ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Локализация разливов нефти - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минтранса России от 22.03.2012 N 75 (ред. от 17.05.2018) "Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Де-Кастри" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.04.2012 N 23759)
подтверждающая запись. 59. О случаях сброса любых вредных веществ на акватории морского порта, как со своего судна, так и с любого другого судна, а также о замеченных загрязнениях морской среды суда немедленно сообщают капитану морского порта на каналах 12 и 16 ОВЧ. 60. В случае разлива нефти или нефтепродуктов на судне либо на акватории морского порта в районе осуществления операций по сливу-наливу нефти или нефтепродуктов, бункеровочные и сливо-наливные операции прекращаются, принимаются меры по локализации разлива нефти или нефтепродуктов. Судам пересекать загрязненную акваторию не допускается. При прохождении вблизи района, где происходит уборка нефти или нефтепродуктов, судно снижает ход до минимального. 61. Санитарно-карантинный досмотр судов в морском порту производится на якорных стоянках N 171 А, 171 Б, 174, у причалов N 1, 2, ВОП. (в ред. Приказа Минтранса России от 17.05.2018 N 200) (см. текст в предыдущей редакции) 62. Судно, на котором выявлен больной с симптомами, предполагающими наличие особо опасной инфекции,
Приказ Росстандарта от 02.08.2018 N 448-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"
 МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ ПРИКАЗ от 2 августа 2018 г. N 448-ст ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" приказываю: 1. Утвердить национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58190-2018 "Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Боны морские тяжелые для локализации разлива нефти и нефтепродуктов на морских акваториях. Общие технические условия" с датой введения в действие 1 апреля 2019 г. Введен впервые. 2. Управлению технического регулирования и стандартизации (Д.А. Тощев) обеспечить размещение информации об утвержденном настоящим приказом стандарте на официальном сайте Росстандарта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) с учетом законодательства о стандартизации. 3. Федеральному государственному унитарному предприятию "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (В.А. Витушкину) разместить настоящий приказ и
Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 N 623 (ред. от 17.06.2025) "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта"
ограждений штабелей открытых складов навалочных грузов, исключающих попадание вредных веществ в почву; оснащение судов средствами, исключающими попадание в окружающую среду пылящих компонентов от вредных для здоровья людей и загрязняющих окружающую среду навалочных грузов; б) на причалах гидромеханизированной выгрузки грузов - дренажные системы, отстойники и системы оборотного водоснабжения; в) оснащение средств обеспечения перегрузки нефти, нефтепродуктов и химически опасных грузов, перевозимых наливом, устройствами, предотвращающими попадание нефти и химически опасных грузов в воду, комплектами по локализации и ликвидации разливов нефти , блокирующими устройствами, автоматически прекращающими перегрузку нефтепродуктов и химически опасных грузов при разрыве соединений или в других аварийных случаях; г) в составе оборудования для перегрузки нефтепродуктов - береговой трубопровод отвода паров нефти из грузовых танков в специальные береговые емкости, оснащенный устройством для соединения с газоотводными трубами нефтеналивных судов; д) верхнее наземное покрытие причалов для грузовых операций с нефтью, нефтепродуктами и химически опасными грузами, обеспечивающее сток пролитых нефтепродуктов и атмосферных осадков в колодцы
Определение № А55-35276/18 от 20.03.2020 Верховного Суда РФ
с целью предотвращения негативного воздействия на окружающую среду и причинения окружающей среде вреда Общество, начиная с момента аварии на нефтепроводе, собственными силами провело в полном объеме работы по локализации и ликвидации последствий аварии; Управление не доказало, что Общество бездействовало и не проводило работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, в том числе и путем рекультивации земель, подвергшихся загрязнению в результате негативного воздействия хозяйственной деятельности; более того, согласно материалам дела Общество в добровольном порядке провело работы по реальному устранению причиненного загрязнения и восстановлению нарушенного состояния окружающей среды путем проведения необходимых этапов рекультивации в соответствии с разработанным в установленном порядке проектом рекультивации; восстановленные земельные участки возможно использовать по целевому назначению; Учреждение не представило доказательств уничтожения, деградации, разрушения естественных экологических систем, вызванных разливом нефти на земельном участке. Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций. Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы судов, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами,
Определение № А24-5438/16 от 26.01.2018 Верховного Суда РФ
Дальневосточного округа от 30.10.2017 по делу№ А24-5438/2016 Арбитражного суда Камчатского края, УСТАНОВИЛ: федеральное бюджетное учреждение «Морская спасательная служба Росморречфлота» обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «НИКО» 5 345 885 рублей 16 копеек долга за оказанные услуги по договору от 31.12.2014 № 05/15 ЛРН об оказании услуг несения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обусловленных возможными разливами нефти и нефтепродуктов в море, в период с 01.01.2016 по 31.08.2016. Решением Арбитражного суда Камчатского края от 15.05.2017 иск удовлетворен в части взыскания 1 584 000 рублей долга, иск в части взыскания 3 761 885 рублей 16 копеек оставлен без рассмотрения. Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 30.10.2017 названные судебные акты отменил и направил дело на новое
