ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Начинающий фермер - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А57-18067/20 от 17.08.2021 Верховного Суда РФ
создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременная помощь начинающим фермерам на бытовое обустройство в размере 1 5000 000 руб. Министерством, являющимся главным распорядителем бюджетных средств в области сельского хозяйства, в результате документарной проверки отчетности по итогам 2018-2019 годов выявлено, что предприниматель не обеспечил сохранность и увеличение поголовья сельскохозяйственных животных и, соответственно, продуктивность производства животной продукции. В соответствии с пунктом 2.2.23 соглашения в случае нарушения целей и (или) условий предоставления гранта и (или) помощи начинающий фермер возвращает в установленном порядке полученный грант и (или) помощь. Требование министерства в адрес предпринимателя о возврате денежных средств оставлено без удовлетворения. Данные обстоятельства явились основанием для обращения министерства в арбитражный суд с настоящим иском. Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», статьями 78, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды отказали в удовлетворении
Определение № 21АП-2692/18 от 05.06.2019 Верховного Суда РФ
процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, между администрацией и главой КФХ ( начинающий фермер ) заключено соглашение от 17.12.2015 № 9 о предоставлении и использовании гранта и единовременной помощи начинающим фермером на 5 лет, предметом которого является предоставление гранта в размере 1 500 000 рублей на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство в сумме 250 000 рублей (далее – соглашение). Средства гранта и единовременной помощи получены главой КФХ. По результатам проведенной департаментом комиссионной проверки по осуществлению мониторинга за деятельностью крестьянских (фермерских) хозяйств,
Определение № А10-7903/19 от 24.02.2021 Верховного Суда РФ
крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11.06.2020 по делу № А10-7903/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2020 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.12.2020 по тому же делу по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (далее – министерство) к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – глава КФК, ФИО1) о взыскании 1 008 000 руб. средств гранта, переданных по соглашению об оказании мер государственной поддержки начинающим фермерам от 20.06.2014 № 25н/14, установила: решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 11.06.2020, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2020 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.12.2020, исковое требование удовлетворено. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, глава КФХ ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и норм процессуального права. ФИО1 полагает, что суды неправильно установили причинно-следственную связь между отсутствием молочной продукции и его
Определение № 12АП-14903/19 от 29.07.2020 Верховного Суда РФ
о проведении конкурсного отбора), условиями соглашения от 09.10.2014 № 12, суды нашли решение комиссии законным и обоснованным. Из установленных судами обстоятельств усматривается, что условием предоставления гранта являлось его расходование на приобретение сельскохозяйственных животных и их использование в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в течение десяти лет со дня получения государственной поддержки в соответствии с бизнес-планом, представленным на конкурсный отбор и утвержденным комиссией. В соответствии с пунктом 6.1 Положения о проведении конкурсного отбора основанием для исключения начинающего фермера из реестра начинающих фермеров Астраханской области является (подпункт 6.1.3) нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных правовым актом Правительства Астраханской области, а также условий соглашения о предоставлении указанной субсидии. Одним из оснований исключения начинающего фермера из реестра начинающих фермеров Астраханской области является нецелевое использование гранта и (или) единовременной помощи (использование сумм гранта и (или) единовременной помощи не в соответствии с утвержденным бизнес-планом), а равно нарушение условий и порядка использования имущества, приобретенного за счет
Определение № 306-ЭС20-20994 от 14.12.2020 Верховного Суда РФ
№ 8, пришел к выводу об отсутствии у конкурсной комиссии правовых оснований для исключения предпринимателя из реестра начинающих фермеров. Из установленных судами обстоятельств усматривается, что основанием для вынесения решения послужило невыполнение предпринимателем показателей ежегодного роста численности поголовья сельскохозяйственных животных, производства сельскохозяйственной продукции, производимой в крестьянском (фермерском) хозяйстве, объема выручки, полученной от реализации произведенной крестьянским (фермерским) хозяйством сельскохозяйственной продукции, в соответствии с ранее утвержденным бизнес-планом. Предпринимателем допущены нарушения в ходе финансово-хозяйственной деятельности по реализации бизнес-плана начинающего фермера , а именно: нарушение победителем конкурсного отбора обязательств по реализации утвержденного конкурсной комиссией бизнес-плана, а также условий соглашения о предоставлении средств гранта начинающим фермерам Астраханской области. Вместе с тем, ни пункт 6.1 Положения № 216-П в редакции, действовавший в момент заключения между министерством и предпринимателем соглашения от 02.07.2015 № 8, ни указанное соглашение, не содержали указанных оснований для исключения предпринимателя из реестра начинающих фермеров Астраханской области. Суды признали недопустимым применение конкурсной комиссией пункта 6.1
Постановление № А06-478/17 от 12.12.2017 АС Поволжского округа
