ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Недискриминационный доступ - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 303-ЭС15-16828 от 11.12.2015 Верховного Суда РФ
 ВЕРХОВНЫЙ СУДРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 303-ЭС15-16828 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 11.12.2015 Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г., изучив кассационные жалобы компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» (далее – компания Сахалин Энерджи) и публичного акционерного общества «Газпром» на постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.09.2015 по делу № А59-3071/2014 по заявлению открытого акционерного общества «Нефтяная компания «Роснефть» (далее - ОАО «НК «Роснефть») об обязании компании Сахалин Энерджи обеспечить недискриминационный доступ к свободным мощностям магистрального газопровода проекта «Сахалин-2» (Транссахалинская трубопроводная система), выдав ОАО «НК «Роснефть» технические условия и точки подключения к ГТС «Сахалин-2» для транспортировки природного газа в объеме до 8 млрд. куб. м/год от ПК 0 (ОБТК «Лунское») до ПК 455 (отвод к площадке размещения завода в районе с. Ильинское) в соответствии с ранее направленными ОАО «НК «Роснефть» запросами от 21.10.2013 № ИС-884, от 14.11.2013 № ИС-951, от 14.11.2013 № ИС-952, от 14.11.2013 №
Определение № 48-АПА19-30 от 30.01.2020 Верховного Суда РФ
отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных данной нормой. Согласно пункту 3 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861, недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике и пунктом 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке единые (котловые) тарифы на
Определение № 15АП-3952/19 от 08.06.2020 Верховного Суда РФ
422 415 руб. 57 коп. задолженности и 39 182 566 руб. 82 коп. пеней оставлены в силе, в остальной части судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Сетевая организация в жалобе, не соглашаясь с постановлением суда округа, указывает на нарушение судом при определении объема полезного отпуска электрической энергии положений статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), пунктов 15, 50, 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), пунктов 2, 4, 129, 130 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), а также условий договора от 15.01.2014 № 407/30-5 оказания услуг по передаче электрической энергии (пункты 1.1.9, 1.1.13). Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2020 кассационная
Решение № АКПИ19-354 от 17.07.2019 Верховного Суда РФ
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № АКПИ 19-354 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Москва 17 июля 2019 г. Верховный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Верховного Суда Романенкова Н.С. Российской Федерации судей Верховного Суда Борисовой Л.В. Российской Федерации Назаровой А.М. при секретаре Березиной А.В. с участием прокурора Масаловой Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «РегионЭнергоКонтракт» о признании частично недействующим абзаца первого пункта 152 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861, установил: согласно пункту 152 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила) при расчете и применении цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированной по уровням напряжения в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, уровень напряжения в отношении
Апелляционное определение № 86-АПА19-1 от 10.07.2019 Верховного Суда РФ
связи с чем оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи). Публичное акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» обратилось в суд с аналогичным административным исковым заявлением об оспаривании Решения № 181, ссылаясь на его несоответствие положениям Закона о связи, Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также - Закон о защите конкуренции), Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 1284 (далее также - Правила недискриминационного доступа). Определением Владимирского областного суда от 16 января 2019 г. административные дела по указанным административным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения. Решением Владимирского областного суда от 26 февраля 2019 г. административные исковые требования удовлетворены: Решение № 181 признано не действующим с даты принятия. В апелляционных жалобах Совет народных депутатов
Постановление № А59-3071/14 от 09.09.2015 АС Дальневосточного округа
доверенности от 06.04.2015 № 01/04/04-204д рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Нефтяная Компания «Роснефть» на решение от 27.02.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 по делу № А59-3071/2014 Арбитражного суда Сахалинской области дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Пустовалова Т.П.; в суде апелляционной инстанции судьи: Култышев С.Б., Ветошкевич А.В., Синицына С.М. по иску открытого акционерного общества «Нефтяная Компания «Роснефть» к компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» об обязании обеспечить недискриминационный доступ к свободным мощностям магистрального газопровода третье лицо: открытое акционерное общество «Газпром» Открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть» (далее – ОАО «НК «Роснефть», истец, заявитель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» (далее – компания, ответчик) с иском об обязании обеспечить недискриминационный доступ к свободным мощностям магистрального газопровода проекта «Сахалин-2» (Транссахалинская трубопроводная система), выдав ОАО «НК «Роснефть» технические условия и точки подключения к ГТС «Сахалин-2» для транспортировки природного
Постановление № А60-38228/2021 от 16.06.2022 АС Уральского округа
приложению № 1 к договору, а пользователь обязуется своевременно вносить определенную договором плату в соответствие с разделом 5 договора. В пункте 11.2 договора установлено, что договор действует до 30.11.2016 и считается продленным на такой же срок и на тех же условиях, если за 30 дней до истечения срока договора, ни одна из сторон не заявит о его расторжении. Согласно пунктам 5.1, 5.2 договора стоимость временного ограниченного пользования объектами определяется в соответствии с тарифами на недискриминационный доступ к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи и составляет 257 562 руб. 46 коп., в т.ч. НДС 20%, за один календарный месяц (в редакции дополнительного соглашения от 01.09.2019 № 6 к договору). Размер оплаты может изменяться истцом на экономически обусловленную величину с изменением утвержденного тарифа на недискриминационный доступ к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, в одностороннем порядке, но не чаще одного раза в год. В соответствии с пунктом 5.4 договора пользователь обязан перечислять плату в
Постановление № 17АП-8009/2023-ГК от 11.10.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает, что предложенная истцом редакция 2.1, 2.2.1, 9.4 в договора не соответствует Правилам № 2106 «О порядке недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.11.2022, цена договора подлежит определению на основании тарифа за одну опору, имеющего расчетное обоснование, исключение из договора упоминания о тарифе приведет к невозможности обеспечить недискриминационный доступ для всех операторов связи. По мнению апеллянта, суд превысил компетенцию в части самостоятельного определения цены договора, установленный истцом тариф является экономически обоснованным, обеспечивает компенсацию обществу экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли. Считает неправомерным определение судом стоимости по договору на основании решения по делу № А40-229133/2021, так как ФАС России не является органом, уполномоченным по установлению и оценке стоимости тарифа за пользование инфраструктурой, решение ФАС России касалось периода до 01.03.2023 и вступления в силу Правил
Постановление № А70-7456/2023 от 30.11.2023 АС Западно-Сибирского округа
административная ответственность за самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам, газопроводам либо самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения определены Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ). В соответствии со статьей 27 Закона № 69-ФЗ организации – собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1370 утверждено Положение «Об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям» (далее – Положение № 1370), в соответствии с пунктами 1, 3 которого любая организация на территории Российской Федерации имеет право на недискриминационный доступ к местным газораспределительным сетям для транспортировки газа к покупателям; под
Постановление № А56-10799/2023 от 30.01.2024 АС Северо-Западного округа
приняв его в редакции истца. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы. При рассмотрении настоящего спора суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались статьями 421, 426, 445 и 446 ГК РФ, Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 1284 (далее - Правила № 1284). Согласно пункту 3 Правил № 1284 недискриминационный доступ к инфраструктуре предусматривает обеспечение равных условий реализации прав пользователей инфраструктуры независимо от их организационно-правовой формы, правовых отношений с владельцем инфраструктуры. Недискриминационный доступ к инфраструктуре может допускать применение дифференцированных условий доступа, которые экономически и технологически обоснованы. В силу пункта 19 Правил № 1284 предоставление доступа к инфраструктуре осуществляется на основании договора. В пункте 26 Правил № 1284 перечислены существенные условия, которые должен содержать договор, среди которых указан срок действия договора. Суды первой и апелляционной инстанций
Решение № 11-789/19 от 09.08.2019 Ростовского областного суда (Ростовская область)
к услугам по передаче электрической энергии. Согласно ч. 4 этой же статьи, сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов. В силу п. п. 3, 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861, недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Согласно п. 5 Правил, в случае, если энергопринимающие устройства потребителя
Решение № 22 от 06.09.2010 Тихорецкого городского суда (Краснодарский край)
являются бесхозными, поскольку не состоят на балансе НЭСК, "Кубаньэнергосбыта" и администрации Тихорецкого городского поселения, СОТ «...» и не зарегистрирован в установленном законом порядке, не является юридическим лицом, следовательно, не имеет баланс, на котором могли бы находиться указанная трансформаторная подстанция и электрические сети, документы на указанные объекты недвижимости отсутствуют. Непринятие ответчиком мер, направленных на признание права собственности на комплекс электросетей и трансформаторную подстанцию, а также по обеспечению их безопасности нарушает права неопределенного круга лиц на недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии. В судебном заседании старший помощник Тихорецкого межрайонного прокурора Веселова Ж.Ю. исковые требования поддержала, пояснила, что в результате проведенной Тихорецкой межрайонной прокуратурой проверки были выявлены нарушения действующего законодательства, допускаемые администрацией Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района, поскольку в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация
Решение № 12-221/18 от 08.01.2018 Котласского городского суда (Архангельская область)
Правительства РФ от 30 декабря 2013 года № 1314 (далее по тексту - Правила № 1314), в данном случае не подлежат применению, поскольку подключение здания по адресу: г. Котлас, .... проведено в 2013 году. В силу ст. 27 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 69-ФЗ) организации - собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Оснований для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа, установленных пунктом 3 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2016 года № 1245 (далее по тексту - Правила № 1245), здания по адресу: г. Котлас, .... не имелось. Доводы должностного лица о нарушениях в
Решение № 2-4635/20 от 22.09.2020 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)
воддотведения, и, как следствие, субъектом естественной монополии. В ходе надзорных мероприятий установлено, что сайт ООО «Экспресс» (<данные изъяты>), не имеет возможности обеспечить принятие в электронной форме заявок и прилагаемых документов заявителей, в том числе возможность получения заявителями на безвозмездной основе идентификатора и пароля, сведений об основных этапах обработки заявок в режиме реального времени. Изложенное влечет за собой невозможность исполнения вышеуказанных требований закона и как следствие - нарушает права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на недискриминационный доступ к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям. Просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Экспресс» обеспечить недискриминационный доступ к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также обеспечение равных условий предоставления указанных услуг путем обеспечения возможности принятия в электронной форме заявок и прилагаемых документов заявителей, в том числе возможности получения заявителями на безвозмездной основе идентификатора