ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Наилучшие доступные технологии обезвреживания отходов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 11.
к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение. 8. С 1 января 2016 года до 31 декабря 2019 года при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам указанной платы применяются следующие коэффициенты: 1) коэффициент 0 - за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и использованных в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом либо переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; 2) коэффициент 1 - за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов; 3) коэффициент 1 - за объем или массу размещенных отходов производства и потребления в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления,
Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду
о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления; сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду; сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду; сведения о программе производственного экологического контроля; сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду; информацию о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии наилучшим доступным технологиям; информацию о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления; сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора; информацию о консервации, ликвидации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, об изменении его места нахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду. 5. Сбор, хранение, обработка, предоставление и распространение информации, характеризующей объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с законодательством Российской
Определение № А60-20774/2021 от 13.05.2022 Верховного Суда РФ
13.02.2019 № 12-50/01239-ОГ, пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ управления не соответствует фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства, нарушает права общества. Суд апелляционной инстанции согласился с позицией общества, основанной на разъяснениях АО «ВУХИН», которая заключается в том, что при совместном коксовании шихты и спорных видов отходов 5 класса опасности не образуются, и в атмосферный воздух не выбрасываются новые вредные вещества. При этом суд отклонил ссылку управления на Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Обезвреживание отходов термическим способом (сжигание отходов), утвержденный Приказом Росстандарта от 15.12.2015 № 1579, поскольку данный документ, согласно области его применения, не распространяется на технологии термического обезвреживания отходов, являющихся неотъемлемым подпроцессом технологического процесса производства отраслевой продукции на предприятиях. Разрешая спор в части пункта 3 оспариваемого письма, суд апелляционной инстанции учел, что отчет по инвентаризации выбросов был выполнен обществом в 2019 году. Письмом от 02.03.2020 № 09-05-25/3586 управление подтвердило достаточность отчета для проведения сводных расчетов по
Определение № А71-14986/19 от 29.09.2021 Верховного Суда РФ
лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в перечень, обратиться в уполномоченный орган с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 01.01.2019 по 31.12.2022 включительно. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в перечень, до 01.01.2025 обязаны получить комплексное экологические разрешение. Таким образом, до 01.01.2019 у субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствовала обязанность разрабатывать и утверждать НООЛР. Данные субъекты представляли в уполномоченный орган отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в указанные выше сроки допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения (часть
Постановление № 17АП-1237/2022-АК от 12.04.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
не произойдет, как следствие, не произойдет выбросов новых веществ в атмосферный воздух. Позиция общества, основанная на разъяснениях специализированного научно-исследовательского института, которая заключается в том, что при совместном коксовании шихты и спорных видов отходов 5 класса опасности не образуются и в атмосферный воздух не выбрасываются новые вредные вещества, заинтересованным лицом документально не опровергнута. Ссылка суда первой инстанции и Управления по данному пункту предписания на ИТС 9-2015 неправомерна, поскольку данный документ (Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Обезвреживание отходов термическим способом (сжигание отходов), утвержденный Приказом Росстандарта от 15.12.2015 № 1579), согласно области его применения не распространяется на технологии термического обезвреживания отходов, являющиеся неотъемлемым подпроцессом технологического процесса производства отраслевой продукции на предприятиях. Материалами дела не подтверждается наличие недостоверной, искаженной информации в представленном заявителем отчете по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Доказательств появления в результате используемого обществом метода утилизации отходов новых выбросов материалы проверки не содержат, документально
Постановление № А05-3193/2022 от 13.09.2022 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда
применяются следующие коэффициенты: коэффициент 0 – за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду; коэффициент 0 – за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически утилизированных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для утилизации в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; коэффициент 1 – за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов; коэффициент 1 – за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; коэффициент 25 – за объем или массу
Постановление № А70-18368/2021 от 25.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда
за негативное воздействие на окружающую среду; л) сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду; м) сведения о программе производственного экологического контроля; н) сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду; о) информация о применяемых технологиях на объектах, отнесенных к I категории в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, и об их соответствии наилучшим доступным технологиям; п) информация о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления; р) сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора; с) информация о консервации, ликвидации объекта, об изменении его местонахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект. В силу пункта 13 тех же Правил Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является оператором государственного реестра и выполняет следующие функции: а) осуществляет техническое обеспечение функционирования государственного реестра; б) определяет
Постановление № 06АП-7305/2021 от 19.01.2022 АС Хабаровского края
труба газохода № 0004, трубы котельной № 0011. Согласно положениям статьи 30 Закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон об охране атмосферного воздуха), юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования. Под установкой очистки газа, в силу статьи 1 Закона об охране атмосферного воздуха, понимается сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В силу императивных указаний пункта 7 статьи 16 Закона об охране атмосферного воздуха запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки
Решение № 72-385/17 от 09.08.2017 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)
области от 05 ноября 2014 года № 608. Не смотря на то, что в указанном заключении отсутствует конкретизация модификации установки, которая прошла государственную экологическую экспертизу, из перечня материалов, представленных для проведения экспертизы, и содержания экспертизы следует, что объектом исследования являлась документация выпущенной на этот момент в эксплуатацию установки для утилизации замазученных грунтов и буровых шламов УЗГ-1М 1,2/6.7.12 производительностью менее 6 тонн в час. Подтверждением этому является информация, отраженная в Информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям «Обезвреживание отходов термическим способом (сжигание отходов»), утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2015 года № 1579, в котором зафиксирован указанный объем производительности проэкспертированной установки. Спорная установка УЗГ-1М 1,2/8.7.12.14 РЭ имеет иные размеры (длину), дополнительный элемент (бункер загрузочный с механизмом измельчения), а также увеличенную производительность (от 8 до 10 тонн в час), что свидетельствует о внесении изменений в технологический процесс установок, техническая документация которых ранее прошла государственную экологическую экспертизу.
Решение № 21-772/2022 от 25.05.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)
применения наилучших доступных технологий и не включенном в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов. Согласно отчету о проведении инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «КРЫМ-ЭКОГИДРОТЕХ» на объекте реализуются технологические процессы и виды деятельности, относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий в части обезвреживания отходов термическим способом (сжигание отходов, низкотемпературный пиролиз), утилизации и обезвреживания отходов (кроме обезвреживания термическим способом). Также на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 5.07.2021 года № 862 ООО «КРЫМ-ЭКОГИДРОТЕХ» выдано разрешение № 35715000/1-21 на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных), согласно которому в период с 5 июля 2021 года до получения комплексного экологического разрешения, но не более чем до 1 января 2025 года обществу разрешено
Решение № 12-395/2021 от 28.02.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)
применения наилучших доступных технологий и не включенном в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов. Согласно отчету о проведении инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «Крым-Экогидротех» на объекте реализуются технологические процессы и виды деятельности, относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий в части обезвреживания отходов термическим способом (сжигание отходов, низкотемпературный пиролиз), утилизации и обезвреживания отходов (кроме обезвреживания термическим способом). Также на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 5 июля 2021 года № ООО «Крым-Экогидротех» выдано разрешение № на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных), согласно которому в период с 5 июля 2021 года до получения комплексного экологического разрешения, но не более чем до 1 января 2025 года обществу разрешено