заявки в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании конкурсной комиссии. Довод о том, что конкурсная комиссия имела возможность, на стадии проверки представленных документов, проверить являлся ответчик индивидуальным предпринимателем или нет, отклоняется кассационной коллегией. Обязательная проверка соблюдения Начинающим фермером условий, целей и порядка предоставления субсидии осуществляется Администрацией и органами муниципального финансового контроля в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 5.1 Соглашения от 02.07.2017 № 28). В пункте 6.1 Соглашения от 02.07.2017 № 28 сторонами предусмотрено, что Начинающий фермер несет ответственность за достоверность, полноту сведений, представляемых Администрации, Министерству и конкурсной комиссии, соблюдение условий, целей и порядка предоставления средств государственной поддержки. Нарушение условий настоящего Соглашения, условий, целей и порядка предоставления средств государственной поддержки является основанием исключения Начинающего фермера из реестра начинающих фермеров Астраханской области и возврата средств государственной поддержки. В соответствии с пунктом 6.1 постановления Правительства Астраханской области от 28.05.2012 № 216-П «О проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам
Решение № 2-73/18 от 01.02.2018 Щучанского районного суда (Курганская область)
при секретаре Елисеевой Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье 1 февраля 2018 года гражданское дело по иску Департамента агропромышленного комплекса Курганской области к ФИО1 о взыскании денежных средств гранта, УСТАНОВИЛ: Представитель Департамента агропромышленного комплекса Курганской области по доверенности ФИО2 обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств гранта в размере 1 229 400 руб., указывая, что 09.06.2015 года ИП ФИО3 КФХ ФИО1 (далее — ИП ФИО3 КФХ ФИО1, начинающий фермер ) подана заявка на участие в конкурсном отборе начинающих фермеров. На основании протокола заседания Конкурсной комиссии от 30.06.2015 года № 3 ИП ФИО3 КФХ ФИО1 была включена в состав участников Программы. 10.07.2015 года между Департаментом и ИП ФИО3 КФХ ФИО1 было заключено Соглашение о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее — Соглашение), по условиям которого Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области (в настоящее время - Департамент агропромышленного комплекса
Апелляционное определение № 33-986/2018 от 05.04.2018 Курганского областного суда (Курганская область)
№ 4 ИП ФИО3 КФХ ФИО1 был утвержден План расходов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства предусматривающий приобретение: ярки эдильбаевской породы в количестве 100 голов общей стоимостью 780000 руб.; баран эдильбаевской породы количестве 2 голов общей стоимостью 20000 руб.; пресс-подборщик рулонный ПР-150 стоимостью 415000 руб.; грабли ГКП - 6ДМ стоимостью 105000 руб.; электроизгородь в комплекте ЭИ 07-2,3 стоимостью 23350 руб.; электроизгородь в комплекте ЭИ 07-4 стоимостью 23330 руб. Пунктом 2.4.9 Соглашения установлено, что начинающий фермер , обязан создать в крестьянском (фермерском) хозяйстве не менее 1 постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. руб. Гранта, в том числе 1 постоянное рабочее место в течение первого года деятельности с момента получения Гранта. В нарушение п. 2.4.9 Соглашения, согласно предоставленной ИП ФИО3 КФ ФИО1 отчетности по состоянию на 01.01.2017 2 рабочих места не созданы, заработная плата не выплачивалась, отчислений в соответствующие фонды не осуществлялось, заключен только 1 трудовой договор от 26.05.2017. В
Апелляционное определение № 33-1691 от 06.04.2016 Калининградского областного суда (Калининградская область)
по тексту - предварительный договор), в котором согласованы все существенные и необходимые с точки зрения сторон условия будущего основного договора. В соответствии с предварительным договором стороны приняли на себя обязательство заключить в будущем – до 01 октября 2015 года договор купли-продажи земельного участка по цене 1000000 руб. Иные условия договора стороны намереваются установить при его заключении. В силу п.10 предварительного договора, поскольку ФИО2 является участником государственной программы по поддержке начинающих фермеров по программе « Начинающий фермер », оплата по основному договору купли-продажи будет произведена за счет средств предоставленного гранта на развитие фермерского хозяйства по программе «Начинающий фермер»; в случае отказа в выдаче гранта стороны в добровольном порядке отказываются от заключения договора. 10 сентября 2015 года ФИО1 в адрес ФИО2 было направлено письмо о заключении в соответствии с предварительным договором от 13 мая 2015 года основного договора купли-продажи указанного выше земельного участка с предложением обсудить условия основного договора. Письмом от 15
Апелляционное определение № 33-3668 от 07.06.2018 Воронежского областного суда (Воронежская область)
получении гранта и обязательством, которое принимает на себя крестьянское (фермерское) хозяйство. С условиями предоставления гранта ИП глава КФХ ФИО1 был ознакомлен и согласен, что подтверждается его заявкой на участие в конкурсе, а также обязательством осуществлять деятельность не менее 5 лет. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом с ИП главой КФХ ФИО1 заключено соглашение № о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и/или единовременной помощи на бытовое обустройство (далее - Соглашение) подпунктом 2.3.4 пункта 2.3 которого начинающий фермер обязуется осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта. ДД.ММ.ГГГГ подведомственным учреждением Департамента БУ ВО «Воронежский областной центр информационного обеспечения АПК» проведена проверка целевого использования средств гранта ИП главой КФХ ФИО1. В результате проверки установлено, что хозяйственная деятельность не ведется, крестьянское (фермерское) хозяйство ФИО1 прекратило деятельность ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением членов КФХ от ДД.ММ.ГГГГ. С учетом изложенного, установленные пунктом 2.12 Порядка и подпунктом 2.3.4 пункта 2.3 Соглашения