ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Международное право дипломатический иммунитет - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № А09-1418/15 от 17.09.2015 АС Брянской области
пределах своей территории государство обладает полной юрисдикцией, за исключением тех случаев, когда соответствующими международными соглашениями предусматривается иное. Иными словами, территориальная юрисдикция предполагает полное осуществление уголовной и административной юрисдикции государства в отношении всех лиц, совершивших уголовно или административно наказуемое деяние и находящихся в пределах его территории. Это правило распространяется как на граждан и юридических лиц этого государства, так и на иностранцев, лиц без гражданства, юридических лиц и организаций, образованных не в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ряде случаев осуществление уголовной и административной юрисдикции государства на своей территории предусматривает некоторые изъятия. Речь идет об иммунитете отдельных категорий лиц, закрепленном в обычных и договорных нормах права внешних сношений. Основными международно-правовыми актами в данной области являются Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.; Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.; Конвенция о специальных миссиях 1969 г. и др. Дипломатический иммунитет подразумевает определенные изъятия из-под уголовной и административной юрисдикции государства пребывания: в отношении таких
Постановление № А40-183589/2021 от 08.02.2022 Девятого арбитражного апелляционного суда
пребывания должно предоставлять все возможности для выполнения функций представительства. При этом п. 3 ст. 41 Венской конвенции установлено, что Помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями представительства, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права. В соответствии с ст. 7 Указа Президиума ВС СССР от 23.05.1966 №4961-VI «Об утверждении положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории Союза Советских Социалистических Республик» (далее - Указа Президиума ВС СССР от 23.05.1966 №4961-VI) помещения, занимаемые дипломатическим представительством, неприкосновенны. Доступ в них может иметь место лишь с согласия главы дипломатического представительства или лица, его заменяющего. Эти помещения и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от всех принудительных действий, в том числе обыска, выемки, ареста. Согласно ст. 1 Указа Президиума ВС СССР от 23.05.1966 №4961-VI Дипломатическому представительству (посольству или миссии), а также консульскому представительству (генеральному консульству, консульству, вице-консульству или консульскому агентству) на территории
Решение № А51-10579/2012 от 24.07.2012 АС Приморского края
предназначенных исключительно для участия в спортивных соревнованиях; принадлежащих дипломатическим и консульским представительствам, международным (межгосударственным) организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, а также сотрудникам этих представительств (организаций) и членам их семей, код ЕТН ВЭД ТС 870120101, 870120901; 2) моторные транспортные средства, используемые для перевозки грузов, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, а также их шасси с кабиной, за исключением моторных транспортных средств (их шасси с кабиной): имеющих максимальную скорость, предусмотренную их конструкцией, не более 25 км/ч; ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более 6 месяцев и помещаемых под таможенные процедуры, которые не предусматривают возможность отчуждения; предназначенных исключительно для участия в спортивных соревнованиях; принадлежащих дипломатическим и консульским представительствам, международным (межгосударственным) организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, а также сотрудникам этих представительств (организаций) и членам их семей, код ЕТН
Определение № А70-2158/05 от 22.06.2005 АС Тюменской области
доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении. Исходя из анализа консульского устава Украины и консульской конвенции Украины и России от 15.01.1993 года, консульства как участники гражданских правоотношений обладают иммунитетом от судебного вмешательства, административного вмешательства и исполнительных действий. Целевое предназначение данной нормы - обеспечение иммунитета иностранного государства от юрисдикции Российской Федерации с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации, в частности Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, предоставляющей дипломатическому агенту (консулу) иммунитет от уголовной, административной и - с оговоренными изъятиями - гражданской юрисдикции страны пребывания. Учитывая изложенное, и поскольку ответчиком, доказательств отказа аккредитующего государства, в данном случае Украины, от юрисдикционного иммунитета, предоставленного ей дипломатическому агенту (консулу), в материалы дела не представлено, суд считает, что Генеральное консульство Украины в г. Тюмени не обладает юридической правоспособностью, то есть правом самостоятельно и от своего имени осуществлять гражданские права и
Определение № 88-23984/20 от 01.12.2020 Второго кассационного суда общей юрисдикции
соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Одним из таких общепризнанных принципов международного права является принцип, устанавливающий судебный иммунитет государства от юрисдикции иностранных судов и иммунитет государства от исполнительных действий на территории иностранного государства. Указом Президиума ВС СССР от 11.02.1964 № 2208-VI ратифицирована Венская конвенция «О дипломатических сношениях», заключенная в г. Вене 18 апреля 1961 года. Согласно статье 31 Венской конвенции «О дипломатических сношениях», дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев: вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства; исков, касающихся наследования, в отношении которых
Определение № 33-598/2013 от 30.01.2013 Омского областного суда (Омская область)
иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах Российской Федерации или федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами Российской Федерации. Учитывая приведенное, а также отсутствие у судов Российской Федерации юрисдикции для разрешения спора между гражданином, утратившим гражданство Республики Казахстан и казахстанским дипломатическим органом, а также отсутствие согласия казахстанской стороны на рассмотрение требований ФИО1, связанных с исполнением консульских действий Консульством Республики Казахстан в Омске, отсутствие доказательств, свидетельствующих об отказе аккредитующего государства от иммунитета , суд первой инстанции обоснованно отказал в принятии жалобы ФИО1 на действия должностных лиц Консульства. Приведенные выводы не препятствуют обращению заявителя в национальный суд Республики Казахстан. Судебной коллегией не принимается, как не имеющая правового значения, ссылка частной жалобы на неприменение приказа Министерства Юстиции РФ №
Определение № 4Г/1-5663 от 18.05.2016 Московского городского суда (город Москва)
401 ГПК РФ аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах Российской Федерации или федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами Российской Федерации. Целевое предназначение данной нормы - обеспечение иммунитета иностранного государства от юрисдикции Российской Федерации с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации, в частности Венской конвенции «О дипломатических сношениях» 1961 года, предоставляющей дипломатическому агенту иммунитет от уголовной, административной и - с оговоренными изъятиями - гражданской юрисдикции страны пребывания (ч. 1 ст. 31). В области трудовых отношений между дипломатической миссией или дипломатическим агентом и гражданами страны пребывания какие-либо изъятия Конвенцией не оговорены. Вместе с тем ею допускается возможность отказа аккредитующего государства от юрисдикционного иммунитета, предоставленного его дипломатическому агенту, однако такой отказ должен быть «всегда определенно выраженным» (ч. 2 ст. 32).
Апелляционное определение № 33-6594/2016 от 23.11.2016 Вологодского областного суда (Вологодская область)
процессуального кодекса Российской Федерации иностранное государство пользуется в отношении себя и своего имущества, находящегося на территории Российской Федерации, юрисдикционными иммунитетами с учетом положений Федерального закона от 03.11.2015 № 297-ФЗ. В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона он не наносит ущерба привилегиям и иммунитетам, которыми в соответствии с нормами международного права пользуется иностранное государство в отношении осуществления функций его дипломатических представительств, консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях или делегаций в органах международных организаций либо на международных конференциях и относящихся к ним лиц. В то же время иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом в отношении споров, связанных с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках с физическими лицами, или юридическими лицами, или иными образованиями, не имеющими статуса юридического лица, иного государства, если такие споры в соответствии с применимыми нормами права подлежат юрисдикции суда Российской Федерации и указанные сделки не связаны с осуществлением иностранным государством суверенных
Определение № 2-7254/19 от 22.11.2019 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)
кодекса Российской Федерации аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах Российской Федерации или федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами Российской Федерации. Целевое предназначение данной нормы - обеспечение иммунитета иностранного государства от юрисдикции Российской Федерации с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации, в частности Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, предоставляющей дипломатическому агенту иммунитет от уголовной, административной и - с оговоренными изъятиями - гражданской юрисдикции страны пребывания (часть 1 статьи 31). В области трудовых отношений между дипломатическим агентом и гражданами страны пребывания какие-либо изъятия Конвенцией не оговорены. Частью 1статьи 417.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от ... № 393-ФЗ) предъявление в суде Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле