:40:1911602:3145, 78:40:1911602:3178, 78:40:1911602:3140, 78:40:1911602:3151. Указанные участки имеют вид разрешенного использования «для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов)». Письмо КГА от 28.05.2021 №01-21- 16424/21 в отказе Обществу в согласовании представленного им проекта планировки и межевания территории в границах территории, предусматривающей деятельность по Комплексному развитию территории (далее - КРТ), обосновано требованиями ч.3 ст.70 ГрК РФ, в соответствии с которым комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется на основании договоров о комплексном развитии территории, заключаемых органами местного самоуправления с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества. Отказ КГА обусловлен тем, что установленной действующей на дату отказа редакцией Градостроительного кодекса РФ последовательностью действий предусмотрено, что заключение договора о КРТ (в порядке, определенном законом Санкт-Петербурга) должно предшествовать разработке и утверждению документации по планировке территории в границах территории, предусмотренной для КРТ. Не согласившись с основанием, указанным
которой издавалось постановление администрации г. Владивостока от 21.08.2020 № 3246 (в редакции постановления администрации г. Владивостока от 15.09.2020 № 3678), признана утратившей силу. В то же время ГрК РФ дополнен главой 10 «Комплексное развитие территорий» (статьи с 64 по 70). Так, частью 11 статьи 65 ГрК РФ предусмотрено, что реализация комплексного развития территории по инициативе правообладателей осуществляется в соответствии со статьей 70 настоящего Кодекса. Пунктом 1 статьи 70 ГрК РФ установлено, что комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется одним или несколькими правообладателями земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах комплексного развития территории, в том числе лицами, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в аренду, в безвозмездное пользование в соответствии с земельным законодательством. При этом участие указанных лиц, не являющихся собственниками земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества (далее в настоящей статье также - правообладатель), в комплексном развитии территории
путем привлечения управляющей компании или иными способами. В отсутствие сведений о привлечении Обществом денежных средств местного бюджета для реализации этих обязательств или наличия в соглашении иных обязательств Общества перед кредитором по передаче каких-либо объектов недвижимости, отсутствуют основания для удовлетворения требования в порядке стаей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в связи с неисполнением должником обязательств из этого соглашения. Согласно положениям пункта 1 статьи 46.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации комплексное развитие территории по инициативе органа местного самоуправления является одним из видов деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории. Решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления принимается уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа при наличии правил землепользования и застройки, предусматривающих территории, в границах которых допускается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (пункт 2 статьи 46.10 ГрК РФ). В соответствии с пунктом 6 статьи 46.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, комплексному развитию по
Судом первой инстанции приняты во внимание разумные ожидания общества в части реализации конечной цели арендного соглашения – осуществления им строительства жилых домов, факт совершения мероприятий, направленных на строительство этих объектов, наличие исполненных договоров от 27.03.2009 г № 492 и от 21.11.2013 г №831, по которым общество исполнило свои обязательства, как по выплате арендной платы, так и по вводу в эксплуатацию возведенных объектов. В соответствии с п. 5 ст. 46 Земельного кодекса РФ комплексное развитие территории по инициативе органа местного самоуправления включает в себя подготовку документации по планировке территории, образование земельных участков в границах данной территории, размещение на земельных участках в границах данной территории объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения, а также необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в соответствии с документацией по планировке территории. Судом первой инстанции установлено, что все эти требования выполнены ООО «Альфа Стиль» как добросовестным
вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Севастополя. Данный Временный порядок также не предусматривает необходимости подготовки документации по планировке территории. Таким образом, цель утвержденного Постановлением №140-ПП проекта планировки территории не относится к обеспечению комплексного и устойчивого развития территорий, в связи с чем не соответствует указанным требованиям градостроительного законодательства. Кроме того, статьей 46.9 ГрК РФ (в редакции, действующей на дату принятия Постановления №140-ПП – 04.03.2019 г.) предусмотрено, что комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (далее также - комплексное развитие территории по инициативе правообладателей) является одним из видов деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (часть 1). Комплексному развитию по инициативе правообладателей подлежит территория, в границах которой находятся земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, находящиеся как в государственной, муниципальной собственности (в том числе предоставленные в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации третьим
могут отражаться на отдельной карте. На карте градостроительного зонирования поселения р.п. Сосновское Сосновского муниципального района Нижегородской области отсутствует описание, что принадлежащие ФИО2 земельные участки входят в зону, подлежащую комплексному и устойчивому развитию. Органом местного самоуправления решения о комплексном развития территории на основании ст. 46.10 Градостроительного кодекса РФ принято не было. Такого решения в порядке ст. 46.9 Градостроительного кодекса РФ ФИО2, как собственник земельных участков, не принимала. В силу ст.46.9 Градостроительного кодекса РФ комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков или расположенных на них объектов недвижимого имущества является одним из видов деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории. К видам деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории относятся: развитие застроенных территорий, комплексное, освоение территории, комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков, комплексное развитие территории по инициативе органов местного самоуправления. Статьи 22 и 23 «Правил землепользования и застройки городского поселения р.п. Сосновское» предусматривают развитие застроенных территорий и комплексное освоение
обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в настоящем пункте объектов; Статьями 46.9, 46.10 Градостроительного кодекса предусмотрен порядок и условия осуществления двух видов деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории - комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и комплексное развитие территории по инициативе органа местного самоуправления. Статье 46.10 Градостроительного кодекса, регулирующей порядок комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления, предусмотрено, что решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления принимается уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа при наличии правил землепользования и застройки, предусматривающих территории, в границах которых допускается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому
их частей, в которых расположены земельные участки, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе с расположенными на них объектами капитального строительства, при условии, что такие земельные участки, объекты капитального строительства не обременены правами третьих лиц (далее - комплексное развитие незастроенной территории); 4) комплексное развитие территории, осуществляемое по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости (далее - комплексное развитие территории по инициативе правообладателей. В соответствии с частью 11 ст.65 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация комплексного развития территории по инициативе правообладателей осуществляется в соответствии со статьей 70 настоящего Кодекса. Согласно ч.1 ст.66 Градостроительного кодекса Российской Федерации комплексное развитие территории осуществляется самостоятельно Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическим лицом, определенным Российской Федерацией, юридическим лицом субъектом Российской Федерации, или лицами, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории. Согласно ч.1 ст. 70 Градостроительного кодекса РФ
их частей, в которых расположены земельные участки, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе с расположенными на них объектами капитального строительства, при условии, что такие земельные участки, объекты капитального строительства не обременены правами третьих лиц (далее - комплексное развитие незастроенной территории); 4) комплексное развитие территории, осуществляемое по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости (далее - комплексное развитие территории по инициативе правообладателей. В соответствии с частью 11 ст.65 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация комплексного развития территории по инициативе правообладателей осуществляется в соответствии со статьей 70 настоящего Кодекса. Согласно ч.1 ст. 70 Градостроительного кодекса РФ комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется одним или несколькими правообладателями земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах комплексного развития территории, в том числе лицами, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в