ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Не должны пересекать - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минэкономразвития России от 03.06.2011 N 267 (ред. от 06.04.2018) "Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2011 N 21318)
землеустройства; - по результатам работ по установлению на местности границ объектов землеустройства; - в случаях изменения описания местоположения границ объектов землеустройства или прохождения Государственной границы Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации. (п. 5.2 введен Приказом Минэкономразвития России от 16.09.2016 N 586) 6. При описании местоположения границ объекта землеустройства необходимо учитывать следующие требования. 6.1 - 6.2. Утратили силу. - Приказ Минэкономразвития России от 06.04.2018 N 177. (см. текст в предыдущей редакции) 6.3. Административные границы не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в Единый государственный реестр недвижимости сведениями о таких земельных участках. (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 06.04.2018 N 177) (см. текст в предыдущей редакции) 6.4. Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения и должна полностью входить в состав территории муниципального района. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района. 6.5. Если
Письмо Минэкономразвития России от 07.03.2013 N ОГ-Д23-1058 "О рассмотрении обращения"
образованием земельных участков, и сообщает. В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения. Вместе с тем, полагаем возможным по затронутому в обращении вопросу отметить следующее. Исходя из положений пунктов 3, 6 статьи 11.9, пункта 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные действующим законодательством. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. Пунктом 5 части 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) установлено, что в случае, если одна
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 02.07.2019 N АПЛ19-222 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 10.04.2019 N АКПИ19-19, которым отказано в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 4.3 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090>
4.3 Правил в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, основан на положениях действующего законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации, которые приведены в обжалуемом решении. Суд правильно указал в решении, что оспариваемое предписание Правил соответствует как нормам Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", так и подпункту "а" пункта 6 статьи 20 Конвенции о дорожном движении, устанавливающему, что пешеходы не должны пересекать проезжую часть дороги, не приняв мер предосторожности; они должны пользоваться пешеходными переходами, если таковые имеются поблизости. При этом суд обоснованно указал, что абзац третий пункта 4.3 Правил должен применяться в системном единстве с иными положениями законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и не содержит неопределенности, на наличие которой ссылается административный истец. Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции материалами административного дела не подтверждаются. Использование в нормативном правовом
Статья 19. Образование избирательных участков, участков референдума
участки, участки референдума для граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, образуют в срок, установленный федеральным законом, руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. Положение пункта 2 настоящей статьи, касающееся числа избирателей, участников референдума, может не применяться при образовании избирательных участков, участков референдума за пределами территории Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 4. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. (в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 157-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 5. В местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки, участки референдума могут образовываться предусмотренной законом комиссией на
Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам
Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам 1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. 2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. 3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. 4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. 5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. 6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения
Решение № АКПИ19-19 от 10.04.2019 Верховного Суда РФ
интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. При этом в силу пункта 1 статьи 24 данного Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Оспариваемые положения нормативного правового акта корреспондируют предписаниям Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 8 ноября 1968 г., согласно которой пешеходы не должны пересекать проезжую часть дороги, не приняв мер предосторожности; они должны пользоваться пешеходными переходами, если таковые имеются поблизости (подпункт «а» пункта 6 статьи 20). Абзац третий пункта 4.3 Правил подлежит применению в системном единстве с иными положениями законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, не содержит неопределенности. Что касается оценочных понятий, содержащихся в оспариваемых положениях Правил, то, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, их использование не свидетельствует о неопределенности содержания норм: разнообразие фактических обстоятельств
Апелляционное определение № 2-АПА19-5 от 05.07.2019 Верховного Суда РФ
в соответствии с настоящими Правилами. При перекрытии (пересечении) прилегающих территорий внешняя часть границы прилегающих территорий устанавливается на равном удалении от зданий, строений, сооружений, земельных участков. В случае если здание, строение, сооружение, земельный участок, в отношении которых определяется внешняя часть границы прилегающей территории, граничат с охранной, санитарно-защитной зоной, зоной охраны объектов культурного наследия и иной зоной, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, внешняя часть границ прилегающей территории такого здания, строения, сооружения, земельного участка не должна пересекать границы указанных зон. Пунктом 3.6.4. Правил благоустройства определено, что работы по содержанию прилегающей территории включают: скашивание травы (высота травяного покрова не должна превышать 15 см); уборку мусора; санитарную вырубку аварийных деревьев; ежедневное подметание в весенне-летний период пешеходных коммуникаций (в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок), парковок; уборку снега, устранение скользкости в осенне-зимний период пешеходных коммуникаций (в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок), парковок; окраску малых архитектурных форм (1 раз год в весенне-летний период);
