ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Национальная платежная система - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 10-УДП20-1 от 11.03.2020 Верховного Суда РФ
новое кассационное рассмотрение. Указывает, что выводы суда кассационной инстанции в обоснование необходимости переквалификации действий осужденного с п.«г» ч.З ст. 158 УК РФ на п.«в» ч.2 ст. 158 УК РФ; что квалифицирующий признак кражи - совершенной с банковского счета - может иметь место только при хищении безналичных и электронных денежных средств путем их перевода в рамках применяемых форм безналичных расчетов в порядке, регламентированном ст.5 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе », а операция снятия наличных денежных средств, совершаемая по банковским картам, в устройствах банка (банкоматах и терминалах), не может рассматриваться как операция перевода денежных средств в рамках вышеуказанного Федерального закона, - являются ошибочными. Обращает внимание на то, что для квалификации действий виновного по п.«г» ч.З ст. 158 УК РФ юридически значимым является то обстоятельство, что предметом преступления выступают денежные средства, находящиеся на банковском счете; при этом каких-либо указаний на конкретный способ их изъятия
Определение № 48-КГ21-3 от 01.06.2021 Верховного Суда РФ
предусмотренном соглашениями, на возмездной основе цессионарию на условиях соглашений, а цессионарий обязуется уплатить цеденту за них установленную в пункте 1.3 соглашений цену. Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции сослался на положения статей 128, 140 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1.1 главы 1 Положения Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», пункта 19 статьи 3 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе » и указал, что титульный знак ^/М2 является условной виртуальной учетной единицей, которую можно использовать только в рамках системы «\ № еЪМопеу Тгапз&г» - эмитента этих условных виртуальных единиц, не является предметом материального мира, не существует в физически осязаемой форме, не обладает признаками вещи, в том числе денег, ценных бумаг, не является предметом гражданского оборота, а потому не может выступать объектом гражданско-правового договора. С такими выводами согласились суд апелляционной инстанции и кассационный суд
Определение № А41-37308/20 от 10.08.2021 Верховного Суда РФ
Суда Российской Федерации считает, что оснований для передачи жалобы Общества на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется. Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, проанализировав условия договора от 01.01.2016 № 67/16 об организации расчетов за коммунальные услуги, руководствуясь статьями 779, 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе », Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Центра (агента) в пользу Общества (управляющей компании) задолженности по договору от 01.01.2016 об организации расчетов за коммунальные услуги и неустойки, начисленной на сумму долга, поскольку истец не доказал, что агент ненадлежащим образом исполнил свои обязательства по этому договору. Суд округа согласился с
Постановление № А33-15133/2021 от 31.08.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда
комиссия. ООО «Кэшдэй» не является субъектом национальной платежной системы в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», что исключает какое-либо участие кредитора в осуществлении переводов либо возникновение у него прав (требований) в отношении денежных средств клиентов-отправителей переводов. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. В соответствии с п. 1 абз. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон о НПС) национальная платежная система (НПС) - совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов услуг информационного обмена, иностранных поставщиков платежных услуг, операторов иностранных платежных систем, поставщиков платежных приложений (субъекты национальной платежной системы). Главой 4 Закона о НПС предусмотрено, что Банк России ведет реестры субъектов НПС
Постановление № А03-5383/18 от 24.12.2018 Седьмой арбитражного апелляционного суда
услуги, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. При этом положения Закона № 103-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке. В соответствии со статьей 3 Закона о национальной платежной системе под платежной услугой понимается услуга по переводу денежных средств, услуга почтового перевода и услуга по приему платежей. В статье 3 Закона № 161-ФЗ даны и иные понятия, используемые в законе, в частности: 1) национальная платежная система - совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы); 2) оператор по переводу денежных средств - организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств; 4) банковский платежный агент - юридическое лицо, не являющееся
Постановление № 19АП-1501/2016 от 13.04.2016 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
средств по требованию получателя средств (прямое дебетование); расчетов в форме перевода электронных денежных средств. Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами (далее - основной договор). Какие-либо из вышеперечисленных сведений отсутствуют в информационном сообщении о проведении рассматриваемого аукциона. Также следует отметить, что информационное сообщение о проведении аукциона не содержит указания на используемую систему платежей (информация о которой также составляет порядок о внесении задатка), поскольку национальная платежная система , существующая в Российской Федерации, состоит не из конкретно одного, а из нескольких сервисов, которые подразделяются на срочные и не срочные платежи. Положение № 384-П предусматривает возможность осуществления перевода денежных средств в рамках расчетов платежными поручениями с использованием сервиса срочного перевода. Согласно пункту 3.11 Положения № 384-П перевод денежных средств с использованием сервиса срочного перевода на основании поручения банка осуществляется в порядке, установленном Положением Банка России № 303-П и Указанием Банка России №
Постановление № 18АП-16857/2021 от 24.12.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее трех лет со дня оплаты. Из приведенных норм законодательства следует, что продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон № 161-ФЗ) национальная платежная система - совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов услуг информационного обмена, иностранных поставщиков платежных услуг, операторов иностранных платежных систем, поставщиков платежных приложений (субъекты национальной платежной системы). Следовательно, организации федеральной почтовой связи, к которым относится АО «Почта России» является участником национальной
Постановление № А40-129405/2021 от 20.04.2022 АС Московского округа
карт отправителей-переводов, и по правилам платежных систем исключительно Банк являлся обязанной стороной по возвратным или опротестованным денежным переводам. В частности, в случае поступления требования отправителя перевода о возврате денежных средств, такая возвратная операция осуществлялась за счет собственных средств Банка без какого-либо участия Кредитора в указанном процессе. Согласно п. 1 абз. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - Закон о национальной платежной системе) национальная платежная система - совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов услуг информационного обмена, иностранных поставщиков платежных услуг, операторов иностранных платежных систем, поставщиков платежных приложений (субъекты национальной платежной системы). Главой 4 Закона о национальной платежной системе предусмотрено, что Банк России ведет реестры субъектов
Решение № 2-2841/2016 от 12.04.2016 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)
и месте судебного заседания извещен, причину неявки не сообщил, просил рассмотреть в свое отсутствие. Заслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению исходя из следующего. В силу ч.1. ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ч.1 ст. 3 ФЗ «О национальной платежной системе» национальная платежная система - совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы); В силу п.1. ст. 15 ФЗ «О национальной платежной системе» оператором платежной системы может являться кредитная организация, организация, не являющаяся кредитной организацией и созданная в соответствии с законодательством Российской
Апелляционное определение № 2-4876/2021 от 07.10.2021 Свердловского областного суда (Свердловская область)
с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 2 ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей). На основании п. 3 ст. 37 Закона о защите прав потребителей оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» национальная платежная система - совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов услуг информационного обмена, иностранных поставщиков платежных услуг, операторов иностранных платежных систем, поставщиков платежных приложений (субъекты национальной платежной системы). Согласно ч. 15 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения, управляющая организация,
Решение № 12-193/19 от 11.09.2019 Чистопольского городского суда (Республика Татарстан)
(или) средствам коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", продавец (исполнитель) освобождается от обязанности обеспечить в этом месте возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов. Продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором составляет менее пяти миллионов рублей за предшествующий календарный год. В статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» указано что национальная платежная система - совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов услуг информационного обмена, иностранных поставщиков платежных услуг, операторов иностранных платежных систем, поставщиков платежных приложений (субъекты национальной платежной системы). Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление Роспотребнадзора по РТ в