Постановление № 02АП-8845/2015 от 12.08.2016 Верховного Суда РФ
суток. Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что осуществляя эксплуатацию опасного производственного объекта, общество в нарушение требований Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов» не заключило договор с профессиональным аварийно-спасательным формированием на аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, а заключенный обществом с АО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» договор от 27.01.2015 № ЧС117/16 (далее – договора от 27.01.2015) включает в себя только аварийно-спасательные работы по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных разливами нефти , химических и других экологически опасных веществ, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Вместе с тем учитывая обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, его характером, последствиями и степенью вины общества, принимая во внимание принципы справедливости, неотвратимости и целесообразности наказания, суды пришли к выводу о наличии в данном конкретном случае оснований, позволяющих снизить размер назначенного обществу
Определение № А50-21005/19 от 19.07.2021 Верховного Суда РФ
и органов местного самоуправления о факте разлива нефтепродуктов на территории объекта, что не позволило своевременно организовать работу по локализации и ликвидации разлива и повлекло загрязнение атмосферного воздуха, почвы, создало угрозу причинения вреда жизни и здоровья людей. По результатам проверки прокуратурой внесено представление от 17.04.2019 № 2-6-2019 в котором изложено требование принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений, послужившее основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением. Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, учитывая обстоятельства, установленные при рассмотрении дела № А50-23524/2019, руководствуясь статьями 69, 198, 200, 201 Кодекса, положениями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240, Указаниями по определению
Решение № А75-7978/20 от 03.12.2020 АС Ханты-Мансийского АО
техническом этапе рекультивации, а проведение работ осуществляется в соответствии с утвержденным и согласованным Проектом рекультивации (п.8. п. 15 Правил проведения рекультивации). 4. Устройство траншей, приямков, обвалования дренажных канав, ям-накопителей. (132039,36 руб.) - Проектом рекультивации не предусмотрено проведение данного вида работ при техническом этапе рекультивации, а проведение работ осуществляется в соответствии с утвержденным и согласованным Проектом рекультивации (п.8. п. 15 Правил проведения рекультивации). В соответствии с Планом Общества по предупреждению и ликвидации разливов нефти, локализация разливов нефти осуществляется в том числе: выемками, канавами (стр.366). Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.06.2015 № 310-ЭС15-1168, действующее законодательство не предусматривает оснований для зачета понесенных нарушителем затрат по ликвидации последствий в сумму ущерба поскольку такая сумма в силу закона определяется самостоятельно по факту затрат именно на восстановление нарушенного состояния, а не непосредственно на ликвидацию последствий нанесенного вреда. Восстановление нарушенного состояния окружающей среды не тождественно процедуре ликвидации последствия загрязнения окружающей среды
Постановление № 13АП-28826/2014 от 02.04.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
дела, своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в порядке статьи 156 АПК РФ. Законность и обоснованность принятого по делу решения в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке. Из материалов дела следует, что между сторонами 01.10.2011 заключен договор №4, по условиям которого заказчик (ответчик) поручает, а исполнитель (истец) принимает на себя выполнение работ по обеспечению готовности к выезду на аварийно-спасательные работы по ликвидации ( локализации) разливов нефти и нефтепродуктов на объектах заказчика (т.1 л.д.42-45). В соответствии с пунктом 2.1 договора №4 для его реализации исполнитель обязуется осуществлять постоянную готовность к выезду на аварийно-спасательные работы по ликвидации (локализации) разливов нефти и нефтепродуктов на транспорт, осуществляющий перевозки нефти и нефтепродуктов: Скания Р380 гос. номер <***> прицеп АК 7299; Скания Р 114 гос. номер <***> прицеп АК 3391; КАМАЗ 53229 гос. номер Н 419 ЕА51; КАМАЗ 53229 гос. номер М 375 ЕК51 ООО
Постановление № А67-1294/14 от 27.10.2015 АС Западно-Сибирского округа
разлива не должно превышать 4 часов с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе. Согласно п. 2.1.4 плана ПЛАРН локализация места аварии завершается с прекращением увеличения зоны загрязнения. ОАО «Томскнефть» ВНК 06.02.2011 в 22 часа 30 минут был зарегистрирован порыв на нефтесборном коллекторе направление «куст № 4 - врезка в куст № 4», 2006 м от АГЗУ куста № 4 Западно-Моисеевского месторождения (Каргасокский район Томской области). Для локализации разлива нефти обществом 06.02.2011 были проведены следующие мероприятия: с 22 час. 00 мин. до 22 часов 30 минут организован внеплановый осмотр трубопровода линейным трубопроводчиком; в 22 час. 30 мин. обнаружен прорыв нефтесборного коллектора «куст № 4 – врезка в куст № 4», в пойме реки Ягылъях; с 22 час. 30 мин. до 23 час. 00 мин. к месту аварии была направлена аварийная бригада в составе: мастера, двух слесарей, электрогазосварщика с необходимым оборудованием и аварийной спецтехникой
Постановление № А70-3840/2021 от 08.02.2022 АС Западно-Сибирского округа
к автомобильной дороге земельного участка. Обстоятельства происшествия зафиксированы в трехстороннем акте от 01.02.2020, завизированном представителями АО «Томскнефть» ВНК, обществом с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «РН-Охрана-Томск» и ЦЦПС ОР ДПС ОГИДД ОМВД России по Сургутскому району. На схеме места происшествия обозначено, что в периметре загрязненного земельного участка какие-либо трубопроводы АО «Томскнефть» ВНК отсутствуют. В целях недопущения растекания разлившейся нефти и увеличения площади загрязнения земельного участка силами АО «Томскнефть» ВНК произведены первоочередные мероприятия по локализации разлива нефти - возведено обвалование из местного грунта по периметру загрязненного участка. Письмом от 04.02.2020 № 42 ООО «АвтоЛайнСервис» гарантировало ООО «Матюшинский участок» устранение последствий разлива нефти, произошедшего в результате дорожно-транспортного происшествия с участием принадлежащей транспортной организации техники. По результатам административного расследования управлением было вынесено постановление от 03.09.2020 № 258-ЗН, котором общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб. Впоследствии решением от 01.02.2021
Решение № 12-170/16 от 28.06.2016 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)
установка бонового заграждения производится в обязательном порядке по согласованию с капитанами танкеров, осуществляющих бункерные операции в соответствии с п. 4.4.2 РД ДД.ММ.ГГГГ-90(84). Установка и снятие бонового заграждения производится судном-бункеровщиком. Согласно п. 4.4.2. «ДД.ММ.ГГГГ. Руководящий документ. Правила ведения работ по очистке загрязненных акваторий портов» (введен в действие Инструктивным письмом Минморфлота СССР от ДД.ММ.ГГГГ №) порт обязан по заявкам капитанов ограждать суда боновыми заграждениями на период проведения судном операций с нефтью. Согласно п. 5.4. « Локализация разливов нефти » ДД.ММ.ГГГГ. Руководящий документ. Правила ведения работ по очистке загрязненных акваторий портов» (введен в действие Инструктивным письмом Минморфлота СССР от ДД.ММ.ГГГГ №): При разливе нефти с судна, стоящего у причала, боновое заграждение должно быть установлено с внешней стороны судна, концы заграждений должны быть закреплены к причалу у носа и кормы судна. При разливе нефти с судна, стоящего на рейде или у свайного пирса, боновое заграждение должно быть установлено вокруг судна либо с подветренной
Решение № 12-176/16 от 01.07.2016 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)
бонового заграждения производится в обязательном порядке по согласованию с капитанами танкеров, осуществляющих бункерные операции в соответствии с п. 4.4.2 РД ДД.ММ.ГГГГ-90(84). Установка и снятие бонового заграждения производится судном-бункеровщиком. Согласно п. 4.4.2. «РД ДД.ММ.ГГГГ-90. Руководящий документ. Правила ведения работ по очистке загрязненных акваторий портов» (введен в действие Инструктивным письмом Минморфлота СССР от ДД.ММ.ГГГГ №) порт обязан по заявкам капитанов ограждать суда боновыми заграждениями на период проведения судном операций с нефтью. Согласно п. 5.4. « Локализация разливов нефти » «РД ДД.ММ.ГГГГ-90. Руководящий документ. Правила ведения работ по очистке загрязненных акваторий портов» (введен в действие Инструктивным письмом Минморфлота СССР от ДД.ММ.ГГГГ №): При разливе нефти с судна, стоящего у причала, боновое заграждение должно быть установлено с внешней стороны судна, концы заграждений должны быть закреплены к причалу у носа и кормы судна. При разливе нефти с судна, стоящего на рейде или у свайного пирса, боновое заграждение должно быть установлено вокруг судна либо с
Постановление № 4А-890/18 от 18.01.2019 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)
организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В силу пп. «м» п. 5 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» время локализации разлива нефти и нефтепродуктов не должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов - при разливе на почве. Приказом Минтранса РФ от 05.02.2016 № 19 утверждено Положение о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Положение разработано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря
Решение № 2-1039 от 18.07.2011 Усинского городского суда (Республика Коми)
нефтегазодобывающего комплекса по безопасному пропуску весеннего половодья 2011 года на территории МОГО «Усинск» Республики Коми. В ходе наземного обследования территории Головных сооружений, расположенных на территории МОГО «Усинск», был зафиксирован факт загрязнения рельефа местности НСЖ в районе нефтепровода ООО «» в 300м от законсервированного объекта УПН «Возей» предприятия ООО «». Силами предприятия ООО » ведутся работы по очистке загрязненной территории от нефти, а также проводится вырубка и уборка загрязненного кустарника. Установлено, что работы по локализации разлива нефти ведутся предприятием ООО по заданию ООО ». В ходе проверки установлено, что при проведении 10.05.2011г. Филиалом предприятия ООО » работ по прессовке трубопровода РВС № расположенного в районе Головных сооружений МОГО «Усинск» Республики Коми произошла его разгерметизация, вследствие чего произошло загрязнение почв химически опасными веществами на общей площади 28 кв.м. Материалами проверки установлено, что предприятие ООО » на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с предприятием ООО «», осуществляет временное владение и