ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Комплексное устойчивое развитие территории - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А60-50662/18 от 27.01.2020 Верховного Суда РФ
не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Установив факт неиспользования земельного участка в течение трех лет, суды оставили без внимания наличие обстоятельств, исключающих использование арендуемого земельного участка. Невозможность использования земельного участка в течение трех лет была связана с бездействием уполномоченных органов. Согласно протоколу № 9\42\21.13-04 от 10.08.2017 Архитектурно- градостроительного совета Администрации совместно с Минстроем предложено включить квартал улиц 8 Марта –Малышева-Вайнера-Радищева в план комплексного устойчивого развития территории ; провести конкурс на разработку Концепции функционального и градостроительного развития территории в данном квартале, техзадание на конкурс обсудить на заседании Архитектурно-градостроительного совета; после проведения конкурса и разработки ППТ всего квартала внести изменения в ГПЗУ арендованного участка; Однако, до настоящего времени не утвержден проект планировки территории; не принято решение о включении участка в план комплексного устойчивого развития и не заключен договор о комплексом развитии территории; не проведен конкурс на разработку Концепции, техническое задание на
Решение № АКПИ21-337 от 08.07.2021 Верховного Суда РФ
архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства и действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат ГрК РФ. Согласно статье 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1); осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4). Пунктом 11 статьи 1 Кодекса красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. Под территориями общего пользования следует понимать территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе
Кассационное определение № 5-КАД22-34 от 20.07.2022 Верховного Суда РФ
50). Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность (далее также - ГрК РФ) - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства (пункт 1). Градостроительная деятельность регулируется законодательством о градостроительной деятельности, одним из важных принципов которого является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2, часть 1 статьи 4 ГрК РФ). Под устойчивым развитием территорий понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, а под комплексным развитием территорий понимается совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной
Апелляционное определение № 53-АПА19-28 от 24.07.2019 Верховного Суда РФ
двум территориальным зонам (зоне рекреационной лесопарковой (Р-1 и зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1) суд обоснованно руководствовался частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 30 ГрК РФ, которые предписывают, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Согласно части 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты. Деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории - это осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно- делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в названном пункте объектов (пункт 34 статьи 1 ГрК РФ). В соответствии с частью 51 статьи 30 ГрК
Решение № А41-41490/18 от 26.09.2018 АС Московской области
зависимости от сроков получения ответчиком ГПЗУ в отношении земельного участка КН 50:08:0050343:370 и двух других земельных участков: КН 50:08:0050343:7 и 50:08:0050340:18, приобретаемых истцом по иным договорам. Согласно пункту 2.1. договора размер полезной площади земельного участка КН 50:08:0050343:370 определяется как площадь земельного участка свободная от каких либо обременении и ограничений, в том числе градостроительного характера, включая, но не ограничиваясь, охранные зоны, защитные полосы, придорожные полосы, санитарно-защитные зоны, природно-экологические зоны, рекреационные зоны, наложение земель гослесфонда, комплексное-устойчивое развитие территории , археологические и прочие ограничения, устанавливаемые Министерством культуры и иными уполномоченными органами/организациями, и на которой разрешается осуществлять строительство (место допустимого размещения зданий, строений, сооружений), и которая определяется на основании градостроительного плана земельного участка, выданного в отношении Земельного участка (далее ГПЗУ), при том, что не считается полезной площадью территория Земельного участка, указанная в ГПЗУ в качестве пригодной для застройки, при условии переноса/выноса инженерных сетей. Стороны особо оговорили, следующие исключения из указанного выше правила. A)
Постановление № 11АП-12401/2021 от 01.12.2021 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Комитет считает оспариваемый отказ законным. В обоснование возражений комитет указывает на то, что земельный участок находится в границах территории, в отношении которой планируется комплексное устойчивое развитие территории и на которой для получения разрешительной документации на строительство требуется подготовка проекта планировки территории. Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд первой инстанции признал незаконным отказ Комитета земельных и имущественных отношений города Казани в предоставлении в собственность образуемого земельного участка, выраженный в письме № 1163/Кзио-исх от 28.01.2021 и обязал Комитет земельных и имущественных отношений города Казани устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия в течение 14 дней со дня вступления
Решение № А41-23785/19 от 23.09.2019 АС Московской области
В соответствии с п.2.1 договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050243:370 от 28 августа 2017 года стоимость земельного участка определяется по результатам определения полезной площади земельного участка. Под полезной площадью земельного участка (далее - «Полезная площадь») стороны понимают площадь земельного участка, свободную от каких либо обременений и ограничений, в том числе градостроительного характера, включая, но не ограничиваясь, охранные зоны, защитные полосы, придорожные полосы, санитарно-защитные зоны, природно-экологические зоны, рекреационные зевы, наложение земель гослесфонда, комплексное-устойчивое развитие территории , археологические и прочие ограничения, устанавливаемые Министерством культуры и иными уполномоченными органами/организациями, и на которой разрешается осуществлять строительство (место допустимого размещения зданий, строений, сооружений), и которая рассчитывается на основании градостроительного плана земельного участка (далее ГПЗУ), при том, что не считается полезной площадью территория земельного участка, указанная в ГПЗУ в качестве пригодной для застройки при условии переноса/выноса инженерных сетей. В соответствии с п.2.2, договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050243:370 от 28 августа
Решение № А41-63614/21 от 03.03.2022 АС Московской области
от 02.04.2021 № 264 после вступления в силу положений Федерального закона от 30.12.2020 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» (далее – Федеральный закон № 494-ФЗ), не подлежат применению, поскольку в связи с вступлением в силу названного федерального закона отсутствует правовой режим осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а определения «комплексное развитие территории (КРТ)» и « комплексное устойчивое развитие территории (КУРТ)» не являются тождественными, судом признаются несостоятельными. Согласно пункту 8 статьи 1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки –документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования
Постановление № А45-36170/20 от 10.03.2022 АС Западно-Сибирского округа
даты. При этом, как верно указано судами к указанной дате 6-месячный срок, установленный частью 8 статьи 46.10 ГрК РФ, истек. Вместе с тем, из показаний свидетеля ФИО1, подписавшего оспариваемый отказ, следует, что на рассмотрение представлена была только утверждаемая часть проекта планировки - это пояснительная записка и чертеж, чертеж проекта межевания и таблица, содержащая описание образуемых земельных участков. Свидетель ФИО2, являющаяся заместителем начальника Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска - начальник отдела комплексного устойчивого развития территорий , дала показания относительно документов, поступивших на рассмотрение от заявителя, которые согласуются с доводами заинтересованного лица о содержании и объеме представленной документации. При изложенных обстоятельствах, установив, что заявителем не представлено доказательств обращения к заинтересованному лицу в установленном законом порядке с необходимыми документами, суды обоснованно не усмотрели правовых оснований для признания отказа департамента, выраженного в письме от 22.09.2020 № 30/05.2/15159 незаконным. Аргументы кассатора со ссылкой на положения части 10 статьи 46.9 ГрК РФ о
Решение № 3А-512/19 от 18.11.2019 Московского областного суда (Московская область)
соответствует положениям статей 44 и 81 Федерального закона № 7-ФЗ, поскольку не допускает сокращения озелененных территорий городского округа Реутов. Установлено, что ряд земельных участков, относившихся к иным функциональным и территориальным зонам, действующей редакцией Генерального плана и Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Реутов отнесены к рекреационной зоне. Доводы административного истца о том, что, исходя из основных видов разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом территориальных зон Ж (жилая зона) и КУРТ ( комплексное устойчивое развитие территории ), не предусмотрено создание садов, парков, скверов и иного озеленения, не основан на положениях действующего законодательства. Правила землепользования и застройки в силу статьи 30 Градостроительного кодекса РФ являются документом градостроительного зонирования, и не регулируют вопросы благоустройства и озеленения территорий жилых зон и зоны комплексного устойчивого развития территорий. Поскольку оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт принят в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, с соблюдением установленного порядка принятия, его содержание в оспариваемой ФИО1 части не
Решение № 3А-964/2021 от 19.11.2021 Московского областного суда (Московская область)
и устойчивому развитию территории. Исходя из абз.2 стр. 8 т.3 оспариваемого проекта планировки территории и проекта межевания территории (далее – ППиМТ) территория планируемых элементов планировочной структуры включает в себя территорию комплексного устойчивого развития (КУРТ) и прилегающие территории. Территория КУРТ представляет собой территорию существующих земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. Таким образом, оспариваемое распоряжение принято в отношении территории, на которой осуществляется комплексное устойчивое развитие территории , а потому в соответствии с положениями п.1 ч. 5.1 ст. 46 ГрК РФ, действовавшими на момент принятия оспариваемого нормативного акта, необходимость проведения публичных слушаний отсутствовала. Судом установлено и не оспаривается участниками судебного разбирательства, что в Проекте планировки и межевания территории (ППиМТ), утвержденном оспариваемым распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области, содержатся сведения о земельных участках, правообладателями которых являются административные истцы. Согласно правовой позиции административного ответчика и заинтересованных лиц, сведения о земельных участках административных
Решение № 3А-488/18 от 23.08.2018 Московского областного суда (Московская область)
И. А., ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22 А.ович. Как полагают административные истцы, утвержденным генеральным планом в поселке Вешки изменена функциональная зона застройки индивидуальными и блокированными домами (Ж-2) на зону многоквартирной жилой застройки, допускающую строительство многоквартирных домов без ограничения этажности (Ж-1) в части земельного участка с кадастровым номером 50:12:0120107:80, площадью 0.8га. Проектом правил землепользования и застройки на указанном участке установлена территориальная зона КУРТ-5 комплексное устойчивое развитие территории , на котором допускается размещение многоквартирного жилого дома высотой до 9 этажей. Генеральный план и правила землепользования и застройки территории были утверждены без учета заключения о результатах публичных слушаний в нарушение норм градостроительного законодательства. Подготовленное дополнительное заключение от <данные изъяты> в связи с отсутствием в заключении от <данные изъяты> №И-6932 замечаний и предложений участников публичных слушаний об исключении изменений функциональной зоны Ж-1 на зону Ж-2 не учитывалось градостроительным С., а так же С.
Решение № 2А-3011/18 от 16.10.2018 Домодедовского городского суда (Московская область)
центр (ФИО6 5 статьи 57.3 ГрК РФ). Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 758 кв.м. с кадастровым номером 50:28:0110156:1954, относящийся к категории «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для малоэтажной жилой ФИО5». Решением от 20.04.2018г. № истцу было отказано в предоставлении государственной услуги «Подготовка и регистрация градостроительных планов земельных участков…» в отношении указанного выше земельного участка площадью 758 кв.м. Отказ мотивирован нахождением земельного участка в зоне КУРТ 41 ( комплексное устойчивое развитие территории ), необходимости подготовки документации по планировке территории. Решением Совета депутатов г/о ФИО10 от 28.12.2017г. № были утверждены «ФИО4 ФИО15 ФИО5 ТЕРРИТОРИИ (ФИО6 ТЕРРИТОРИИ) ФИО2 МОСКОВСКОЙ ФИО7». Статьей 13 ФИО4 установлено, что Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного