ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Недостоверная реклама - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 305-АД15-14363 от 20.11.2015 Верховного Суда РФ
рекламе) определено, что рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе определено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и
Определение № 301-КГ15-18655 от 05.02.2016 Верховного Суда РФ
деятельность заявителя по предоставлению им информационных (операторских) услуг как службу заказа, по телефону <***> которой можно заказать такси, а именно, осуществить вызов перевозчика, имеющего соответствующее разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, тогда как существом рекламируемых информационных услуг является лишь обеспечение заказа легкового автомобиля без гарантии того, что заказанное автотранспортное средство будет отвечать требованиям, предъявляемым к легковому такси. С учетом этого суды согласились с выводами антимонопольного органа о распространении обществом недостоверной рекламы , что является нарушением пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, в связи с чем признали оспариваемые акты управления законными и обоснованными, не нарушающими права и законные интересы заявителя. Доводы жалобы выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. Исходя из вышеизложенного, оснований для передачи кассационной жалобы для
Определение № 17АП-14649/19 от 27.05.2020 Верховного Суда РФ
изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как установлено судами, антимонопольный орган отказал в возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе по жалобе заявителя на размещение недостоверной рекламы организациями, предоставляющими услуги по подготовке к Единому государственному экзамену; в части возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации заявление оставлено без рассмотрения. Полагая выводы управления ошибочными, заявитель обратился в суд с соответствующими требованиями. Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные взаимоотношения, суды пришли к выводу о законности принятого управлением ненормативного акта. Суды исходили из доказанности выводов управления о том, что спорная информация не подпадает под понятие
Определение № А27-29251/19 от 22.03.2021 Верховного Суда РФ
№ 042/05/5-1041/2019 по признакам нарушения законодательства о рекламе. В ходе рассмотрения дела установлено, что 26.04.2019 в 19 часов 57 минут на абонентский номер ФИО1 от общества поступило смс-сообщение «3=2 на футболки и поло! + 2000 бонусов в подарок! 23.4-13.5 click.ru/FknTv». Решением антимонопольного органа от 21.10.2019 общество признано нарушившим требования пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) при распространении посредством смс-сообщения недостоверной рекламы , вводящей в заблуждение потребителей относительно условий акции, проводимой в магазинах «OSTIN», а именно отсутствие в рекламе существенной информации о том, что начисление 2000 бонусов возможно только после совершения покупки от 1000 рублей. Не согласившись с решением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд. Удовлетворяя заявление, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что содержащаяся в спорном смс-сообщении информация не является рекламой, не подтвержден факт предоставления покупателю недостоверной информации. Отменяя судебные акты, суд
Постановление № 302-АД15-5169 от 13.08.2015 Верховного Суда РФ
сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей. Объективную сторону указанного правонарушения образует непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации). Как следует из материалов дела и установлено судами, в связи с заявлением гражданина ФИО2 о нарушении требований законодательства о рекламе , в адрес общества управлением направлен запрос от 26.05.2014 № 4347 с требованием предоставить сведения о владельце абонентского номера, с которого названному лицу поступило смс-сообщение, содержащее рекламную информацию «СУШИ DISCOUNT». Общество письмом от 29.05.2014 года № 07529 отказало в предоставлении запрашиваемых управлением сведений, сославшись на статьи 53, 64 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи), статьи 3,
Постановление № А46-6816/2023 от 11.01.2024 АС Западно-Сибирского округа
товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2); ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4); рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5). В силу статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1). Недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 2). Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона рекламе). Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет
Постановление № А70-4651/2021 от 24.05.2022 АС Западно-Сибирского округа
привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2); товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3); ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4); рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5). Общие требования к рекламе установлены статьей 5 Закона № 38-ФЗ, в силу которой недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1); не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7); при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации (часть 11). В силу части 3 статье 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа,
Постановление № А27-7975/2023 от 27.02.2024 АС Западно-Сибирского округа
рынке (пункт 1); объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2); ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4). Согласно частям 1 и 7 статьи 5 названного Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. В пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен
Решение № 7Р-70 от 25.05.2012 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)
соответствует уставным целям деятельности организации (л.д. 31-34). Само по себе размещение данной информации, исходя из ее содержания, преследует цель получить преимущество в конкурентной борьбе с иными субъектами рынка данных услуг. Безвозмездный характер правоотношений с потенциальными клиентами (потребителями) не имеет правового значения. Таким образом, Марийское УФАС России правильно установило, что МРООП «Защита прав потребителей» является рекламодателем. Часть первая статьи 5 Федерального закона «О рекламе» устанавливает, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара (пункт 2 части третьей статьи 5). Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей. Исходя из оспариваемых постановления и решения судьи, в действиях МРООП «Защита прав потребителей», выразившихся в размещении указанной рекламы, содержатся два события правонарушения. Первое из
Решение № 33А-21/532/14 от 24.09.2014 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)
1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. В силу пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» не допускается недостоверная реклама, в которой содержатся не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара. Согласно ч.1 ст.14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа
Решение № 12-525/2016 от 20.07.2016 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)
к которым направлена реклама. Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе, товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Назначение рекламы - сформировать интерес к объектам рекламирования у потребителей рекламы. Одним из главных признаков рекламы является предназначенность содержащейся в ней информации для неопределенного круга лиц. Частью 1 статьи 5 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Согласно пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. Основанием для возбуждения дела явилось поступившее в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл обращение АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» от 10.07.2015 вх. №, в котором заявитель указал, что размещение недобросовестной и недостоверной рекламы
Решение № 2-4033/2021 от 23.11.2021 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)
в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия, на привлечение внимания к которым направлена реклама. Согласно ч. 1 ст. 5 от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. На указанном интернет - ресурсе размещена информация о продаже помещений в строящихся жилых комплексах. Учитывая, что данные предложения содержат информацию о цене товара, о месте его нахождения, количестве комнат, сроках сдачи домов в эксплуатацию и об иных условиях продажи, данные предложения являются публичной офертой (рекламой). Размещенная Обществом информация на интернет - ресурсе не содержит указания на лиц, на восприятие которых она направлена, что позволяет отнести ее к информации, предназначенной для неопределенного круга