Постановление № А32-23749/16 от 24.08.2017 АС Северо-Кавказского округа
совокупности представленных в дело доказательств. Статьей 11.9 Земельного кодекса предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (пункт 1). Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с Земельным кодексом, другими федеральными законами (пункт 2). Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (пункт 3). Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4). Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5). Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ,
Постановление № А32-13736/19 от 26.07.2023 АС Северо-Кавказского округа
участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке (пункты 1, 8 статьи 11.2 Земельного кодекса). Положениями статьи 11.9 Земельного кодекса предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и
Постановление № А32-17843/2017 от 19.07.2018 АС Северо-Кавказского округа
статьи 201 данного Кодекса). Довод кассационной жалобы о возможности учета изменений исходных участков в качестве многоконтурных земельных участков не принимается. В данном случае подготовка схем осуществлена заявителем с учетом характеристик исходных земельных участков и расположенных на них линейных объектов. Как следует из представленных в дело заключений кадастрового инженера, при подготовке схем учитывались требования Правил, утвержденных постановлением от 11.08.2003 № 486, а также статьи 11.9 Земельного кодекса, частности о том, что границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Ссылку территориального управления на уменьшение площади исходных земельных участков в результате уточнения их границ следует отклонить. В данном случае схемы расположения земельных участков необходимы для последующего раздела исходных земельных участков. В силу пункта 6 статьи 11.4 Земельного кодекса при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в
Постановление № А63-13076/13 от 19.05.2015 АС Северо-Кавказского округа
в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков (часть 2 статьи 38 Закона о кадастре). Частью 3 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований или границы населенных пунктов. В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в случае, если одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта. В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о кадастре ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка
Постановление № А10-5752/20 от 10.03.2022 АС Восточно-Сибирского округа
Республике Бурятия» в Единый государственный реестр недвижимости внесены границы муниципальных образований СП «Тарбагатайское», СП «Куйтунское», СП «Большекуналейское», СП «Шалутское» Тарбагатайского района. Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен в числе прочего статьей 11.9, положения которой вступили в силу с 24.10.2008. Согласно пункту 3 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Как верно указано судами, акты гражданского и земельного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Федеральный закон от 22.07.2008 № 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений» не содержит положений о придании новой редакции Земельного кодекса Российской Федерации в части применения статьи 11.9 обратной силы. В этой связи положения
Решение № 2-310/2021 от 31.08.2021 Рамонского районного суда (Воронежская область)
числе относится описание местоположения объекта недвижимости (п.3). Согласно ч.7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (действующего на момент постановки спорного участка на кадастровый учет) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. В соответствии с ч.11 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в ред. действующей с 01.01.2017, т.е. на момент выявления реестровой ошибки, предусмотрено, что границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный
Решение № 2-3272/19 от 09.09.2020 Воскресенского городского суда (Московская область)
(Виноградовское лесничество, 16,52% 198 кв.м); 2) в связи с пересечением с Гослесфондом земельный участок находится в двух территориальных зонах – Ж-2 (застройки индивидуальными жилыми домами) и зоне лесов; 3) по заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области на земельном участке расположена часть водного объекта – река Кепиковка, участок частично расположен в береговой полосе и водоохраной зоне реки Кепиковка; 4) земельный участок частично расположен в городском округе Коломна, границы вновь образуемых земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов; 5) земельный участок частично расположен в придорожной полосе автомобильных дорог. С принятым ответчиком отказом истец не согласен, считает его не соответствующим нормам действующего законодательства, в связи с чем было подано исковое заявление о признании незаконным отказа администрации Воскресенского муниципального района в преобразовании земельного участка с кадастровым номером № путем его раздела, разделе земельного участка, установлении границ выделяемых в результате раздела земельного участка. При рассмотрении настоящего
Решение № 2-476/18 от 03.09.2018 Отрадненского городского суда (Самарская область)
его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п.10). Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный
Решение № 2-827/2021 от 09.12.2021 Рамонского районного суда (Воронежская область)
числе относится описание местоположения объекта недвижимости (п.3). Согласно ч.7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (действующего на момент постановки спорного участка на кадастровый учет) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. В соответствии с ч.11 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в ред. действующей с 01.01.2017, т.е. на момент выявления реестровой ошибки, предусмотрено, что границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный
Решение № 2-783/2022 от 09.09.2022 Чебоксарского районного суда (Чувашская Республика)
исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 10). Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный